International medical educational space in the context of digital civiliza-tion

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A modern university is a place where meanings are created. These meanings are transmitted primarily through the university's website, through social networks, where the university is represented. To put it in marketing terms, it is through digital resources that the university is looking for clients-students. And this is where educational, scientific, and commercial interests intersect, which makes it fundamentally important to universalize ethical requirements for all participants in this process. At the same time, digital transformation is becoming an objective necessity for the development of education and the formation of a client base for the future, as well as for maintaining contacts with students' parents and graduates. And it is those universities that get involved in this process faster and better that will benefit. The university's website is the main resource where its meanings are broadcast and moral stories are objectified. Aim: to clarify the concept of digitalization of medical education as an international phenomenon regulated by general ethical and social requirements. To date, there is no universally accepted definition of such a concept as digitalization of medical education, since this term is a rather complex multifaceted phenomenon.

We are considering medical education, the possibility of obtaining it using digital technologies, analyzing the volume of built-in digital education, its feasibility and relevance. The website is the main resource of the university in terms of marketing, information, education and regulatory regulation of the entire learning process. Special requirements are imposed on its form and content in the situation of teaching medical students in a foreign language environment.

Full Text

Современный университет – это место, где создаются смыслы. Транслируются эти смыслы, прежде всего, через сайт университета, через социальные сети, где представлен университет. Выражаясь маркетинговым языком, именно через цифровые ресурсы университет ищет клиентов-обучающихся. И здесь пересекаются собственно образовательные, научные, коммерческие интересы, что делает принципиально важным универсализацию этических требований ко всем участникам данного процесса. При этом цифровая трансформация становится объективной необходимостью для развития образования и формирования клиентской базы на будущее, а также для поддержания контактов с родителями студентов и с выпускниками. И именно те университеты, которые быстрее и качественнее включатся в этот процесс, выиграют. Сайт университета – это основной ресурс, где транслируются его смыслы и объективируются моральные сюжеты. Каждый медицинский университет/факуль-тет в мире имеет иностранных обучающихся и почти каждый сталкивается с проблемой передачи всех трех вышеназванных компонентов, как студентам-предс-тавителям титульной нации, так и своим иностранным студентам, настоящим и будущим. Вместе с тем в мире не существует единого подхода к содержанию университетского сайта, который бы удовлетворял все культурные запросы общества.

Например М. Бенайда, в своей статье «Кросс-культурный веб-дизайн и образование: сравнение между арабскими университетами и университетами США на основе культурных аспектов Хофстеде» говорит о практическом отсутствии на фотографиях женщин на сайтах арабских университетов, в арабской культуре больше коллективизма и неопределенности, чем в американской; арабская культура также ориентирована на краткосрочную перспективу по сравнению с американской культурой, ориентированной на долгосрочную перспективу [1].

Также данный подход разделяют и российские авторы [2]. При определении стратегии к демонстрационным материалам сайта, сравнении менталитета и культурных особенностей территорий необходимо учитывать менталитет основой аудитории, на кого транслируется образовательный процесс и, соответственно, разрабатывать инструменты в расчете на другие культуры-потребители образовательных услуг конкретного университета. Например, для Ближнего Востока необходимо учитывать объем предлагаемого материала, так как усвоение информации студентами этого макрорегиона ниже, чем, например, у представителей региона Юго-восточной Азии.

Авторы гибридного подхода к медицинскому образованию, доктора медицинских наук Томас М. Дас, Гурлин Каур, Саман Нематоллахи, Дэниел Амбиндер, Кери Шейфер, Мелани Сулистио, Кэтрин Берлахер, Амит Гоял обращаются в своем исследовании к истории развития медицинского образования и сравнивают подходы 50-х годов прошлого столетия с современными цифровыми инструментами, которые применяются сегодня. В 1957 году, студент-врач Роберт К. Мертон описывал 2 основные цели медицинского образования: изучение и применение информации, необходимой для ухода за пациентами и роста профессиональной идентичности в сообществе опекунов.

С 1950-х годов прошлого столетия произошло множество изменений в медицинском образовании, однако распространение цифровых технологий оказало огромное влияние на развитие медицинского образования. Благодаря таким инструментам, как социальные сети, подкасты или потоковое видео, наш, все более цифровой, мир изменил картину того, как мы взаимодействуем друг с другом и как мы изучаем медицину. Хотя это продолжается уже несколько лет, цифровая трансформация ускорилась за счет пандемии COVID-19. Физическое дистанцирование создало вакуум в традиционных учебных программах личного обучения, что вызвало быстрое распространение цифровых платформ и контента. В этом новом образовательном ландшафте, цифровое пространство стало неотъемлемой частью того, как мы получаем доступ к информации и общаемся друг с другом. Таким образом, современный педагог-медик должен уметь осознанно оценивать как преимущества, так и недостатки цифрового мира и традиционной модальности. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы тщательно интегрировать цифровые и традиционные платформы друг с другом, чтобы помочь современному студенту эффективно усваивать информацию и создавать сообщество профессионалов. И, главное, не утрачивать нравственное содержание отношений в связи с заменой личностного общения виртуальным, но, наоборот, реализовать новые моральные паттерны активности в цифровой среде.

Вместе с тем, переход в полную цифровизацию медицинского образования невозможен на сегодняшнем этапе его развития. По мнению упоминавшихся выше авторов, медицинское образование возможно лишь дополнить цифрой, применяя игровые техники, новые подходы дополненной реальности. В упомянутой статье выделяется три подхода к обучению студентов-медиков: традиционный, цифровой и гибридный. Авторы склоняются к мнению, что гибридная модель, в которой традиционное обучение дополняется цифровыми средствами, является наиболее эффективной моделью обучения для студента-медика [3].

По мнению авторов, задача научно-преподава-тельского медицинского сообщества сейчас состоит в том, чтобы продуманно интегрировать цифровые и традиционные платформы, чтобы помочь современному учащемуся эффективно усваивать информацию и создавать сообщество. В статье упоминаются такие инструменты цифрового образования, как подкасты, социальные сети, где ведутся дискуссии, и другие.

Пандемия COVID-19 стимулировала быстрое распространение цифровых платформ и контента, уже имевших место в образовательном процессе. Получение информации учащимся может быть «синхронным» (когда контент одновременно доставляется учащимся и принимается ими – традиционный метод), и «асинхронным» (когда учащийся может получить доступ к предварительно созданному контенту по своему собственному расписанию – цифровой метод). Информация, получаемая очно, отличается высоким качеством и предоставляется признанным экспертом по контенту, а также может способствовать диалогу и воспитывать чувство общности. Однако цифровые способы получения информации, которые часто носят асинхронный характер и ориентированы на учащихся, создают возможности для расширения общей базы знаний, предлагаемой традиционными учебными программами. Цифровая форма доставки контента, такая как медицинский образовательный подкаст, уникально подходит для удовлетворения потребностей взрослого учащегося.

Таким образом, гибридная модель, в которой синхронная и ориентированная на экспертов учебная программа дополняется цифровым контентом, ориентированным на учащихся, потенциально может принести максимальную пользу современному учащемуся.

Говоря о международном медицинском образовании, его цифровизации мы понимаем использование именно гибридной модели, с участием цифровых технологий и основного ресурса-сайта университета, как идентичности вуза и подтвержденной, безопасной истории.

Вместе с тем, не все страны имеют одинаковый доступ к цифровым технологиям. Есть государства с низким, средним и высоким уровнем дохода, что изначально не дает равных возможностей к получению идентичной информации, в том числе через подкасты, дополненную реальность, социальные сети. В странах с низким уровнем дохода возможно использовать цифровизацию через внешние носители и таким образом передавать информацию. Без интернета они не смогут составить конкуренцию в цифровизации медицинского образования и будут склоняться к классической форме медицинского образования, что снизит объём знаний, который получат обучающиеся, имеющие полный доступ [4].

Мы бы отнесли к цифровизации и сам сайт университета как основной ресурс получения информации об учебном заведении и доступа к подкастам, официальным социальным сетям университета.

Сошлемся на мнение О.А. Бакуменко, которая подтверждает, что сайт университета должен быть именно полезным в эпоху маркетинга социальных отношений, необходимо делиться с пользователями полезным контентом, уважая информационные потребности студентов и потребителей услуг (https://eduexport.ru/page33202951.html). Через полезную информацию университет формирует кредит доверия, что увеличивает ценность университета как бренда.

Ключевая особенность этой эпохи: интернет из канала для коммуникаций превратился в среду для выстраивания отношений. Отношения требуют честности и открытости, а еще – обоюдного желания взаимодействовать. Чтобы с Вами захотели взаимодействовать, Вам должны доверять. Доверие – нравственная основа современного маркетинга. Поэтому нам нужно перейти от концепции позиционирования, когда мы рисовали про себя красивую картинку или рассказывали красивую историю, а потом продвигали с помощью рекламы, к проектированию миссии и ее реализации в реальных действиях. Сегодня действия бренда говорят намного больше, чем слова.

Для этого нам нужно перестать задавать неправильные вопросы: как мы можем заставить иностранных абитуриентов к нам поступить, а иностранных партнеров – начать с нами сотрудничать. Вместо этого нужно спросить, что мы можем полезного для них сделать, чтобы они захотели с нами сотрудничать?

Мы должны стать частью жизни студента, который будет нам доверять, понимая, что именно дает ему университет. Самый простой способ это сделать через сайт университета, где можно получить и доступ к материалам обучения, а также получить важную информацию. В условиях ухода с зарубежных порталов увеличивается роль сайта университета как лица бренда. И это очень важно. Заходя на главную страницу сайта университета или страницу сайта для поступающих, абитуриент за 5 секунд принимает решение, остаться на сайте или покинуть его.

Также при создании сайта с возможностью просмотра/работы на нескольких языках лучше использовать не прямой перевод и не google перевод, а именно преподносить информацию на иностранном языке с учетом культурных особенностей потребителя. В статье «Перевести нельзя адаптировать, или почему контент, просто переведенный на другой язык, не работает» продолжается тема завоевания доверия именно через точное угадывание потребностей потребителя, что крайне важно для иностранных студентов (https://vc.ru/marketing/495512-perevesti-nelzya-adaptirovat-ili-pochemu-kontent-prosto-perevedennyy-na-drugoy-yazyk-ne-rabotaet). Например, если мы понимаем, что иностранный гражданин приедет к нам из Индии, мы ставим в новостной контент или в ежегодные мероприятия праздник «Дивали» в университете, а также даем информацию о подготовке к национальному тесту, еще лучше, если дадим краткие видео-рекомендации к подготовке к нему, тогда, скорее всего, индус заинтересуется нашим вузом и захочет в него поступить.

Наши коллеги исследовали зависимость готовности цифровой трансформации у студентов медицинских вузов и пришли к выводу, что есть зависимость от пола и возраста при формировании готовности к работе с цифровой средой у студентов-медиков, по крайней мере, в Саудовской Аравии [5].

В исследовании оценивались уровни и влияние компьютерной тревожности и цифровой готовности к академической деятельности среди студентов бакалавриата. Было проведено перекрестное исследование 272 студентов-медиков, обучающихся по медицинской программе. Были приняты два ранее утвержденных документа. Мы исследовали связь между социально-демографическими переменными студентов, использованием Интернета и предполагаемой академической успеваемостью во время электронного обучения и их компьютерной тревожностью, и цифровой готовностью. Результаты показывают значительное влияние пола, возраста и использования Интернета на компьютерную тревожность студентов и цифровую готовность. Поведение и навыки мужчин в области обмена информацией превосходили таковые у женщин, а компьютерная тревожность студентов снижалась с возрастом. Кроме того, результаты показывают, что чем больше учащиеся пользуются Интернетом, тем лучше их цифровая готовность к академической деятельности. Кроме того, компьютерная тревожность и готовность к цифровым технологиям влияют на восприятие студентами их академической успеваемости в электронном обучении. Быстрые темпы технологического прогресса и интеграция электронного обучения в образование означают, что необходимо уделять пристальное внимание характеристикам учащихся, а также их навыкам. Это позволит преподавателям создать успешную, персонализированную систему обучения. Вместе с обсуждением первой ступени высшего медицинского образования в парадигме его цифровизации нельзя забывать и о третьей ступени – профессиональной переподготовке медицинских работников с учетом траектории национальной политики страны. Российские исследователи цифровизации медицинского образования ставят в основу целесообразность, прежде всего, с точки зрения национальных задач и приоритетов [6].

Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и Федеральным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящим в национальный проект «Здравоохранение», определены направления обеспечения доступности гражданам цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, а также на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.

К 2024 году по всей России заработала система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. Граждане могут дистанционно подать заявление на полис обязательного медицинского страхования и на прикрепление к медицинской организации.

К 2025 году в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуг будут доступны запись на прием к врачу, на диспансеризацию, профилактический медицинский осмотр, на вакцинацию и плановую госпитализацию. Гражданам будут доступны медицинские документы независимо от субъекта Российской Федерации, где находится пациент.

Все эти задачи должны быть включены в образовательные процессы медицинских вузов. Что подразумевает качественную подготовку как преподавателей, так и всех уровней образования в вузах.

В статье «Новая совместная платформа электронного обучения для студентов-медиков», опубликованной в 2014 году в журнале «Биомедицинское образование», рассматривается возрастающая сложность медицинских учебных программ, где авторы исследуют интеграцию в образовательный процесс для студентов-медиков специально созданных электронных обучающих платформ [7]. В 2014 году было очень мало исследований на эту тему. Цель исследования состояла в том, чтобы разработать и оценить удобство использования адаптивной компьютерной системы совместного обучения для студентов-медиков для управления учебными занятиями.

Учебная платформа под названием ALERT STUDENT была создана как бесплатное веб-прило-жение. Фрагменты контента представлены в виде карточек, которые содержат знания и открытые вопросы. Они могут быть созданы в совместном режиме. Несколько карточек можно объединить в пользовательские стопки, называемые блокнотами, к которым можно получить доступ в учебных группах, принадлежащих пользовательскому учреждению-университету. Система предоставляет режим обучения, который включает текстовые маркеры, текстовые заметки, таймеры и цветовую маркировку приоритетов контента на основе самооценки открытых вопросов, представленных в режиме викторины. Время, затраченное на учебу, и уровень знаний отображаются для каждого студента с помощью диаграмм. Совместное обучение с компьютерной поддержкой достигается за счет одновременного создания блокнотов и вопросов для самооценки многими пользователями в заранее определенной группе. Аккумулированные данные об успеваемости и личной эффективности извлекаются при изучении новых блокнотов, содержащих ранее изученные карточки. Опросы с самоотчетами показали, что учащиеся полностью согласны с тем, что система полезна, и готовы использовать ее в качестве справочного инструмента.

Платформа использует различные учебные принципы дизайна и учебных объектов в поддерживаемой компьютером платформе совместного обучения для студентов-медиков, которая позволяет управлять обучением. Приложение расширяет представление учащихся о результатах обучения и поддерживает обоснованные решения, основанные на прошлой успеваемости. Она служит потенциальной образовательной моделью для медицинского образования, которое получило сильные положительные отзывы от студентов медицинской школы. Эта платформа представляет собой тематическое исследование того, как эффективное сочетание принципов учебного дизайна и учебных объектов может быть объединено для управления обучением, и делает важный шаг к внедрению инструментов управления информацией для поддержки учебных решений и улучшения результатов обучения.

Уже в период пандемии, который стал временем переосмысления привычных представлений и подходов в системе образования, определился целый ряд новых требований к жизни и работе университетов.

Кризис изменил традиционный уклад жизни людей, в том числе повлиял на особенности получения высшего образования, которое во многих странах стало базовой социальной нормой, а также важным инструментом социально-экономического развития. В существенной мере это применимо и к российской системе высшего образования, которая включает более 4 млн студентов и более 600 тыс. сотрудников университетов. Онлайн-форма работы, дистанционные технологии, прокторинг, цифровые образовательные среды – это и многое другое стало частью новой образовательной реальности, в которую студенты, преподаватели и администраторы невольно погрузились за несколько месяцев. Актуальной для вузов явилась задача обеспечения непрерывности основной деятельности в новых условиях: завершение учебного года, проведение зачетов и экзаменов, включая онлайн-защиту выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, организация приемной кампании. Значимым контекстом для решения этих задач стали сокращение внебюджетных доходов вузов, рост непредвиденных расходов в связи с пандемией и переходом в онлайн, девальвация расходных лимитов, зависящих от курса рубля, социальная нестабильность и неопределенность эпидемиологических прогнозов.

Как и для многих стран по всему миру, опыт дистанционной работы и учебы показал, что перед системой высшего образования России стоит целый ряд вызовов. Некоторые из них связаны с существовавшими еще до пандемии проблемными зонами, сильнее обострившимися после ее наступления. Другие – это новые задачи и точки роста. Ответы на эти вызовы создали условия для роста конкурентоспособности и лидерства российской системы высшего образования. Стоит вопрос о переосмыслении образовательных моделей в вузах, в основе которых лежит очная коммуникация преподавателя и студента с момента появления первых средневековых университетов. В подобной ситуации актуальным оказывается не только углубленный анализ эффектов для высшего образования, к которым привел кризис, но и проработка решений, позволяющих нивелировать негативные последствия пандемии и нацеленных на обеспечение устойчивого развития университетов в новых условиях. Именно такая цель ставилась авторами исследования – аналитического доклада авторского коллектива, выпущенного в октябре 2020 года: «Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы», которое логическим образом продолжает дискуссию, открытую в докладе «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее», изданного в июне 2020 г. инициативной ректорской группы.

Стратегические меры, которые предлагают авторы доклада, заключаются во внедрение модели и методик поддержки групповых жизненнообразовательных маршрутов через создание цифровых служб для поддержки студентов и преподавателей («сервисная книжка», цифровое портфолио), в том числе с использованием ресурсов института тьюторов, эдвайзеров, наставников; развитие онлайн-форматов для студенческих олимпиад, кейс-чемпионатов и других инструментов внешней независимой оценки качества образования; грантовая поддержка программ формирования и развития soft и self skills: компетенции самоорганизации, планирования, управления собой, time-менеджмента и др.; вовлечение студента в управление собственным образовательным маршрутом с возможностью его смены; стимулирование готовности студенчества к конструктивному диалогу через организацию и поддержку студенческих медиацентров.

Вместе с тем европейские коллеги продолжают активно внедрять цифровые платформы для студентов медиков и преподавателей. В настоящий момент платформа Lecturio агрессивно продвигается в социальных сетях, через глобальные рейтинговые агентства и в интернете. Проводятся мастер-классы по ее использованию, как для студентов, так и для преподавателей.

«Наша миссия состоит в том, чтобы предоставить студентам и преподавателям лучшие инструменты для обучения, эффективность которых подтверждена научными данными. Мы понимаем проблемы, с которыми сталкиваются все студенты, когда они пытаются освоить огромное количество фундаментальных наук, необходимых для того, чтобы стать медиками. Мы знаем, что настоящее владение этим материалом и глобальная нехватка медицинских работников требуют изменения парадигмы преподавания медицины. Чтобы справиться с этой задачей, Lecturio создала высококачественный цифровой медицинский образовательный ресурс, доступный по цене, адаптивный и персонализированный. Мы разработали нашу платформу с учетом потребностей учащихся и преподавателей в сочетании с новейшими передовыми технологиями обучения и комплексными функциями мониторинга и оценки» (https://www.lecturio.com/about-us/).

Таким образом, конкуренция на рынке образовательных услуг в области медицины сегодня переходит на новую ступень – преимущество получает тот, кто создаст более удачную цифровую среду и более активно использует преимущества искусственного интеллекта в медицинском образовании. Такая ситуация делает первоочередными задачами этической легитимизации процесса высшего медицинского образования следующие:

  1. Доступность возможностей работы в цифровой среде для всех, стремящихся получить высшее медицинское образование. Непозволительно не делиться новыми достижениями в этой области с коллегами.
  2. Стремление к получению доходов от импорта/экспорта образовательных услуг в сфере медицины не должно признаваться главной целью данной деятельности.
  3. Назрела необходимость разработки Этического кодекса поведения в цифровой среде для студентов, преподавателей и всех, кто организует новые формы медицинского образования.

 

Дополнительная информация

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional information

Author contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

About the authors

Natalya A. Alshuk

Volgograd State Medical University

Author for correspondence.
Email: nalshuk@volgmed.ru
ORCID iD: 0000-0001-5657-575X

Head of the Department of External Relations

Russian Federation, Volgograd

Ludovico Abenavoli

University Magna Græcia of Catanzaro

Email: l.abenavoli@unicz.it
ORCID iD: 0000-0002-5922-1524

MD, Associate Professor of Gastroenterology

Italy, Catanzaro

Davronbek Yu. Batirov

Urgench Branch of the Tashkent Medical Academy

Email: dbatirov@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-3724-2334

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Surgical Diseases and Transplantology, Deputy Director for International Cooperation

Uzbekistan, Urgench

References

  1. Benaida M. Cross-Cultural Web Design and Education: A Comparison Between Arab Universities and US Universi-ties Based on Hofstede Cultural Dimensions. IJCSNS Inter-national Journal of Computer Science and Network Securi-ty. 2018;18(10). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/ Cross-Cultural-Web-Design-and-Education%3A-A-Between-Benaida/84606e609b7d67cb682d726d48639d953abe84c2
  2. Kuzin T.S. On the Issue of the Peculiarities of Personality Perception of Information in the Mass Communication Me-dia, Taking into Account the Ethnic Mentality. Mir sov-remennoi nauki = The world of modern science. 2011;5. (in Rus.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-vospriyatiya-lichnostyu-informatsii-sredstv-massovoy-kommunikatsii-s-uchetom-etnicheskogo-mentaliteta.
  3. Das Th.M., Kaur G., Nematollahi S. et al. Medical Educa-tion in the Digital Era: A New Paradigm for Acquiring Knowledge and Building Communities. JACC: Advances. 2022;1(2):100031. URL: https://www.jacc.org/doi/10.1016/ j.jacadv.2022.100031.
  4. Car L.T., Poon S., Myint K.B. et al. Digital Education for Health Professionals: An Evidence Map, Conceptual Framework, and Research Agenda. National Library of Medicine. 2022;24(3): e31977. doi: 10.2196/31977. PMID: 35297767; PMCID: PMC8972116. URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8972116/
  5. Althubaiti A., Tirksstani J. M., Alsehaibany A.A. et al. Dig-ital transformation in medical education: Factors that influ-ence readiness. Health Informatics J. 2022;28(1): 14604582221075554. doi: 10.1177/14604582221075554.
  6. Lazarenko V.A., Kalutskiy P.V., Dremova N.B., Ovod A.I. Adaptation of Higher Medical Education to the Conditions of Digitalization of Health Care. Vysshee obrazovanie v Rossii = High education in Russia. 2020;1:106–115. (in Rus.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-vysshego-meditsinskogo-obrazovaniya-k-usloviyam-tsifrovizatsii-zdravoohraneniya/viewer.
  7. Tiago Taveira-Gomes, Areo Saffarzadeh, Milton Severo et al. A novel collaborative e-learning platform for medical students – ALERT STUDENT. BMC Medical Education. 2014;143. doi: 10.1186/1472-6920-14-143.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Alshuk N.A., Abenavoli L., Batirov D.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies