Том 11, № 2 (2018)

Весь выпуск

Статьи

10 лет журналу «Биоэтика»

Петров В.И.
Биоэтика. 2018;11(2):5-5
pages 5-5 views

Тибетская медицина: особенности биоэтических и этических представлений

Жабон Ю.Z., Ринчинова О.С.

Аннотация

В статье на материалах тибетских источников, в основе которых 31 -ая глава “О лекаре” второго тома “Чжуд-ши” (XII в.), рассматриваются тибетские представления о ключевых проблемах медицинской этики. Целью исследования является попытка взглянуть на средневековую тибетскую врачебную этику в контексте этических моделей современной медицины. Показано, что этические нормы деятельности тибетского врача, в отличие от часто трансформирующихся европейских этических принципов, вот уже на протяжении нескольких веков остаются абсолютно неизменными, и до сих пор практикуются. Особое внимание уделено рассмотрению шести типов взаимоотношений тибетского врача с пациентом, которые сравнительно с европейскими моделями обнаруживают значительные элементы сходства, хотя конкретные подходы к решению некоторых проблем и отличаются. Подробно разбирается отношение тибетцев к эвтаназии и аборту, на которое серьезное влияние оказали буддийские учения о карме, реинкарнации. Делается вывод, что, несмотря на корпоративный, патерналистский характер древней врачебной этики Тибета в целом, здесь присутствует обязательное достоверное информирование пациента о диагнозе и прогнозе заболевания, что напоминает один из основных принципов современной биоэтики.
Биоэтика. 2018;11(2):6-9
pages 6-9 views

Религиозная детерминация биоэтических представлений медицинских работников

Светличная Т.Г., Меньшикова Л.И., Рухтин А.А.

Аннотация

В статье изложены результаты исследования морально-нравственных и биоэтических представлений верующих и неверующих медицинских работников для оценки влияния фактора религиозности на формирование биоэтического типа мировоззрения. Проведенный компаративный анализ морально-нравственных характеристик медицинских работников с религиозным (43,3%) и нерелигиозным (56,7%) типом мировоззрения выявил статистически значимое расхождение по 13-ти из 15-ти переменных, отражающих морально-нравственное состояние личности медицинских работников. Результаты анализа позволили установить различия в отношении верующих и неверующих медицинских работников ко всем 7-ми анализируемым биомедицинским технологиям: экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, клонированию человека, трансплантации органов, терапии фетальными клетками, искусственному прерыванию беременности и эвтаназии. Отношение к биомедицинским технологиям религиозных медицинских работников построено на моральных основаниях, наполнено моральным смыслом и связано с моральными обязательствами. Феномен религиозности способствует более глубокому пониманию медицинскими работниками смысла биоэтических дилемм и биоэтически ответственному отношению к медицинским вмешательствам в жизнь и смерть человека. Полученные результаты позволяют утверждать о том, что религиозность, способствуя становлению биоэтического мировоззрения медицинских работников и формированию на его основе этической компетентности, выступает важным фактором этической регуляции практики применения биомедицинских технологий в условиях новой модели моральных отношений в медицине.
Биоэтика. 2018;11(2):10-15
pages 10-15 views

Анализ методики криоконсервации эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении с точки зрения Православной биоэтики

Тарабрин Р.

Аннотация

Наиболее эффективным и распространенным способом преодоления бесплодия является экстракорпоральное оплодотворение. Многие современные методики ЭКО проводятся при сопутствующей гиперстимуляции яичников и потому неминуемо приводят к получению избыточного количества эмбрионов. Однако из них всего один - максимум два - переносятся в полость матки. Остальные подвергаются процедуре криоконсервации и хранятся при температуре жидкого азота для возможного будущего использования. Несмотря на то, что после криоконсервации процент наступления беременности выше, чем в циклах ЭКО со свежими эмбрионами, при процессах заморозки-разморозки происходит повреждение эмбрионов. Поэтому с точки зрения православной биоэтики криоконсервация должна быть приравнена к опосредованному убийству. Кроме того, не все замороженные эмбрионы подвергаются дальнейшей разморозке и переносу в матку для достижения беременности, что приводит к постоянному росту количества замороженных эмбрионов. Принимая во внимание недопустимость криоконсервации, в статье рассматриваются возможные состояния, когда при проведении ЭКО криоконсервация в форме витрификации может быть оправдана.
Биоэтика. 2018;11(2):16-19
pages 16-19 views

Этические дилеммы в современной сестринской практике

Коноплева Е.Л., Остапенко В.М.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы этической регуляции современной сестринской практики, в частности, устойчивая тенденция, направленная на конфронтацию и разобщение медицинских работников и пациентов, а также причины этого явления. Правовая и этическая неподготовленность сестринского персонала приводит к игнорированию организации профессионального ухода за тяжелобольными и неподвижными пациентами. Медицинские сестры, перекладывая мероприятия ухода на случайных людей, резко ухудшают прогноз для пациентов из группы риска, демонстрируя непонимание сути своей профессии, а также системное нарушение целого ряда правовых и этических документов. В российском сестринском деле имеет место ситуация терминологической путаницы двух совершенно разных понятий: «профессиональный» и «домашний» уход. Независимость и автономия отечественного сестринского дела должны проявляться, в первую очередь, в организации профессионального - научно обоснованного, доказательного -ухода за пациентами. Уход тогда является профессиональным, когда он отвечает таким необходимым требованиям, как научность, системность, индивидуальность и протоколируемость. Обсуждается значение блока социальногуманитарных дисциплин в до- и последипломном образовании медицинской сестры. Его задачи - обучение основам делового этикета, формирование этического мышления медицинской сестры и её способности к эмпатии. Для преодоления синдрома эмоционального выгорания нужно не отстраняться от пациента, искусственно создавая ситуацию «духовной анестезии», а наоборот, сопереживать и идти ему навстречу. Воспитание навыков этического поведения медицинского работника требует соблюдения двух обязательных условий. Первое условие - достаточный объём блока медико-гуманитарных дисциплин в учебных планах и программах всех уровней подготовки сестринского персонала, включая программы последипломного образования. Второе условие преодоления разрыва теории обучения и практики непосредственной работы - поддержание режима «психической асептики» в лечебно-профилактических учреждениях. В частности, на базе больниц необходимы постоянно действующие совместные врачебно-сестринские этические тренинги. Следует активнее использовать позитивный опыт, связанный с организацией краудсорсинг-проектов.
Биоэтика. 2018;11(2):20-25
pages 20-25 views

Авторитетное участие российских медицинских центров в программе ЮНЕСКО по профессиональной подготовке и информации в области биоэтики

Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Седова Н.Н., Лихтшангоф А.З.

Аннотация

В работе представлены этапы многолетнего сотрудничества ведущих образовательных кафедр РФ в области биоэтики с уполномоченными органами системы ЮНЕСКО, работающими в сфере этики науки и технологий. Дан анализ основных направлений деятельности по созданию и развитию образовательных, информационных и дискуссионных ресурсов изучения универсальных этических принципов, провозглашенных «Всеобщей декларацией о биоэтике и правах человека» (ЮНЕСКО, 2005). В статье всесторонне освящено значение процесса широкого обсуждения вопросов реализации этических принципов на специализированных конференциях, организованных в рамках работы отделений кафедры по образованию в области биоэтики ЮНЕСКО. Особая роль отводится тематическим и системным публикациям по проблеме биоэтики и представлению приоритетов этического мышления на различных административных и нормативно-управленческих площадках с целью формирования гуманитарного влияния и строительства гармонизированного пространства применения этических принципов во всех областях биологии и медицины. Показано значение журнала «Биоэтика», как новаторской площадки по созданию широкого доступа к фундаментальным знаниям и инициативным проектам в области биоэтики для представителей медицинской аудитории и смежных профессий.
Биоэтика. 2018;11(2):26-30
pages 26-30 views

Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика

Доника А.Д., Ягупов П.Р., Чеканин И.М., Шестакова И.В.

Аннотация

В статье обсуждается проблема биоэтического образования в медицинских вузах. Актуальность темы обусловлена потребностью общества сбалансировать выгоды и риски применения современных биологических или медицинских технологий, что требует более широкой имплементации принципов биоэтики в современную медицинскую практику. Осведомленность будущих специалистов медицинского профиля о проблемах и рисках в рассматриваемом поле позволит уменьшить возможность злоупотребления этими технологиями. Как показал обзор отечественной и зарубежной литературы, цели биоэтического образования характеризуются широким диапазоном, основные из которых содержатся и в отечественных учебных программах по биоэтике для медицинских вузов и содержат такие элементы, как развитие медицинских знаний в междисциплинарном контексте; привитие навыков анализа соотношения риска / выгоды, а также критического мышления и принятия решений, рефлексивных процессов; личностное нравственное развитие. В европейской практике применяются разные методы обучения для различных целевых групп, такие как лекции, семинары, нарративы, ролевые игры, презентации и их анализ, составление эссе, обсуждение в малых группах, онлайновые дискуссионные форумы, информационные бюллетени, дискуссии и др., которые играют важную роль в достижении вышеуказанных целей. В тоже время для каждой страны характерны свои культурные и ментальные ценности, которые определяют свои тенденции и ключевые моменты в развитии педагогических технологий биоэтического образования. Проведенный анализ «моральных игр», применяемых в рамках биоэтического образования медицинских специалистов по программе ЮНЕСКО, позволил дать им общую характеристику, в виде предлагаемой в статье схемы, содержащих такие элементы, как название игры, ее цель, требования к проведению, описание, рекомендации. Представленная в статье характеристика нескольких «моральных игр» демонстрирует их целевую определенность и в то же время, простоту и доступность применения в педагогической практике обучения биоэтике. Это позволяет рекомендовать их для включения в национальную практику, при условии дальнейшего анализа и адаптации.
Биоэтика. 2018;11(2):31-34
pages 31-34 views

О значении контроля уровня межличностных коммуникаций в повышении безопасности лечения хирургических пациентов

Карсанов А.М., Берсенева Е.А., Ремизов О.В.

Аннотация

Безопасность лечения хирургических пациентов (БХП) рассматривается авторами в виде комплексного понятия, объединяющего прогрессивные образовательные, клинические и управленческие технологии, направленные на предотвращение негативных последствий хирургического лечения, на основе их внутренних связей и общих перспектив развития. Последние удаётся проследить при структуризации системы БХП на пять компонентов. Значительные сложности с организацией качественной и безопасной хирургической помощи в немалой степени обусловлены недостатками медицинских коммуникаций между субъектами медицинского права и низким уровнем командной работы сотрудников. В статье обосновывается, что в общей концепция повышения БХП равноправное место занимают мероприятия по совершенствованию биоэтической и коммуникационной составляющей лечебного процесса. В дополнение к традиционным формам внутреннего контроля качества медицинской помощи, авторы внедрили разработанные ими принципы мониторинга информационно-правового компонента БХП, которые основаны на оценке степени “коммуникационной удовлетворённости” всех участников лечебного процесса. Подобный научно-практический подход позволил оценить адекватность мероприятий по реализации комплексного подхода к БХП.
Биоэтика. 2018;11(2):35-39
pages 35-39 views

Татуаж: этика исполнения и классификация осложнений

Карымов О.Н., Потекаев Н.Н., Воробьев А.А., Калашникова С.А., Крайнова И.Ю.

Аннотация

В последнее время чрезвычайно интенсивно развивается мода на tattoo (в переводе - татуаж, татуировка). Социально-культурные причины этого явления изучены сейчас лучше, чем последствия данных процедур. В то же время, процедуры татуажа могут провоцировать клинические риски, актуализация которых требует вмешательства врачей-дерматологов, а в ряде случаев и других специалистов. Данная статья содержит результаты исследования таких рисков, цель авторов - разработка классификации осложнений татуажа и предложений по их профилактике. Анализ проведен методом контент-анализа литературных источников и методом кейс-стади, использованы специальные методы клинико-лабораторной диагностики. Выделены ситуации, при которых актуализация потенциальных рисков татуажа происходи в результате недостаточной информированности клиента и несоблюдении других норм биоэтики. Даны рекомендации по профилактике рисков татуажа для здоровья. Предложено юридически закрепить статус татуажа как медицинской услуги, что позволит строже контролировать выполнение здоровьесберегающих функций в тату-салонах и проводить эффективную профилактику описанных рисков.
Биоэтика. 2018;11(2):40-45
pages 40-45 views

К проблеме нормализации ЭКО

Серова И.А., Ковалева М.Д.

Аннотация

В статье представлена педагогическая технология проведения мастер класса для аспирантов по проблеме нормализации ЭКО с помощью моделирования на практическом занятии комплексного социологического исследования, включающего в себя анкетирование, кейс-стадис, фокус-групп, контент-анализ и интервьюирование.
Биоэтика. 2018;11(2):46-48
pages 46-48 views

Биоэтические аспекты обеспечния эквивалентности медицинской помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы

Туленков А.М.

Аннотация

В статье обсуждаются биоэтические основы и проблемы обеспечения практической реализации принципа эквивалентности медицинской помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы. Среди ключевых проблем можно выделить социально-демографическую характеристику лиц. Содержащихся в учреждениях УИС: большая доля представителей маргинальных слоев населения, низкий уровень медицинской грамотности, рискованный тип поведения, наличие гендерной специфики структуры тюремного населения. Данные особенности определяют существенное отличие структуры заболеваемости, характеризующаяся более широким распространением хронических и социально значимых заболеваний и более высокую потребность лиц, содержащихся в учреждениях УИС в медицинской помощи. Другим рассматриваемым аспектом, являются сами условия пенитенциарных учреждений, в которых реализация принципа эквивалентности затруднена в виду особенностей их деятельности, диктующая необходимость строгого соблюдения режимноограничительных мер, что проявляется в существенном ограничении свободного выбора врача или лечебного учреждения, необходимость раскрытия диагноза администрации исправительного учреждения и др. Немаловажным фактором отрицательным фактором является социальная депривация лиц, содержащихся в учреждениях УИС, которая не только препятствует эффективной реабилитации пациентов, страдающих психическими заболеваниями, но и является причиной их возникновения. И наконец важнейшую роль в обеспечении принципа эквивалентности играет роль врача в системе пенитенциарного здравоохранения. С одной стороны, это взаимоотношение врач-администрация, с другой стороны это взаимоотношения врач-пациент. Отступление от принципа эквивалентности в данных взаимоотношениях может привести к явлению «двойной лояльности» и взаимному недоверию.
Биоэтика. 2018;11(2):49-51
pages 49-51 views

Квесты как инновационная педагогическая технология оценки качества подготовки студентов в гигиеническом образовании: этические аспекты и проблемы

Латышевская Н.И., Давыденко Л.А., Беляева А.В.

Аннотация

Актуальной задачей профессионального обучения студента-медика является внедрение инновационных образовательных технологий, которые позволяют повысить интерес студентов и «включить» их в совместное с преподавателем производство знаний и их деятельное применение. В статье рассматриваются некоторые этические аспекты и проблемы, которые возникли при проведении квеста по дисциплине «Г игиена», как инновационной технологии. Авторы отметили, что изменяется характер отношений между студентами и преподавателями (педагог во время квеста превращается в модератора-участника группы, у которого есть особые права и который следит за тем, чтобы другие участники соблюдали правила игры). Во-вторых, возникает проблема сочетания коллективной (групповой) деятельности студентов и индивидуальной заинтересованности в результатах работы. В-третьих, инертность и нежелание отходить от традиционных массовых практик оценки качества знаний профессорско- преподавательским составом старшего возраста, «разрыв поколенческих ценностей образовательного процесса». Таким образом, квест повышает уровень интереса студентов к предмету, позволяет им быть активными участниками действий, стимулирует развитие профессиональных качеств.
Биоэтика. 2018;11(2):52-54
pages 52-54 views

Этические проблемы обучения клинических психологов в супервизии

Деларю В.В., Волчанский М.Е., Болучевская В.В., Навроцкая Ю.С.

Аннотация

Рассмотрены этические проблемы достаточно новой учебной дисциплины у психологов - супервизии. Представлены два подхода к ее реализации в процессе додипломной подготовки специалистов - обучающий и личностный; затронуты такие этические вопросы, как: в каких группах должны обучаться студенты, учебных или терапевтических, содержание таких занятий с точки зрения этики и др. Предлагается обсуждение данных вопросов на посвященной супервизии специальной Всероссийской конференции.
Биоэтика. 2018;11(2):55-57
pages 55-57 views

Теория медицинского туризма и практика туризма лечебного

Навроцкий Б.А., Петров А.В., Осыко А.Н.

Аннотация

В мае 2018 года в г.Пятигорске прошла очередная (уже 4-я!) Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современный туризм в лечебной и здравоохранительной деятельности». Организаторами конференции были Волгоградский государственный медицинский университет и его филиал - Пятигорский медико-фармацевтический институт, а также Волгоградский медицинский научный центр и Российское отделение Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО. В этот раз в работе конференции приняли участие гости из Великобритании, Италии, Турции, Армении, Белоруссии, а также представители разных регионов РФ. На конференции обсуждены вопросы развития медицинского и лечебного туризма в России и других странах мира. Большое внимание уделялось проблемам санаторно-курортного комплекса. Здесь у России накоплен большой опыт, которым делились участники конференции. Проблемы медицинского туризма обсуждались, преимущественно, в теоретических аспектах, поскольку его система в нашей стране еще не сложилась. Участники приняли ряд практических рекомендаций, которые направлены заинтересованным органам власти.
Биоэтика. 2018;11(2):58-58
pages 58-58 views

Этика и право в медицинском туризме

Щекин Г.Ю., Кожевников Л.Л., Бахтин В.А.

Аннотация

29 июня 2018 года на базе Волгоградского государственного медицинского университета Комитет здравоохранения Волгоградской области провел Круглый стол, посвященный развитию медицинского туризма в регионе. В работе Круглого стола приняли участие не только работники Комитета здравоохранения, но и главные врачи государственных и частных лечебных учреждений г.Волгограда, медицинские работники, участвующие в реализации программ медицинского туризма, представители туристических фирм, специалисты в области клинической психологии, медицинского права, социологии медицины и биоэтики из разных регионов России. Результаты обсуждения выявили три подхода к проблемам развития медицинского туризма: медицинских работников и организаторов здравоохранения интересовали формы привлечения пациентов из других стран и регионов для прохождения лечения в медицинских организациях Волгограда, туроператоры делали акцент на соотношение цены и качества медицинского обслуживания, без которого туристические мероприятия теряют смысл. Специалисты акцентировали внимание на культуре потребления и предоставления услуг медицинского туризма, их этической аранжировке. По результатам обсуждения были приняты практические рекомендации.
Биоэтика. 2018;11(2):59-60
pages 59-60 views

Безопасность оказания медицинской помощи

Вешнева С.А., Морозов Р.Н., Маслиева А.Е.

Аннотация

5 июля 2018 года на базе ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр» Комитетом здравоохранения Волгоградской области и Отделом этической, правовой и социологической экспертизы ВМНЦ совместно с кафедрой философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины и кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФУВ Волгоградского государственного медицинского университета был проведен Круглый стол «Безопасность оказания медицинской помощи». В работе Круглого стола принимали участие практикующие врачи, руководители медицинских организаций Волгоградской области, специалисты в области медицинского права, медицинской психологии и социологии медицины. Все участники согласились с мнением о том, что проблема обеспечения безопасности оказания медицинской помощи нуждается в детальном анализе и не имеет общего решения. Было принято заключение о проведении дискуссий по конкретным проблемам с участием медицинских работников и пациентов во всех крупных медицинских организациях региона.
Биоэтика. 2018;11(2):61-62
pages 61-62 views

РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА

- -.
Биоэтика. 2018;11(2):63-63
pages 63-63 views
pages 63-64 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах