Том 12, № 1 (2019)
Статьи
Как преодолеть кризис медицинской гуманитаристики?
Аннотация
Медицинская гуманитаристика - это комплекс научных и образовательных концептов, обеспечивающих интеграцию медицинской теории и практики в контекст социума. Современный кризис медицинской гуманитаристики связан с интенсивным развитием новых биотехнологий и гораздо более медленным процессом разработки объяснительных гипотез, нормативных регуляторов и социальных прогнозов их использования на практике. Отставание это можно было бы расценить как закономерное, если бы не темпы технологического прогресса, на порядки превышающие все предыдущие изменения в технологической сфере. Парадокс заключается в том, что заинтересованный в гуманитарной экспертизе применения новых технологий социум, одновременно тормозит ее развитие. С философской точки зрения, это типичная подмена ценности - технологии становятся самоценными, а понимание того, что происходит в результате их применения, отступает на второй план. Самое опасное в этой ситуации - изменение подходов к подготовке кадров, которые будут работать с новыми технологиями. Цифровая медицина требует операциональных навыков, время на приобретение которых «отнимается» в вузах у «непрофильных» (в основном, гуманитарных) дисциплин. Поэтому с каждым годом в российских медицинских вузах усиливается тенденция дегуманизации медицинского образования. Актив ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции «Философские проблемы биологии и медицины» обратился, в связи со сложившейся ситуацией, с Открытым письмом к Министерствам, Комитетам Государственной Думы и ОНФ. Письмо уже набрало гораздо больше подписей, чем это требуется для рассмотрения подобного документа. Ниже мы публикуем его полный текст и свой комментарий.
Биоэтика. 2019;12(1):3-5



Биоэтика благоразумия и аксиология безрассудства
Аннотация
Реанимация давно дискредитировавших себя устремлений герметической символической философии, социалдарвинизма, евгеники, социальной гигиены, а сейчас еще и трансгуманизма с целью решить проблемы общественного и индивидуального бытия человека техническими средствами биомедицинских манипуляций является выражением своего рода «одержимости» утопическими проектами сциентистско-технократических идеологий. Однако сопротивление угрозам антропологических катастроф и экологическим кризисам - это не молекулярногенетическая или биомедицинская проблема. Это проблема преодоления социальных антагонизмов (классовых, этнокультурных и др.), обнаружившихся в виде противоречий и конфликтов, имманентных наличному многообразию видов деятельности современного капитализма в природе и обществе.
Биоэтика. 2019;12(1):6-11



Нарративная биоэтика в поисках «иного» мира (на примере романа Дж. Стейнбека «гроздья гнева»)
Аннотация
В статье анализируется перспективный ракурс биоэтического дискурса, известный как нарративная биоэтика. Этот анализ осуществляется на примере романа «Гроздья гнева» выдающегося американского писателя Джона Стейнбека. В качестве метода биоэтической рефлексии используется деконструкция в своем этическом аспекте дискурса о справедливости. Текст романа интерпретируется как фармакон, лекарственное средство, лекарство для души отдельного человека и всего социального организма. Результатом анализа является положение о том, что «иной» мир- это вовсе не реальное социо-культурное пространство, существующее где-то на Земле. Люди сами (в романе семья Джоуд) несут в себе этот «иной» мир: мир человечности, добра, справедливости, который исключает индивидуализм и агрессию. Таким образом «иной» мир есть дискурс биоэтики как «науки выживания» перед лицом бесчеловечной капиталистической системы. Данный дискурс может послужить основой для создания глобального биоэтоса как реального пространства справедливости и нового, биоэтического метанарратива, способного выступить реальной альтернативой экономическому дискурсу тотального капитала.
Биоэтика. 2019;12(1):11-15



«Правила игры» в институтах биоэтики
Аннотация
В статье выявляются методологические предпосылки для анализа институциональной стороны биоэтики. Рассматриваются три основные трактовки понятия «институт», выделяющие структуру, функции и идеационный смысл социальных форм. Теоретическое обоснование этой триады автор видит в гегелевских формах объективного духа. Современный неоинституционализм понимает под институтами «правила игры» и расширяет тезаурус институциональной теории. Сделана попытка применения этих понятий для более точного определения разнородных институциональных образований в биоэтике. Переосмысливается утверждение о том, что институциональная сторона биоэтики представлена только этическими комитетами.
Биоэтика. 2019;12(1):15-19



Ислам, этика и биоэтика
Аннотация
В статье рассматривается влияние шариата, как обязательных правил поведения мусульман, на этические и биоэтические нормы жизни. Опираясь на источники ислама, Коран и сунны, а не на их различные толкования, в статье рассматривается ряд проблем медицинской биоэтики. Отмечается, что, несмотря на влияние современных биомедицинских технологий на современные мировые культуры, в исламе в наименьшей степени происходит их нравственно-этическое осмысление. Все эти вопросы рассматриваются исключительно на основе положений Корана и сунны. Из различных этических положений, которые содержат Коран и сунны можно сделать вывод, что врач как истинный мусульманин, должен демонстрировать качества, предписанные исламом личности. Показано, что ведущиеся в исламских странах дискуссии по ряду направлений современной биоэтики не вступают в противоречие с источниками ислама. Делается вывод, что в исламском мире нормы медицинской биоэтики определяются религиозными представлениями, которые являются доминантой всей социальной жизни.
Биоэтика. 2019;12(1):19-24



Социокультурные репрезентации женского в биомедицине: векторы трансформации
Аннотация
В статье описываются социокультурные основания репрезентации женского в биомедицине. Актуальность темы связана с расширением медицинского вмешательства в воспроизводство человека и распространением вспомогательных репродуктивных технологий. Эти тенденции опираются на достаточно укорененную социокультурную трактовку женского начала как пассивного, страдательного материального начала. Антропология женского тела сводится только к ее способности к деторождению. Трансформация подобного отношения к женской способности к деторождению отражается в работе Ирины Аристарховой «Гостеприимство матрицы». Основным вектором преобразования выступает позиция восстановления субъектности женщины в ее телесном воплощении. Автором подчеркивается важность многообразия женской субъектности во всем богатстве возможного опыта.
Биоэтика. 2019;12(1):24-26



Современные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге
Аннотация
Трансформации медицины в современной России характеризуются переходом к рынку медицинских услуг, который, по мнению авторов, является одной из причин относительной статусной инфляции, падения престижа профессии врача. Определяющим является рассогласование в деятельности и статусе данной профессиональной группы. Современный процесс институционализации медицины реализуется в изменении статуса и маргинализации социально-профессиональных групп института медицины. Процесс маргинализации врачей объясняется, по мнению авторов статьи, предложенной Г. Ленски «концепцией статусной неконсистентности».
Биоэтика. 2019;12(1):27-29



Духовно-нравственные ориентиры Медицинских работников и пациентов
Аннотация
В статье изложены результаты исследования комплементарности ценностных ориентаций медицинских работников и пациентов как условия формирования партнерских отношений в медицине. Полученные данные позволили установить принципиальное сходство в мировоззренческих взглядах медицинских работников и пациентов. Большинство медицинских работников (85,4%) и пациентов (71,7%) осознают свою принадлежность к православной культуре и признают необходимость сохранения в России традиционных религиозных ценностей (88,5% и 72,1% соответственно). На практике применение норм религиозной морали допускает лишь очень малое их число -9,7% медицинских работников и 19,5% пациентов. Различия в духовно-нравственных ориентирах заключаются лишь в разной степени распространенности основных жизненных позиций и нравственных убеждений. Выявленное единство духовно-нравственных ориентиров медицинских работников и пациентов позволяет надеяться на успешное формирование в будущем новой, партнерской, модели моральных отношений в медицине.
Биоэтика. 2019;12(1):30-35



Наиболее уязвимые пациенты как категория биоэтики и права
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу категорий «уязвимые лица» и «наиболее уязвимые пациенты» или «особо уязвимые пациенты». Анализируются международные и национальные этические и правовые акты с позиций упоминания в них отдельных групп уязвимых лиц. Автором доказывается, что отдельные группы пациентов могут быть отнесены к категории наиболее уязвимых в силу: возраста, наличия отдельных заболеваний; возникшей трудной жизненной ситуации, в которую они попали; привлечения в качестве испытуемых. Утверждение и более широкое использование словосочетания «наиболее уязвимые пациенты» необходимо для дальнейшего уточнения каталога их прав, а также принятия дополнительных мер их защиты.
Биоэтика. 2019;12(1):35-39



Эвтаназия как форма реализации права человека на смерть в российской федерации: этико-правовые аспекты
Аннотация
Эвтаназия - процедура остановки процесса жизнедеятельности испытывающего боль и страдания больного человека. Отношение к ней зависит от культурных, религиозных, этических ценностей представителей различных стран. Поскольку проблемы помощи умирающим пациентам, испытывающим хроническую боль, имеют место на всех континентах, обсуждение правовых и этических проблем эвтаназии актуально для всего человечества. В представленной статье рассматривается проблема проведения эвтаназии, как формы реализации права человека на смерть. Авторы, изучая проблемы постарения населения, статистики роста числа больных с онкологическими заболеваниями, тяжелыми формами неизлечимой патологии, сопровождающейся страданиями пациентов, существенным ухудшением качества их жизни, неконтролируемостью болевого синдрома, остро ставят вопрос о реализации права каждого больного на достойное окончании жизни и всенародное обсуждение возможности разрешения эвтаназии в нашей стране. Проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации по поставленной проблеме, в частности соотношение таких нормативных положений как конституционное право человека на жизнь (Конституция РФ) и законодательное запрещение на проведение эвтаназии (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), и сделан вывод о необходимости разработки специального правового акта, регламентирующего порядок проведения этой процедуры в Российской Федерации. В статье изложены принципы и условия для проведения эвтаназии, которые должны быть закреплены законодательно при положительном решении вопроса. В качестве примера приводится опыт Нидерландов, Швейцарии и Г ермании.
Биоэтика. 2019;12(1):39-42



Опыт педагогической работы по внедрению принципов врачебной деонтологии при обучении студентов медицинского университета
Аннотация
Внедрение принципов врачебной деонтологии при обучении студентов проводится сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии на практических занятиях, лекциях, во время работы студенческих научных кружков и вечерней студенческой поликлиники, а также во внеаудиторное время в процессе кураторской работы преподавателей. На практических занятиях преподаватель уделяет внимание усвоению студентами не только теоретических знаний и практических навыков, но и деонтологических принципов по отношению к пациенту: уважение, вежливое обращение, которое помогает завоевать доверие пациента, установить хороший контакт, во многом помогающий успешно провести обследование пациента, поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение. Решение ситуационных задач выявляет способность студентов к обобщению результатов, проведению дифференциальной диагностики со схожими заболеваниями, назначению дополнительных методов обследования, что развивает клиническое мышление, умение тактично и грамотно составить вопросы для выявления анамнеза и жалоб пациента с учетом его эмоционального состояния и результатов объективного обследования. Цель такого обучения направлена на воспитание у студентов чувства долга и ответственности перед пациентами и коллегами. Закрепление и углубление знаний по деонтологии достигается не только с помощью решения ситуационных задач, но и решением тестовых заданий, работы над рефератами по предложенной теме под руководством преподавателя, а также при подготовке к выступлениям на студенческих научно-практических конференциях и участии в студенческих Олимпиадах. Интерактивные методы обучения способствуют улучшению качества подготовки будущих специалистов, позволяют учиться взаимодействовать между собой. С помощью таких методик преподавания происходит формирование познавательных и профессиональных мотивов, развитие системного мышления будущего врача-стоматолога в соответствии с основными компетенциями.
Биоэтика. 2019;12(1):43-45



Отношение населения россии к посмертному органному донорству и источники информации, участвующие в его формировании
Аннотация
Настоящее исследование посвящено необходимости формирования у населения России позиции поддержки развития программы посмертного органного донорства. Целью работы явилось изучение отношение населения к посмертному органному донорству и определение источников информации, участвующих в его формировании. Исследование проводилось по материалам опроса 250 пациентов федерального медицинского центра, где выполняются операции по пересадке органов. Анализ свидетельствует о многоэтапности процесса формирования позиции поддержки посмертного органного донорства у населения - от понимания гуманности данной деятельности до конкретных шагов по его поддержке. При этом важна пропаганда органного донорства путем привлечения средств массовой информации, ресурсов системы образования, научных профессиональных сообществ. В России необходимо начинать информационно-разъяснительную работу с населением об органном донорстве с первого этапа, формирования понимания необходимости его развития для спасения жизни тяжело больных людей, в связи с чем необходима систематическая работа с использованием возможностей в первую очередь телевидения и интернет-источников.
Биоэтика. 2019;12(1):45-48



Врачебная тайна в практике хирурга-стоматолога и челюстнолицевого хирурга
Аннотация
Развитие системы здравоохранения в Российской Федерации имеет целевую установку в виде повышения качества медицинской помощи. Не последнюю роль в этом играет регулирование отношений в системе «врач-пациент». Эти отношения достаточно трудны и не всегда ясные как для врачей, так и для пациентов. Врачи возвращают пациентам здоровье, но одновременно становятся носителями различной информации личного характера. И эта информация зачастую является крайне чувствительной для пациента, особенно при развитии заболеваний, связанных с внешним видом пациентов. Это особенно очевидно при обращении пациентов к челюстно-лицевым хирургам и хирургам-стоматологам. В статье авторы представили правовую базу регулирующую понятие врачебной тайны. Была сформулирована цель исследования - определить уровень правовой грамотности стоматологов-хирургов, челюстно-лицевых хирургов, по вопросам, относящихся к врачебной тайне, разработать алгоритм решения спорных моментов, относящихся к ее разглашению. Для решения поставленной цели авторами была разработана анкета и проведено социологическое исследование с соблюдением принципов исследовательской этики. Исследование проводилось в начале 2018 года, в анкетировании приняло участие 25 врачей. Гендерное соотношение было характерно для представителей данных профессий и не обладало какой-либо спецификой, отличающей ее от других регионов Российской Федерации. Проведя анализ собственных данных и обзора нормативной базы, авторы пришли к следующим заключениям и практическим рекомендациям.Врачи в большинстве случаев обладают определенным уровнем знаний, о данных, относящимся к врачебной тайне. Но эти сведения требуют конкретизации и более простого изложения, так как врачи не являются носителями юридических знаний. Необходимо предложить к обсуждению и внедрению в практическое здравоохранение алгоритмы выхода из спорных ситуаций, касающихся врачебной тайны. Представляется целесообразным выносить их на заседания региональных ассоциаций стоматологов.
Биоэтика. 2019;12(1):48-51



Проблемы биоэтики в ветеринарии: трансплантация органов собак
Аннотация
В статье биоэтика ветеринарии рассматривается как альтернатива профессиональной этике врача-ветеринара. С этой позиции анализируется трансплантация органов в области ветеринарной медицины, сравниваются ее этические проблемы с этическими проблемами трансплантологии в человеческой медицине. Описывается случай двух трансплантаций почек собакам в Польше, сделанных в недавнее время, и общественная реакция на них, а также трансплантации почек собакам в Москве, которые проводятся уже несколько лет. Поднимается проблема донорства органов в области ветеринарии и качества жизни собак-доноров. Автор доказывает, что данные случаи выходят за рамки профессиональной этики и должны рассматриваться более широко, т.е. в рамках биоэтики.
Биоэтика. 2019;12(1):52-56



Новые отечественные научные исследования
Аннотация
Актуальность биоэтических исследований в эпоху интенсивного развития и внедрения в практику новых биотехнологий улучшения человека неоспорима. В то же время, биоэтике пока отказано в статусе научной специальности в нашей стране. Это серьезно тормозит ее развитие. Последние достижения в области биоэтики свидетельствуют о том, что без ее объяснительных гипотез и прогнозов увеличивается количество социальных рисков практического применения новых биотехнологий. На примере последних достижений в биоэтике в статье обосновываются предложения по изменению ее научного статуса.
Биоэтика. 2019;12(1):57-59



Новые возможности биоэтической подготовки будущих врачей
Аннотация
Решением Президиума Кластера «Южный» МЗ РФ создана и начала свою работу с января 2019 г. Комиссии по социально-гуманитарным направлениям научно образовательной деятельности в медицине. Это - первая попытка объединения гуманитариев медицинских вузов в нашей стране. В числе своих задач Комиссия планирует продвижение и защиту биомедицинской этики как обязательной учебной дисциплины в среднем, высшем и последипломном медицинском образовании.
Биоэтика. 2019;12(1):59-60



Биоэтика XXI века: национальные интересы и международные исследования
Аннотация
В статье представлен обзор современных исследований в проблемном поле биоэтики и медицинского права, представленных в рамках 13-й Всемирной конференции по Биоэтике, медицинской этике и здравоохранительному праву, организованной Международной сетью кафедр биоэтики ЮНЕСКО. В конференции приняли участие представители из 77 стран пяти континентов, в том числе 6 ученых из ведущих медицинских и гуманитарных вузов России. В качестве иллюстрации современных тенденций представлен краткий обзор докладов, представленных на параллельных сессиях «Медицинская этика: менеджмент» и «Этические аспекты трансплантации», сопредседателями которых являлись ученые России. В целом дискуссии, организованные в рамках параллельных сессий, продемонстрировали актуальность биоэтической проблематики в медицинской практике всех стран, определили тенденции исследований в данном поле и показали их национальные особенности.
Биоэтика. 2019;12(1):60-62



Этическое и этническое в медицинском туризме
Аннотация
В редакции журнала «Биоэтика» при поддержке Волгоградского государственного медицинского университета и Волгоградского медицинского научного центра 28 марта 2019 г. был проведен Круглый стол на тему «География медицинского туризма: проблемы и перспективы». В его работе приняли участие ученые ВолгГМУ и ВМНЦ, иностранные специалисты в области медицинского туризма, представители российских клиник, включенных в мероприятия по развитию медицинского туризма. В ходе дискуссии отмечены два, принципиально противоположных, подхода в оценке опыта развития медицинского туризма в разных этнокультурных средах. Один из подходов предполагает активное участие государства в данном процессе, другой абсолютизирует роль частной медицины. Нас заинтересовали, в основном, этические аргументы в этом споре.
Биоэтика. 2019;12(1):62-63


