Authoritative participation of the russian medical centres in UNESCO’S programs for education, training and information in the field of bioethics


Cite item

Full Text

Abstract

In the article, the stages of long-term cooperation of the leading Russian educational chairs in bioethics with the responsible for ethics of science and technologies bodies in UNESCO are presented. The analysis of the main activities on creation and development of educational, information and debatable resources concerning the universal ethical principles proclaimed in the Universal declaration UNESCO (2005) “On bioethics and human rights” is given. The value of the process related with an extensive discussion the questions for realization of ethical principles at the specialized conferences organized by UNESCO Chair in Bioethics is comprehensively consecrated. The special part is assigned to thematic and system publications on a problem of bioethics and representation of priorities of ethical thinking on various administrative platforms for the purpose of formation of humanitarian influence and construction of the harmonized space for application of ethical principles in all areas of biology and medicine. Value of the magazine “BIOETHICA”, as innovative platform on creation of broad access to fundamental knowledge and initiative projects in the field of bioethics for representatives of medical audience and adjacent professions is shown.

Full Text

Одной из ключевых целей журнала «Биоэтика» является содействие процессу образования в динамично развивающейся, междисциплинарной области медицинских знаний - биоэтике. При этом, образование в данной сфере подразумевает под собой не только, а может быть и не столько, комплекс знаний и фактов, сколько умение размышлять, анализировать, находить подходы и оптимальные гуманитарные решения. Именно этим обстоятельством объясняется систематическое обращение авторов журнала к процессу и сути образования в области биоэтики [1, 7]. Особенностью данной работы следует считать ее интегральный характер и первичную мотивацию создания условий гармонизированного, во всеобщем формате действия универсальных этических принципов, информационно-дискуссионного поля для изучения и реализации этих принципов с целью более глубокого понимания современными и последующими поколениями медиков во всем мире этических последствий научно-технического прогресса. Подобная задача, в глобальном масштабе, является приоритетом Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры -ЮНЕСКО. Основная цель ЮНЕСКО заключается в укреплении мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности, прав человека и основных свобод, провозглашённых Уставом ЮНЕСКО, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. В структуре ЮНЕСКО предусмотрено наличие специальных отделов и комитетов, призванных в своей деятельности стремиться и содействовать разработке и продвижению этических стандартов науки и новых технологий. К таковым структурам относятся: отдел этики науки и технологий, Международный комитет по биоэтике (МКБ), Межгосударственный комитет по биоэтике (МГКБ), Международная комиссия по этике научных знаний и технологий (КОМЕСТ). Для осуществления своего мандата Уполномоченные на то структуры ЮНЕСКО проводит перспективные исследования форм образования в области биоэтики, занимаются продвижением и обменом знаний, необходимых для достижения гуманитарных форм развития наук и новых технологий; осуществляют нормативную деятельность путем подготовки и принятия международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций, способствующих и гарантирующих соблюдение прав и свобод человека в условиях научного прогресса в современном и завтрашнем мире. На уровне государств - членов ЮНЕСКО данная политика осуществляется через представительства в структурах организации и на основе деятельности целого ряда специальных учреждений, основным из которых является государственная комиссия по делам ЮНЕСКО. С момента создания ЮНЕСКО в 1945 году, РФ имеет динамичный, двусторонний контакт путем деятельности Постоянного представительства при ЮНЕСКО; русский язык является одним из 5 официальных языков организации. В вопросах исследования этических последствий научного прогресса в области медицины, опыт РФ представляет несомненный интерес и востребован международным сообществом. В свою очередь, инновационное развитие медицинской науки и технологий в РФ нельзя представить без творческого взаимодействия с международным сообществом и опорой на универсальные этические принципы. Указанным целям служит предпринятая нами и представленная ранее в серии специальных аналитических и нормативно-управленческих работ, системная интеграция с гармонизированной образовательной программой ЮНЕСКО в области этики «EEP» (Ethics Education Program) [5]. Ключевой этап интеграции, обеспечивающий концентрацию усилий на уровне государственной поддержки образования и профессиональной подготовки в области биоэтики, а также поощрение создания программ распространения информации и знаний о биоэтике был осуществлен нами в 2009 году в рамках совместного проекта Форума комитетов по этике государств- 27 участников СНГ (ФКЭСНГ), Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ). Реализации проекта способствовал глубокий предварительный анализ состояния преподавания биоэтики в системе медицинского образования в государствах-участниках СНГ [2]. В ходе работы в странах региона были выявлены различия в статусе, формах и методах обучения биоэтики. При этом было установлено, что существующие программы не всегда отражают статус биоэтики как социального института современного общества, не учитывают сопряженность биоэтического знания с философским осмыслением нравственноэтических проблем при трактовке основных биоэтических вызовов, не ориентированы на разбор реальных клинических ситуаций, что сдерживает процесс формирования ответственной и нравственно развитой личности будущего врача. В целом, на основе аналитического исследования, была выявлена насущная необходимость совершенствования и гармонизации учебных программ по биоэтике, действующих в странах региона с образовательной программой ЮНЕСКО. Для широкого обсуждения целей EEP и приемлемости адаптации программы в ведущих университетах РФ был осуществлен «пилотный» проект по введению образовательной программы ЮНЕСКО в области этики в учебный процесс и издан курс биоэтики ЮНЕСКО на русском языке. Основным итогом этих программных усилий явилось формирование концепции и инфраструктуры сотрудничества и подготовки преподавательских кадров. Неоценимый вклад в дело развития образовательных проектов и программ в области биоэтики и прав человека внесла поддержка МПА СНГ инициативы по разработке законодательной концепции сотрудничества, направленной на приведение медицинского образования в соответствие с базовой учебной программой ЮНЕСКО по биоэтике. Стратегическое назначение проделанных аналитических, методологических и нормативных действий заключается в создании базовой готовности ведущих кафедр биоэтики медицинских ВУЗов РФ к объединению усилий по развитию всеобъемлющего и системного подхода к интеграции принципов биоэтики и прав человека в образовательную политику и учебные программы подготовки медиков [6]. Конкретными шагами, обеспечивающими осуществление столь глобальной цели, в значительной мере, служит идеология преподавания биоэтики в системе межгосударственного сотрудничества, разработанная кафедрой биоэтики ЮНЕСКО, созданной в 2001 году на базе Международного центра здравоохранения, права и этики Университета Хайфы, Израиль (руководитель профессор А. Карми) [9]. Данная кафедра наделена полномочиями ЮНЕСКО координировать и стимулировать создание международной сети институтов для подготовки специалистов в области преподавания биомедицинской этики, с конечной задачей интеграции биоэтики в образование и подготовку врачей любой специальности для формирования приверженности основным этическим принципам и гуманитарной ответственности науки. К настоящему времени Международная сеть Кафедры биоэтики ЮНЕСКО уже включает более 110 отделений (units - образовательных единиц) на пяти континентах; создан солидный арсенал унифицированных учебных пособий. Данный процесс имеет динамический характер, привлекательность сотрудничества обеспечивается высоким уровнем работы и число отделений по всему миру постоянно растет. Развитие инфраструктуры безусловно способствуют совершенствованию преподавания биоэтики, усилению эффективного международного сотрудничества, развитию взаимоотношений между высшими учебными заведениями и другими партнерами, что, в конечном счете, способствует внедрению биоэтической теории в медицинскую практику. В рамках Международной сети кафедры биоэтики ЮНЕСКО создан Международный форум преподавателей, основными задачами которого являются: пропаганда принципов и подходов, сформулированных во «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правам человека» (2005); продвижение совместных проектов при соблюдении принципа открытости; повышение качества образования в данной области [10]. Отделения кафедры ЮНЕСКО по образованию в области биоэтики созданы и успешно действуют в различных странах региона СНГ. В РФ отделения были впервые сформированы нами в 2012 году на базе двух ведущих учреждений (Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград и Государственный педиатрический медицинский Университет, г. Санкт - Петербург). Убедительной и красноречивой иллюстрацией основополагающей синхронности и универсальности подходов к обучению и информированию по вопросам биоэтики служат примеры деятельности отделений Кафедры биоэтики ЮНЕСКО РФ в Санкт-Петербурге и Волгограде. Одним из центральных направлений деятельности является организация и проведение «Всемирного дня биоэтики (ВДБ)», который по инициативе ЮНЕСКО отмечается с 2016 года ежегодно в день 19 ноября, что связано с датой принятия в этот день Всемирной декларации ЮНЕСКО. Концепция ВДБ основана на идеи обращенности всех причастных к проблеме образования в области биоэтики организаций и лиц во всем мире к осмыслению и продвижению основных этических принципов, провозглашенных в Декларации 2005 года. Темой первого Всемирного дня биоэтики, который состоялся 19 октября 2016 года более чем в 100 отделений кафедры биоэтики ЮНЕСКО, расположенных на всех континентах нашей Земли, стало обсуждение статьи Декларации ЮНЕСКО «Достоинство и права человека». В Санкт-Петербурге ВДБ был организован и проведен кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПб ГПМУ, являющейся отделением кафедры ЮНЕСКО. Самостоятельной целью его проведения стало привлечение внимания преподавателей и студентов университета и других медицинских вузов Санкт-Петербурга к этическим проблемам, возникшим в связи с бурным развитием разных областей науки, в том числе медицины и биотехнологий. Организаторы старались донести до участников мысль о том, что без этического анализа и осмысления этих проблем и их последующего законодательного оформления возможно нанесение огромного вреда достоинству и правам человека, а также человечеству в целом. В работе приняли участие 28 специалисты по биоэтике, представители администрации университета, все преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПб ГПМУ, многие студенты СПб ГПМУ, а также гости из 1-го Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова и члены Этического комитета СПб НИИЭМ им. Пастера. Согласно всеобщей структуры проведения ВДБ, программа включала выступление по теме дня приглашенного лектора (признанного специалиста в области биоэтики), фундаментальные выступления по теме и представление докладов студентов с последующем широким обсуждением. Особое внимание и интерес, безусловно, представляла часть конференции, на которой были представлены сообщения, подготовленные студентами Университета. Широкому обсуждению также были подвергнуты подготовленные студентами постеры, которые отражали исторические аспекты становления медицинской этики (биоэтики), важность принципа уважения человеческого достоинства и соблюдения прав человека, в том числе прав ребенка. Детальное изложение всех программных выступлений на ВДБ 2016 в Санкт-Петербурге было представлено в публикации в Вестнике Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО [3]. 19-го октября 2017 года в СПб ГПМУ уже традиционно, во второй раз отмечали Всемирный день биоэтики, темой которого был избран один из основополагающих принципов «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» (2005): «Равенство, справедливость и равноправие». Согласно этому принципу, должно обеспечиваться соблюдение принципа равенства всех людей в том, что касается их достоинства и прав, для целей справедливого и равноправного обращения с ними; никакое отдельное лицо или группа не должны подвергаться дискриминации или стигматизации на каких бы то ни было основаниях в нарушение принципа уважения человеческого достоинства, прав человека и основных свобод; следует уделять должное внимание важному значению культурного разнообразия и плюрализма; с этой целью должны поощряться солидарность между людьми и международное сотрудничество [4]. Равноправие неразрывно связано с равенством и представляет собой наличие у всех одних и тех же прав, независимо от пола, национальности, социального положения и других факторов. Достижение справедливости возможно при равенстве и равном распределении выгод и тягот совместной жизни людей в обществе. Разумеется, все эти три понятия трудно безукоризненно применить к какому-либо государству в наши дни. Но общество всегда стремилось к этому, и надеялось на установление порядка во всех сферах своей жизни. Справедливость в здравоохранении и медицине тесно связана с системой государственно-правовых гарантий в области охраны здоровья населения и с формой организации медицинской помощи. Нельзя считать справедливой любую форму организации здравоохранения, если она не может обеспечить доступной медицинской помощью всех нуждающихся. Таким образом, развитие здравоохранения неотделимо от решения проблемы социальной справедливости. В ходе конференции были представлены интересные сообщения, подготовленных студентами СПб ГПМУ под руководством преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики: «Справедливость и качество жизни, связанное со здоровьем», «Реализация принципа справедливости при оказании помощи больным ВИЧ/СПИД» и «Анализ судебной практики о дефектах оказания медицинской помощи». Заключил конференцию доклад на тему «Воспитание студентов-медиков в духе этно-конфессиональной толерантности как основа соблюдения принципа равноправия при оказании медицинской помощи», основанный на результатах социологического опроса студентов СПб ГПМУ. Автором было опрошено по специально разработанной анонимной анкете 397 студентов-медиков 1, 3 и 6 курсов разных этно-конфессиональных групп. Выявлено отношение респондентов к представителям разных рас, национальностей, религиозных конфессий, в том числе к иностранным студентам, обучающимся в данном вузе. Анализ данных анкетирования продемонстрировал, что, хотя в целом современные студенты-медики настроены терпимо к представителям разных рас, национальностей, религиозных конфессий, в том числе к иностранным студентам, обучающимся в данном вузе, имеется ряд проблем (недостаточно обоснованные оценочные суждения о национальных особенностях, знакомство с деятельностью националистических группировок и т.д.), требующих активизации воспитательной работы в области повышения толерантности студентов. В рамках конференции была также проведена выставка постеров по теме «Равенство, справедливость и равноправие при оказании медицинской помощи», подготовленных студентами. Если в СПб ГПМУ предпочтение отдается конференционным формам работы, то в Волгоградском государственном медицинском университете упор делается на интерактивные формы. Так, регулярно отмечаемый в вузе Всемирный день биоэтики включает встречи студентов с врачами-практиками для обсуждения актуальных этических проблем современной медицины. В прошлом году, например, особый интерес вызвало обсуждение нравственных сюжетов персонализированной медицины, этическая аргументация внедрения в медицинскую практику технологий “human enhancement”, проблем биоэтической поддержки медицинского туризма. Причем, эти обсуждения - не единовременный акт, они являются итогом работы преподавателей и студентов в течении всего года. Так, например, в 2016 году проводилось лонгитюдное социологическое исследование «Отношение иностранных студентов к технологиям улучшения человека», которое позволило выйти на проблему дифференцированного восприятия новых медицинских достижений представителями разных этносов и конфессий. В 2017 году было закончено проведение трехлетнего социологического исследования «Отношение населения к персонализированной медицине», которое показало низкую степень информированности людей в данном вопросе и расхождение в оценке врачей и пациентов в понимании целей и задач персонализированной медицины. Оказалось, что пациенты понимают под персонализированным подходом учет индивидуальных ценностей, а врачи - учет генотипических особенностей пациента. Снять противоречие в этом вопросе помогает биоэтика, разрабатывая концепцию равенства не как унификационную парадигму, а как равенства людей в признании их уникальности. 29 Редакция журнала «Биоэтика» в течении года проводит Круглые столы по актуальным этическим проблемам медицины, итоговая информация публикуется в журнале и представляется профессорско-преподавательскому коллективу в программе Всемирного дня биоэтики. Большое внимание уделяется обеспечению образовательного процесса необходимыми информационными материалами. Так, на сайте Волгоградского Unit Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО (Хайфа) регулярно публикуются информационные материалы на русском и английском языке. В 2016 году Издательство «КноРус» (Москва) выпустило учебник «Биоэтика» для медицинских вузов России, разработанный в Волгоградском государственно медицинском университете. Активно сотрудничают члены Unit с международными биоэтическими изданиями, а также публикуют свои материалы в сборниках биоэтических форумов разных уровней [11, 12, 13], регулярно направляются отчеты и сообщения в издания Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО (Хайфа) [14, 15, 16]. В настоящее время в медицинских вузах России наблюдается негативная тенденция сокращения «непрофильных» дисциплин, куда (хочется думать, по ошибке, а не по злому умыслу) попала и биоэтика. В ФУМО по медицинским наукам нет специалистов по биоэтике, количество учебных часов на ее изучение постоянно сокращается, до сих пор не открыты курсы повышения квалификации для преподавателей биоэтики. В этих условиях особенно важно наше сотрудничество с Международной сетью кафедр биоэтики ЮНЕСКО (Хайфа) и активизация деятельности российских Units.
×

About the authors

O. I Kubar

Saint-Petersburg Pasteur Institute

Email: okubar@list.ru
PhD, leading scientific researcher, laboratory for etiologic and control of viral infections, Member of bioethics committee Russian UNESCO Commission; EFGCP Board member; ex-member IBC Board UNESCO St. Petersburg

G. L Mikirtichan

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University

Email: humdisc@mail.ru
MD, PhD, professor, head of Chair of Humanities and Bioethics St. Petersburg

N. N Sedova

"Volgograd Medical Research Center"; Volgograd state medical university "

Email: nns18@yandex.ru
Doctor of Philosophical Sciences, Doctor of Juridical Sciences, full Professor, head of the Department of the ethical, legal and sociological expertise of "Volgograd Medical Research Center", Head of the Department of Philosophy, Bioethics and Law with a course of Sociology of Medicine of " Volgograd state medical university " Volgograd

A. Z. Likhtshangof

Saint-Petersburg State Pediatric Medical

Email: zinovich@list.ru
MD, PhD, associate professor, Chair of Humanities and Bioethics St. Petersburg

References

  1. Доника А.Д., Шипунов Д.А. Человеческое достоинство и права человека (о праздновании международного дня биоэтики в волгоградском медицинском университете) // Биоэтика. - 2016. - № 2(18). - С.56-57.
  2. Кубарь О.И. Роль «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» (ЮНЕСКО, 2005) в продвижении этических принципов научной и практической деятельности в биологии и медицине в регион // Биоэтика. - 2013. № 1 (11). -С. 14-17.
  3. Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е., Состояние преподавания биоэтики в системе медицинского образования в государствах - участников СНГ. - Санкт-Петербург, СПб: Издательство НИИЭМ им. Пастера. - 2010. -200 с.
  4. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. 2016. - № 30. - С.148-157.
  5. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете //Медицина и организация здравоохранения. - 2017. - Т.2. - №1. - С.62-67.
  6. Программа EEP на русском и английском языках доступна на веб-сайте: http://portal. unesco.org, http://portal.unesco.org. UNESCO Documents and Publications, в английской версии http://unesdoc.unesco.org/ulis
  7. Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. - 2011. № 2(8). С.28-29
  8. Рекомендации МПА СНГ «О сотрудничестве государств-участников СНГ по приведению медицинского образования в соответствие с обучающей программой ЮНЕСКО по биоэтике». Постановление № 32-10 от 14 мая 2009 г. // Информационный бюллетень МПА СНГ. - 2009. №44. - С.220-226 (http://www: iacis.ru)
  9. Седова Н.Н. Судьба биоэтики в медицинском образовании современной России под угрозой // Биоэтика. - 2018. № 1 (21). - С. 5-7.
  10. Тен Хаве Х. Деятельность ЮНЕСКО в области биоэтики // Казанский медицинский журнал. -2008.- № 4 (89). - С. 377-383.
  11. Хан А.А. Биоэтическое содержание «вреда» в современной медицинской практике (на примере кейс-стади) // Международный журнал экспериментального образования. -2017. - № 4-1. - С.57
  12. Sedova Natalia, Petrov Andrey, Ethical and legal regulation of medicine in Russia: historical overview// Medicine and Law. 2016. V 35. N 2. P. 115 - 129.
  13. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.
  14. Sedova N.N. Ethnic bioethics in education//International Conference of UNESCO “ Bioethics, Medical Law and Public Health”. Jerusalem, 5 - 8 January, 2015. - P. 87 - 88.
  15. Donika A. Sociolodical studies in medicine: Bioethical content (Russian experience). Medicine and Law. 2018. Т.37.Т 2. 315-326.
  16. Donika A.D. The study of professional deformations of doctors as deviations of their professional role // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. Т. 8. № 2. С. 1374613761.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Kubar O.I., Mikirtichan G.L., Sedova N.N., Likhtshangof A.Z.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies