Том 17, № 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Страница главного редактора

Обсуждение проблем современной биоэтики на III Всероссийском конгрессе молодых ученых (Сириус, 28–30 ноября 2023 г.)

Седова Н.Н.

Аннотация

Осенью 2023 г. в Сириусе прошел III Всероссийский Конгресс молодых ученых. В программу Конгресса была включена секция «Научный поиск и этико-правовые вопросы исследовательской деятельности», которая собрала большое количество участников. Интересно, что в работе секции приняли участие и выступили Владимир Михайлович Филиппов – председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, академик РАО, Валерий Николаевич Фальков – министр науки и высшего образования Российской Федерации, Михаил Альбертович Мурашко – министр здравоохранения Российской Федерации, Александр Леонидович Хохдов – академик РАН, председатель Совета по этике клинических исследований Минздрава России и др. Следует отметить, что академик Хохлов А.Л. в ноябре 2023 г. представил позицию российского научного сообщества по вопросам биоэтики на 42-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, благодаря чему Россия возобновила свое членство в Межправительственном Комитете по биоэтике ЮНЕСКО. Модератором секции была Мария Владимировна Воронцова – детский врач-эндокринолог, кандидат медицинских наук, замдекана факультетата фундаментальной медицины МГУ, член Ученого совета МГУ.

Модератор обозначила проблему, рассмотрению которой была посвящена секция. Можно кратко сформулировать сказанное следующим образом:

  1. Все научные исследования регулируются правом и моралью. Право действует однозначно, а необходимость этической оценки представлена всегда, особенно в научном поле, которое пока не получило правового обеспечения.
  2. Важным вопросом, поэтому, является вопрос об этической экспертизе научных исследований. Существуют разные типы исследований в современной биомедицине и, естественно, необходима модификация процедур этической экспертизы.

Здесь мы остановимся на наиболее важных вопросах, обсужденных на заседании секции.

Биоэтика. 2024;17(1):3-6
pages 3-6 views

Теоретическая биоэтика

Индивидуальный и персонализированный подход в биоэтике: ос-новные принципы и рекомендации

Вигель Н.Л., Эмилиано М.

Аннотация

Социальная медицина уделяет особое внимание социальным и экономическим аспектам здоровья, а также связанным с ними неравенствам. Она признает важность учета социально-биологического контекста пациента при назначении и обеспечении медицинской помощи.

В этом понимании, персона в социальной медицине рассматривается как индивидуальность, которая находится во взаимодействии с окружающей средой, социальными условиями жизни, культурными факторами, доступом к медицинским услугам, экономическими и политическими реалиями. Она также включает в себя понимание потребностей, ожиданий и предпочтений пациента, и как они могут влиять на принятие решений о лечении и последующее восстановление здоровья.

В данной статье рассматривается тема индивидуального и персонализированного подхода в биоэтике. Основные принципы, заложенные в основу индивидуального и персонализированного подхода в биоэтике, включают учет индивидуальных ценностей и предпочтений пациентов, обеспечение их автономии, внимание к потенциальным рискам и утверждении справедливости в доступе к персонализированной медицине. Авторы выделяют основные принципы и предлагают рекомендации по использованию индивидуального и персонализированного подхода в биоэтике. Индивидуальный подход к планированию и лечению включает учет физиологических, психологических, социальных и духовных особенностей пациента. Он направлен на создание плана лечения, который с учетом научных данных наилучшим образом соответствует индивидуальным потребностям и целям каждого пациента. Этическое решение дилемм и конфликтов является неотъемлемой частью индивидуального подхода. Открытый диалог между пациентом и участниками медицинского сообщества, а также соблюдение принципов справедливости, позволяют достичь согласия и конструктивного решения в сложных этических ситуациях.

В целом, индивидуальный и персонализированный подход в биоэтике способствует улучшению качества медицинской практики и обеспечению уникальных потребностей каждого пациента. Он учитывает и уважает самобытность и разнообразие индивидуальных ценностей и верований, помогая создать более справедливую и человечную систему оказания медицинской помощи.

Биоэтика. 2024;17(1):7-12
pages 7-12 views

Смыслы ценности достоинства человеческой жизни и геноевгени-зация

Силуянова И.В.

Аннотация

Обоснование. Среди направлений современного научно-технического развития одно из лидирующих мест занимают новые технологии медицинской генетики: генетическое редактирование генома эмбриона человека (эмбриоинженерия), медико-генетическое консультирование, пренатальная, неонатальная, преконцепционная диагностика наследственных заболеваний, технологии отбора и селекции эмбрионов, терапевтическое и репродуктивное клонирование человека и др. Возникает вопрос: как воздействуют генетические технологии и развитие геномной медицины на изменение общественного и индивидуального сознания, и прежде всего на значение смыслов ценности и достоинства человеческой жизни?

Цель: рассмотреть основные результаты развития технологий геномной медицины, таких как рост выявления генетических заболеваний, возрастание потребности в евгенических абортах и использования эмбрионов в исследованиях, внедрение генетического тестирования.

Материалы и методы. Исторический и логический метод исследования, а также историко-философский подход позволяют автору выявить не только этическую новизну проблем генетизации здравоохранения, но и новую форму социального воплощения идей натуралистическо-прагматической этики.

Результаты. Ценностно-мировоззренческое осмысление последствий развития технологий геномной медицины приводит к необходимости введения понятия «геноевгенизации» как характеристики морального смысла происходящих в обществе процессов под влиянием внедрения новых медико-генетических практик.

Заключение. Автор обосновывает значение гуманитарно-образовательного, юридического и морально-философского уровня знания для решения задач сохранения традиционной морально-нравственной ценности достоинства человеческой жизни.

Биоэтика. 2024;17(1):13-18
pages 13-18 views

Подходы к нравственному биоулучшению в классической и либе-ральной евгенике

Перова Н.В., Глебова С.В.

Аннотация

Актуальность. Общий тренд на морализацию общества, связанный как с попытками выйти из состояния социальных и политических кризисов, так и определяемый общей тенденцией принятия другого, определяет необходимость обращения к вопросам нравственного совершенствования моральных агентов. Биологическое улучшение, на первый взгляд, представляется более надежным, так как в перспективе является более устойчивым и прогнозируемым. В связи с этим представляется крайне важным обратиться к традиции евгенических дискуссий.

Цель работы: проанализировать подходы к совершенствованию морального агента биологическими методами в отечественной и мировой науке.

Материалы и методы. Для достижения цели работы были проанализированы материалы Гальтонской школы евгеники, программные статьи Российского евгенического общества Н.К. Кольцова и современный дискурс либеральной евгеники.

Результаты. С одной стороны, биологическое улучшение морального агента представляется более предсказуемым (в случае релевантных исследований) и более устойчивым. С другой стороны, история демонстрирует нам риски данного подхода. Очевидным представляется провал классической евгеники, выродившейся в Европе в нацистские практики, и близкие к ним политические решения в США. Современная «либеральная евгеника» в попытках решить данные проблемы упирается в риски дискриминации.

Заключение. Более чем за столетие специалисты в области нравственного биоулучшения так и не предложили конкретных критериев морального агента. На основании анализа евгенического дискурса в статье ставятся этические вопросы, ответы на которые научному сообществу необходимо дать до начала проведения практических экспериментов.

Биоэтика. 2024;17(1):19-29
pages 19-29 views

Практическая биоэтика

Этика освоения профессиональных компетенций с помощью нейросетей

Серова И.А., Ягодина А.Ю., Гасайниева У.Б.

Аннотация

Обоснование. Включение нейросетей в работу учреждений здравоохранения и медицинское образование является актуальной проблемой биоэтики – дисциплины, разрабатывающей вопросы личного выбора между пользой и вредом, между добром и злом, между объемом и качеством обработки информации. Внедрение нейросетей в практику врачевания неотвратимо и является «наиболее часто используемым аналитическим инструментом». Плюсы и минусы цифровизации медицины подробно описаны в литературе как обретение цифрового помощника для диагностики, определения оптимальных лечебных планов и мониторинга состояния здоровья пациентов.

Цель: рассмотреть возможность совершенствования клинического мышления в партнерском взаимодействии с нейросетями на примере анализа клинических ситуаций. Материалы и методы. Проведен аналитический обзор литературы по проблеме интеграции искусственного интеллекта в медицинскую практику. Эмпирическая база представлена материалами качественного социологического исследования (метод кейс-стади).

Результаты. На материале анализа кейсов показано, что установки при выписке рецептов работы над ошибками прописаны абстрактно (нейросеть – безответственна, интеллект человека должен превосходить интеллект машины) и конкретно (первоначальный ответ нейросети на поставленный вопрос носит поверхностный характер, требует уточнения с помощью неожиданных для нейросети вопросов с конкретной конфигурацией не распознанных искусственным интеллектом терминов в качестве ключевых слов). Выявлены риски внедрения искусственного интеллекта в работу медицинских учреждений: с одной стороны, при высокой степени комплаенса врачей к рекомендациям нейросетей за их ошибки несет ответственность врач, а страдает пациент, с другой стороны, при высокой степени комплаенса AI к запросам пользователя обучение нейросетей в диалогах опасно умножением сомнительных рекомендаций не дифференцированных/не компетентных пользователей. Компетентность врача в обучающих нейросеть диалогах невидима, не верифицирована, по сути дела виртуальна.

Заключение. На основе проведенного исследования показана возможность совершенствования нейросетей через их адаптацию к региональным парадигмам врачевания, к системам ценностей, которые базируется на архетипах отечественного здравоохранения.

Биоэтика. 2024;17(1):30-37
pages 30-37 views

Искусственный интеллект в медицине: этические проблемы ком-муникации между врачом и пациентом

Кочетова Ю.Ю.

Аннотация

Серьезный вызов пациенториентированной модели взаимодействия врача и пациента бросают объективные обстоятельства: постоянно увеличивающееся количество пациентов и растущие расходы на здравоохранение и невозможность, в связи с этим, уделять необходимые для пациента внимание и заботу. Вероятным ответом на наметившийся в медицине «кризис заботы» представляется использование цифровых технологий в клинической практике и организации здравоохранения. В частности, одним из возможных вариантов применения потенциала цифровых технологий в медицине являются системы искусственного интеллекта (далее ИИ). Статья посвящена особенностям коммуникации между врачом и пациентом в условиях использования искусственного интеллекта в клинической практике. Автором обозначены как перспективы внедрения искусственного интеллекта в медицину, так и трудности в процессе общения между врачом и пациентом. Цель статьи – проанализировать механизм влияния искусственного интеллекта на процесс коммуникации между врачом и пациентом, оценить влияние цифровых технологий на базовые ценности, складывающиеся в процессе клинического общения – уважение автономии пациента, доверие, конфиденциальность.

Основным ожидаемым положительным следствием применения ИИ в медицине является высвобождение времени для непосредственного общения с пациентом. Однако существует риск, что оно будет использовано для увеличения потока пациентов, особенно в условиях коммерческого сектора медицины. Сделаны выводы, что, несмотря на повсеместное использование цифровых технологий, в обществе сохраняется настороженное отношение к подобным новшествам, тем более, когда это касается персональных данных. Вследствие этого уровень доверия и готовность обращаться к системам ИИ невысоки. При внедрении ИИ необходимо учитывать целесообразность и уместность использования данных технологий при оказании медицинской помощи, поскольку, наряду с эффективностью и точностью результатов диагностики и проводимого лечения, для пациента крайне важным остается процесс коммуникации с врачом, возможность поделиться своей историей болезни и в ходе этого общения сформировать необходимое для совместного принятия решения доверие.

Биоэтика. 2024;17(1):38-43
pages 38-43 views

Международное медицинское образовательное пространство в условиях цифровой цивилизации

Альшук Н.А., Абенаволи Л., Батиров Д.Ю.

Аннотация

Современный университет – это место, где создаются смыслы. Транслируются эти смыслы, прежде всего, через сайт университета, через социальные сети, где представлен университет. Выражаясь маркетинговым языком, именно через цифровые ресурсы университет ищет клиентов-обучающихся. И здесь пересекаются собственно образовательные, научные, коммерческие интересы, что делает принципиально важным универсализацию этических требований ко всем участникам данного процесса. При этом цифровая трансформация становится объективной необходимостью для развития образования и формирования клиентской базы на будущее, а также для поддержания контактов с родителями студентов и с выпускниками. И именно те университеты, которые быстрее и качественнее включатся в этот процесс, выиграют. Сайт университета – это основной ресурс, где транслируются его смыслы и объективируются моральные сюжеты. Цель данной статьи – уточнить понятие цифровизации медицинского образования как международного феномена, регламентированного общими этическими и социальными требованиями. До настоящего времени не сформировалось общепризнанного определения такого понятия как цифровизация медицинского образования, поскольку данный термин представляет собой довольно сложное многоаспектное явление.

Мы рассматриваем именно медицинское образование, возможность его получения с использованием цифровых технологий, анализируем объём встроенного цифрового обучения, его целесообразность и актуальность. Сайт – это основной ресурс университета с точки зрения маркетинга, информирования, образования и нормативной регуляции всего процесса обучения. Особые требования предъявляются к его форме и содержанию в ситуации обучения студентов-медиков в иноязычной среде.

Биоэтика. 2024;17(1):44-50
pages 44-50 views

Влияние авторского контента студентов в социальных сетях на процессы продвижения бренда образовательной организации

Трофимов Д.В.

Аннотация

Обоснование. Высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг в Российской Федерации обусловлен большим количеством предложений со стороны государственных и частных образовательных организаций высшего образования. В соответствии с действующим законодательством, абитуриент имеет право подать документы сразу в несколько вузов страны и, как правило, при поступлении, отдает предпочтение тем из них, бренд которых наиболее известен. Все это диктует необходимость активного продвижения бренда образовательной организации с использованием возможностей масс-медиа. Вместе с тем, бюджеты региональных образовательных организаций часто ограничены в возможностях проведения полноценных рекламных кампаний, не предполагают финансирования маркетинговой деятельности по продвижению бренда вуза.

Цель работы: определить влияние авторского контента студентов в социальных сетях на процессы продвижения бренда образовательной организации.

Материалы и методы. Проведен анализ современных литературных источников открытого доступа по проблеме формирования имиджа и продвижения бренда образовательной организации, а также контент-анализ публикаций в социальных сетях и средствах массовой информации. Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, выполненного с использованием Googleforms, N = 520, средний возраст (22,2 ± 2,37) года. Авторская анкета прошла социологическую и этическую экспертизу, в отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и автономии. Математическая обработка данных проводилась методами вариационной статистики с помощью пакета прикладных программ Excel for Windows Statistica 21,0.

Результаты и их обсуждение. Всего за месяц студентами на личных страницах ко Дню российского студенчества, было опубликовано 25 игровых видеороликов. Каждый из них за период конкурса набрал от 2 до 20 тысяч показов. Свои публикации студенты сопровождали указанными в условиях конкурса хештегами, что позволило систематизировать размещенный материал, а при поиске информации о вузе в социальной сети быстро найти нужный контент.

Заключение. Показано, что систематизация в сборе, планировании, распространении информации способствует стремительному продвижению позитивного образа во внешней и внутренней среде благодаря вытеснению из повестки негативных информационных поводов, обеспечивает возможность управления информационными потоками, минимизирует информационные риски.

Биоэтика. 2024;17(1):51-55
pages 51-55 views

Прикладная биоэтика

Открытые биоэтические проблемы современной трансплантологии (в социальных оценках будущих специалистов)

Светличная Т.Г., Смирнова Е.А.

Аннотация

Обоснование. Во все времена моральные принципы и этические стандарты являлись основным инструментом регулирования как поведения отдельного человека, так и общественного сознания в целом. Однако в современном обществе становится нормой распространение жестокости и преступности. В такой ситуации важным становятся моральные качества врача, который должен принимать решения в условиях, граничащих между жизнью и смертью.

Цель: изучить социальные оценки открытых биоэтических проблем современной трансплантологии будущих специалистов.

Методы исследования. Базой исследования послужил г. Архангельск и г. Череповец. Сбор материала проводился в феврале-марте 2023г. Выборка сплошная (n = 436). Основную группу составили студенты Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) (n = 103). Группу сравнения составили: 1) студенты Череповецкого государственного университета (n = 211): гуманитарного (n = 102), технического (n = 109) направления и 2) среднего профессионального образования (n = 122): медицинского (n = 86) и педагогического (n = 36) колледжа.

Результаты. Половина (43,6 %) студентов независимо от направления подготовки к трансплантации органов относятся положительно, воспринимая данную технологию как «шаг вперед в медицине» (59,6; 95%-й ДИ 55,0–64,1). Каждый третий (37,8 %) – нейтрально, полагая, что трансплантация органов допустима в крайнем случае (26,8 %; 95%-й ДИ 22,9–31,2). Отрицательно относятся только 3,7%, считая трансплантацию органов противоестественной человеческой природе (1,8 %; 95% ДИ), ведущей к торговле людьми (3,2 %; 95%-й ДИ 1,9–5,3). Студенты медицинского колледжа (90,8 %) в десять раз чаще студентов педагогического колледжа (9,2 %) более лояльно оценивают трансплантологию. Они меньше выбирают нейтральные (40,5 % против 59,5 % соответственно) и негативные (40 % против 60 % соответственно) оценки. При этом у студентов медицинского колледжа в два раза чаще (66,7 % против 33,3 % соответственно) вообще не сформировано мнение по этому вопросу.

Заключение. Показаны возможные факторы формирования биоэтических представлений на основе анализа персональных характеристик будущих специалистов: демографических, социальных, психологических, духовных.

Биоэтика. 2024;17(1):56-66
pages 56-66 views

Этика психологической помощи в региональной службе «112» (на материале Волгоградской области)

Смирнов В.М., Деларю В.В.

Аннотация

В последние годы в Российской Федерации наблюдается институционализация различных форм оказания экстренной психологической помощи населению; Волгоградская область не является исключением. Так, в январе 2021 г. на базе Государственного казенного учреждения Волгоградской области при Комитете по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области в рамках «Центра управления и связи» для оказания экстренной психологической помощи и поддержки жителям Волгоградской области была создана единая психологическая служба экстренных оперативных вызовов «112». Помощь осуществляется в дистантном формате между заявителями / потребителями психологических услуг – и диспетчерами-психологами (ДП) учреждения; она является круглосуточно доступной, не требует наличия SIM-карты или средств на счету абонента. Работа осуществляется с применением и адаптацией современных психологических технологий разной направленности для решения запросов заявителей / потребителей. Выделен ряд этических проблем оказания экстренной психологической помощи и поддержки жителям Волгоградской области диспетчером-психологом единой психологической службы экстренных оперативных вызовов «112» (заявителям, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, парасуицидентам и суицидентам, сотрудникам самой службы и др.). Показано, что выявленные проблемы вытекают из общего проблемного поля биоэтики (ситуации, недостаточно четко регламентированные в правовом поле) и сделан вывод о целесообразности на основании согласованной позиции представляющих различные ведомства организаторов экстренной психологической помощи, психологов, юристов, специалистов в области биоэтики детализация правового обеспечения данной институализирующейся социальной практики. В принципиальном плане приведенные этические проблемы вытекают из общего проблемного поля биоэтики: ситуации, недостаточно четко регламентированные в правовом поле. В этой связи представляется целесообразным на основании согласованной позиции представляющих различные ведомства организаторов реализации экстренной психологической помощи, психологов, юристов, специалистов в области биоэтики детализация правового обеспечения данной институализирующейся социальной практики.

Биоэтика. 2024;17(1):67-70
pages 67-70 views

Этика – война – медицина: научный портрет проблемы в современ-ных публикациях

Филиппов А.В., Соловьев Н.В.

Аннотация

Обоснование. Поиск смысла войны, оправдание насилия, принятие вины и другие нравственные проблемы, связанные с войной, волновали русских мыслителей XIX века. Русская религиозная фи лософия считает нравственно оправданной только войну в защи ту высших духовных святынь, которыми И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, А.А. Керсновский называют защиту Родины, жизни и мира.

Цель работы: оценить исследовательский интерес к проблемам этики войны, этики военной медицины, биомедицинской этики в интеллектуальном поле открытых баз научных публикаций и предложить предиктивный сюжет данного научного направления.

Материалы и методы. Проведен компаративный анализ открытых баз научных публикаций РИНЦ, НЭБ, КиберЛенинка. Изучение источников литературы в рассматриваемом проблемном поле позволило определить направления исследовательского поиска с использованием векторов – ключевых слов «этика», «война», «военная медицина». В качестве модельной научной сетевой базы были использованы и проанализированы публикации открытой базы КиберЛенинка. Исследованы количественные (число публикаций) и качественные (аннотации) показатели. Для выявления отношения к этическим проблемам войны был проведен социологический опрос студентов медицинского вуза, N = 154, средний возраст респондентов (19,2 ± 1,9) лет. В отношении респондентов были соблюдены нормы конфиденциальности и автономии.

Результаты. Анализ распределения научных публикаций по направлениям международного классификатора OECD демонстрирует интерес исследователей в проблемном поле «Философия, этика, религиоведение» в 2020–2024 году. Во всех варианта поиска (по ключевым словам «война и этика», «война и медицина», «военная медицина») в этом направлении большее число публикаций, чем по другим гуманитарным или социологическим наукам. В поисковом запросе «война и этика» таких публикаций было в 2 раза больше, чем остальных. Пилотный опрос будущих врачей подтверждает междисциплинарную связь этики войны и медицины.

Заключение. Проведенное исследование демонстрирует современный научный интерес к этике войны при изучении проблем, связанных с войной и военной медициной. Представляет интерес более детальное исследование взаимосвязи этики войны и медицинской этики (биоэтики) как элемента этической подготовки будущих врачей к профессиональной деятельности в экстремальных условиях мирного и военного времени.

Биоэтика. 2024;17(1):71-76
pages 71-76 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах