Quests as an innovative pedagogical technology for assessing the quality of students’ training in hygienic education: ethical aspects and problems


Cite item

Full Text

Abstract

The urgent task of vocational training for a medical student is the introduction of innovative educational technologies that increase the interest of students and "include" them in a joint production with the teacher of knowledge and their active use. The article discusses some ethical aspects and problems that arose during the quest for the discipline "Hygiene" as an innovative technology. The authors noted that the nature of the relationship between students and teachers is changing (the teacher at the time of the quest turns into a group member moderator who has special rights and who ensures that other participants comply with the rules of the game). Secondly, the problem arises of combining the collective (group) activity of students and individual interest in the results of work. Thirdly, inertia and reluctance to depart from the traditional mass practices of assessing the quality of knowledge by older faculty, "the gap in the generational values of the educational process". Thus, the quest raises the level of students' interest in the subject, allows them to be active participants in the actions, stimulates the development of such professional skills of the doctor as teamwork, the ability to make quick decisions, and act in conditions of uncertainty. In the face of increasing demands on the quality of vocational education, it is necessary to popularize the quest and other innovative educational technologies among university professors.

Full Text

Требования, предъявляемые к современному образовательному процессу в высшей школе, предполагают обязательное использование инновационных технологий, которые могут быть связаны с внесением изменений в цели и содержание дисциплины, в учебно-методическое обеспечение, в систему контроля знаний и умений и, конечно, в деятельность и взаимоотношения студента и преподавателя. Последнее особо актуально в связи с изменением сущности педагогического взаимодействия: студент является не только объектом обучения, на которого воздействуют и которому предъявляются определенные требования, но и субъектом процесса обучения, активно на него влияющего [1]. При этом современное поколение студентов - это первое поколение молодых людей, появившееся в эпоху интернета (поколение Z -центениалы), они не знают какой была жизнь без гаджетов, они не делят мир на цифровой и реальный, предпочитают смотреть, а не читать; интернет научил их «перекрестному» восприятию информации, научил привычке работать с материалами, наполненными гиперссылками [3]. По мнению И.Н.Сенченко [9] многообразие информационных и образовательных источников значительно снизили информационную ценность лекции. Для поколения молодых людей модель взаимоотношений «преподаватель сообщает новый материал, а студент его активно воспринимает и конспектирует» становится все менее распространенной. С другой стороны, доступность сетевых технологий, «интернетовской», не всегда научной информации приводят к снижению интереса у студентов к работе с первоисточниками, архивными материалами [5] и т.п. Не надо забывать, что особенностью развития отечественного здравоохранения было и остается ориентация на очень высокий интеллектуальный потенциал, последовательность в нравственном обеспечении всех изменений в медицине, длительное господство патерналистского принципа отношений врача и больного [6, 8], что аргументирует поиск и внедрение новых эффективных педагогических технологий в образовательный процесс в медицинском ВУЗе с учетом базовых биоэтических принципов медицины [11]. В такой ситуации встает вопрос: как сохранять и развивать у студента познавательный интерес к изучаемой дисциплине, аналитическое и творческое мышление? Как «включить» студентов в совместное с преподавателем производство знаний и их деятельное применение [9]? Ответом может быть расширение в современном образовании инновационной деятельности, сущность которой заключается в обновлении традиционного педагогического процесса. К числу инновационных педагогических технологий относятся компьютерные, сетевые, дистанционные технологии, имитационные (исполнение ролей; «деловой театр», психодрама и социодрама) технологии, тренинги, коучинг, квизы. В последние годы наиболее активно начали применяться в современной школе, учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования веб-квесты и квесты [10]. Широко используются квест-технологии в педагогическом и политехническом образовании, при изучении психологии, обществоведческих дисциплин и т.п. В последние 2-3 года появились публикации о подготовке и проведении квестов в медицинских ВУЗах: квест «Хирургический биатлон» (Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы) [4], квест «Оказание медицинской помощи в критических ситуациях» (Саратовский ГМУ им. Разумовского) [7], «Квест как технология подготовки к третьему этапу первичной аккредитации» (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова) [2] и др. Кафедра общей гигиены и экологии Волгоградского государственного медицинского университета подготовила и апробировала квест-технологию как составляющую системы оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода в гигиеническом образовании. Выбор данной инновационной педагогической технологии определил следующие аргументы: 1. При реализации компетентстного подхода в оценке качества знаний студента существует предметный (проверка сформированности знаний, умений и навыков) и деятельностный подходы (проверка сформированности компетенций). Чаще всего реализация предметного подхода осуществляется в виде тестирования, которое пришло к нам из стран, где действует Болонская система образования. Но есть ряд обстоятельств, которые уменьшают главное преимущество этой системы проверки знаний -объективность. Не секрет, что у студентов могут появляться варианты готовых ответов («студенческий шпионаж»), что в наше время высоких технологий не так уж и сложно, использование всевозможных трансляторов информации, не видимых преподавателю и пр. Кроме того, в тестах студенту предлагается 53 несколько вариантов ответа, так что особенно везучие молодые люди могут просто угадать правильный ответ. 2. Деятельностный подход, по сути, позволяет оценить сформированность поведенческой модели специалиста (компетенции) в конкретной ситуации. При этом мы понимаем, что компетенции не равны сумме знаний, умений и навыков, они демонстрируют готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях; демонстрируют способность применять знания, умения, ценностный и практический опыт для успешного решения личностных и профессиональных задач. В качестве реализации деятельностного подхода был подготовлен реалити-квест для студентов педиатрического факультета как способ проверки общепрофессиональных и профессиональных компетенций в практической деятельности специалиста, приобретенных в курсе изучения модулей «Гигиена окружающей среды», «Гигиена питания», «Гигиена труда», «Гигиена лечебнопрофилактических организаций», «Гигиена детей и подростков». Участие и положительный результат работы студента в квесте рассматривался как показатель, дающий бонус (дополнительные баллы) студенту при оценке его успеваемости (согласно Положения о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов кафедры общей гигиены и экологии). Для выполнения пятнадцати заданий квеста студенты самостоятельно формировали микрогруппы в количестве 5-7 человек (в состав микрогруппы входили студенты, продемонстрировавшие хорошие и отличные знания при обучении на кафедре в течение двух семестров и имеющие желание улучшить показатели рейтинга). Задания квеста предполагали работу не только на территории кафедры, но и в других подразделениях университета (деканат, столовая, рекреации и пр.). По окончании выполнения всех заданий лидер микрогруппы получал конверт, в котором находились фишки различной стоимости (баллы - от 5 до 10), которые студенты должны распределить между собой с учетом вклада каждого участника в решении предлагаемых заданий. Декларируемое время прохождения квеста - 60 минут. Информация о возможности участия в реалити-квесте на кафедре общей гигиены вызвала высокую заинтересованность среди студентов: количество молодых людей, желающих принять участие, превысило временные возможности расписания, в связи с чем, два реалити-квеста были проведены во вне учебное время. Изучение мотивации студентов для выполнения такой работы показало, что приоритетными были не только желание заработать дополнительные баллы к рейтингу, но и участие в нестандартном способе оценки их знаний, в стремлении и желании самого играющего к максимальному проявлению личных качеств и возможностей. Первый опыт внедрения квеста как инновационной технологии оценки качества подготовки студентов позволил сформулировать некоторые этические аспекты и проблемы, которые необходимо знать при дальнейшем развитии этой инновации. Необходимо учитывать, что навыки общения в современном социуме, в том числе у студентов медицинских ВУЗов, недостаточно развиты, поскольку преобладает виртуальное общение и коммуникация посредством гаджетов. В этой связи, объективно оценить уровень знаний, только исходя из устного ответа, не представляется возможным, так как неумение формулировать свои ответы может быть ошибочно расценено как отсутствие знаний. Оценка качества знаний по результатам выполнения заданий квеста позволяет выявить не только запоминание конкретных гигиенических норм и правил, но и дает возможность формирования организаторских способностей, инициативы при принятии решений и, в конечном счете, профилактического мышления. Мы согласны с мнением Мартынюка Ю.М. с соавторами [5], что проведение квестов в преподавании вузовских дисциплин оказывает влияние не только на интеллектуальную, но и на ценностную сферу обучающихся. Они имеют большую воспитательную значимость, так как ситуации, возникающие в процессе игры, способствуют проявлению личностнонравственных качеств, способствующих или мешающих успешной работе в команде. Важнейший этический аспект состоит и в том, что работа в группе требует от студентов особой ответственности, готовности принимать решения исходя не только из собственных интересов, но, прежде всего, интересов группы. Подведение итогов качества работы и получение бонусов разного достоинства требует соблюдения этики взаимоотношений внутри группы, уважительного отношения к товарищам, исключения «нечестной игры». Конечно, необходимо отметить и особую эмоциональную насыщенность работы студентов при прохождении квеста. По их мнению, квест был самым запоминающимся событием при изучении общей гигиены. Вместе с тем необходимо отметить некоторые этические проблемы подготовки и внедрения квест-технологий: - изменяется характер отношений между студентами и преподавателями: последний из специалистов, который «обязан» донести, «разжевать» необходимую информацию, превращается в модератора (участника группы), у которого есть особые права и который следит за тем, чтобы другие участники соблюдали правила игры; - возникает проблема сочетания коллективной (групповой) деятельности студентов и индивидуальной заинтересованности в результатах работы; - инертность и нежелание отходить от традиционных массовых практик оценки качества знаний профессорско-преподавательским составом старшего возраста, «разрыв поколенческих ценностей образовательного процесса» [3]. Таким образом, наш опыт подготовки и проведения квеста позволяет сделать выводы: - данная технология способствует развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, сплочению коллектива во имя достижения единой цели; повышает мотивационную составляющую деятельности студентов, основанную на реализации их личностных запросов; - квест, как форма проведения занятий, позволяет студентам быть активными участниками действий, стимулирует развитие качеств личности, необходимых будущим профессионалам: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, мыслить неординарно и пр.; 54 - квест как инновационная педагогическая технология может быть использован при оценке качества подготовки студентов; - в условиях возрастающих требований к качеству профессионального образования необходима популяризация среди профессорско-преподавательского состава ВУЗа инновационных образовательных технологий, обновление традиционного педагогического процесса.
×

About the authors

N. I Latyshevskaya

Volgograd state medical university, SI «Volgograd Medical Research Center»

Email: latyshnata@mail.ru
MD, professor, head of the department of general hygiene and ecology Volgograd, Russia

L. A Davydenko

Volgograd state medical university, SI «Volgograd Medical Research Center»

Email: ladav52@mail.ru
MD, professor of the of the department of general hygiene and ecology Volgograd, Russia

A. V. Belyaeva

Volgograd state medical university, SI «Volgograd Medical Research Center»

Email: bel.alina@list.ru
PhD, assistant of the of the department of general hygiene and ecology Volgograd, Russia

References

  1. Володичева Т.Б. Гуманитарные педагогические технологии в проектировании инновационного образовательного процесса при изучении биологии в медицинском вузе / Т.Б. Володичева, Н.А. Гетман // International journal of experimental education. - 2017. - №7. - С. 15-19.
  2. Зарипова З.А. Квест как технология подготовки к третьему этапу первичной аккредитации / З.А. Зарипова, С.В. Касперович // Конференция Росмедобр-2017 - РОСОМЕД-2017. - Санкт-Петербург, 2017.
  3. Кичерова М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения / М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова. // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - №5. - С. 1-9.
  4. Логвинов Ю.И. Профессиональная игра -хирургический квест как метод симуляционного обучения врачей-хирургов действиям при сочетанной закрытой травме печени / Ю.И. Логвинов, А.В. Климаков, С.С. Лебедев и др. // Виртуальные технологии в медицине. - 2017. - № 1 (17). - С. 28-31.
  5. Мартынюк Ю.М. Методологические основания и этические принципы организации дидактической игры «квест» в обучении информатике / Ю.М.Мартынюк, С.В.Даниленко, Ю.В.Шарановская // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - №4(44).
  6. Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. - 2011. № 2(8). С.28-29
  7. Попков В.М. Формирование эффективной модели обучения - главная цель квест-технологий / В.М. Попков, И.О. Бугваева, Н.А. Клоктунова и др. // Медицинской образование и вузовская наука. - 2017 - №2. - С. 51-55.
  8. Седова Н.Н. Биоэтика и право в медицинской культуре // Гуманитарное образование в медицинском вузе. -Волгоград: издательство ВолгГМУ. - 2005.
  9. Сенченко И.Н. Образовательные квесты: опыт проведения и научно-практический потенциал / И.Н. Сенченко // Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 6. - С. 293299.
  10. Хлупина Н.О. Использование веб-квест технологии в организации самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №5 - С.87-91.
  11. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Latyshevskaya N.I., Davydenko L.A., Belyaeva A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies