CORONAVIRUS AND VACCINATION: MEDICAL, BIOETHICAL AND CONFESSIONAL DIMENSIONS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article discusses some controversial issues at the intersection of medicine, biology, philosophy, theology, religious studies and bioethics that have arisen in connection with the coronavirus and vaccination of the population, which are solved differently from the positions of different worldviews and faiths. It shows some of the costs of adapting religious denominations to the regulation of life in all spheres during the coronavirus period. It is proved that one of the reasons for the rapid spread of the virus is some actions of churches, mosques and synagogues in the direction of ensuring effective self-isolation and social distancing. It proves the undesirability and harmfulness of some public discussions about the strategy and tactics of line in a pandemic situation: the infectious safety of the rites of communion, baptism, etc.; the halal nature of antiviral drugs; the legality of the use of drugs that affect the individual’s DNA; the admissibility of drugs made from abortive and other human materials

Full Text

Различные науки только приступают к формулировке некоторых закономерностей, связанных с коронавирусом. Религиоведение, исламоведение и теология также включились в работу по изучению конфессионального опыта противодействия пандемии. Но кое-какие предварительные обобщения уже здесь можно делать. Подтверждением является международная научно-практическая конференция «Межконфессиональное согласие – залог постковидной реабилитации и духовного возрождения России», которая прошла 26-27 января 2021 года в Махачкале на базе научно-оздоровительного комплекса «Журавли», где обсуждались методики восстановления здоровья для перенесших тяжелые формы коронавирусной инфекции, основанные не только на медицинском подходе, но и реставрации духовного состояния человека.  Там авторитетные ученые и алимы говорили о повышении роли всех религиозных общин в организации противодействия распространению вируса. Подчеркивалось, что в стрессовом состоянии иммунная система человека ослабевает, что облегчает внедрение вируса в клетки и его распространение по всему организму. Поэтому важно, чтобы человек психологически был устойчив и спокоен. В этом зачастую и помогает обращение к Всевышнему [8].

Целью данной статьи исследования является анализ некоторых проблем в стратегии и тактике конфессиональной деятельности в условиях пандемии. Раскрываются положительные стороны и некоторые недостатки работы религиозных общин по противодействию эпидемии. Научная новизна исследования заключается в обосновании нежелательности и вредности публичных дискуссии вокруг различных аспектов коронавируса и вакцинации, а именно: о мере воздействия препаратов на геном человека; о допустимости их использования с точки зрения христианства, ислама и иудаизма по причине использования запрещенных ингредиентов, в том числе абортивных материалов; об инфекционной безопасности причащения и других религиозных обрядов. Сделана попытка оценки этих вопросов с позиции современной медицины и биоэтики.

Основная масса населения, верующих и священнослужителей с пониманием отнеслись к существенным переменам в регламентации всей жизнедеятельности в период пандемии. Хотя нужно сказать, что эти изменения в метрике религиозной жизни проходили не всегда гладко. Например, действия всех без исключения конфессий, особенно в начальный период пандемии, были не очень оперативными, и они достаточно поздно подключились к государственной политике самоизоляции и отказа от публичных мероприятий. Так, например, в Дагестане в конце марта прошлого года, когда эпидемия в полной мере уже бушевала, на пятничные намазы в Джума-мечети Махачкалы еще собирались более тысячи человек, а в Кизилюрте – около 3000 чел.

Некоторые признаки бойкотирования государственной политики противодействия пандемии имели место в начальный период во всех конфессиях, рассматривая это как попытку вмешательства государства в религиозную жизнь. Например, как отмечает польская газета «Rzeczpospolita», с точки зрения веры, на земле нет ничего более важного, чем служение мессы, а для вечной жизни человека – ничего более важного, чем получение Святого Причастия. Подобно тому, как больницы лечат болезни тела, так и церкви служат лечению духовных заболеваний, поэтому невообразимо, чтобы люди не молились бы в наших храмах. А австрийский пастор Кристиан Зиберер, в открытом обращении к властям государства вопрошает: может ли быть правдой, что впервые в истории Австрии людям не будет разрешено приходить на мессу, чтобы праздновать смерть и воскресения нашего Господа? Ведь даже во время эпидемии чумы и во времена войны, под властью нацистов и сталинской оккупации такого запрета никогда не существовало [6].

Сейчас стало очевидно, что одной из основных причин быстрого распространения вируса являлись массовые богослужения в церквях, мечетях, синагогах и другие мероприятия, имеющие религиозный характер. Например, южнокорейские власти официально подтвердили, что на март 2020 г. из 8200 случаев заболевания COVID-19, более половины приходятся на последователей различных церквей. А в Малайзии из 238 случаев заражения 77 были связаны с проведением исламского религиозного фестиваля в Куала-Лумпур с 27 февраля по 1 марта 2020 г. [7]. Еще более очевидная картина наблюдалась в Израиле, где многие еврейские общины, особенно те, которые жили в Палестине задолго до возникновения Израиля, и признающие свою относительную автономию от государства, а также некоторые из представителей мусульманских меньшинств, бойкотировали официальную противоэпидемическую политику и идеологию.

Необходимо также заявить, что вакцинация идет не так быстро, как хотелось бы и как предполагали специалисты. Так, в Москве доля привившихся в разы меньше, чем в любом европейском мегаполисе, о чем было заявлено градоначальником Сергеем Собяниным. И это при том, что в столице предлагается целая система стимулирования, начиная от бесплатной вакцинации, передвижных пунктов, вакцинации по месту работы и на дому, и завершая целым комплексом денежного и материального поощрения.  О ситуации с вакцинацией в других городах и населенных пунктах нетрудно догадаться.

Очевидно, что без массовой вакцинации не может быть эффективного коллективного иммунитета.  Причин низких темпов вакцинации множество, в том числе определенная тональность освещения ситуации с коронавирусом и вакцинацией в некоторых средствах массовой информации. Так, необходимо заявить, что некоторые дискуссии, в которые были вовлечены многие верующие и священнослужители всех без исключения религиозных конфессий, были навязаны сообществу искусственно, а самое главное – несвоевременно, и они не способствовали и не способствуют росту эффективности противостояния пандемии. Укажем на некоторые нежелательные векторы этих дискуссий.

Скажем, мы считаем несвоевременной теологическую дискуссию об инфекционной безопасности обряда причащения, которую подняли в средствах массовой информации некоторые представители христианского духовенства. Так, протоиерей храма святителя Николая в Галутвине и настоятель китайского патриаршего подворья в Москве Игорь Зуев прямо заявил: «Опасности заражения от причащения из одной чаши нет. Ее и быть не может, ведь в чаше не просто хлеб и вино, а сам Христос» [5].

Подтверждением того, что такие заявления в период массовых эпидемий чреваты серьезными последствиями, является известный в отечественной истории «чумной бунт» в ХVIII веке, когда в результате запрета массовых молебнов у Боголюбской иконы божьей матери, располагавшейся у варварских ворот Китай-города, возбужденные некоторыми инициаторами, толпы бунтующих, не хотевшие подчиниться запрету, убили московского архиепископа Амвросия и устроили погромы.

Мы также считаем неуместной, несвоевременной и вредной обсуждение вопроса о халяльности антивирусных препаратов, тем более дискуссию в СМИ на эту тему в условиях самой пандемии. Имеется в виду, в том числе, обращения авторитетных исламских органов и лиц, например, Совета богословов ДУМ России, муфтията Татарстана и других в центры имени Гамалея и «Вектор» с просьбой раскрыть состав вакцин, чтобы вынести богословское решение о ее дозволенности [12].

Допускаем, что в обычных условиях, богословские рассуждения о халяльности или нехаляльности медицинских препаратов имеют право на существование. И богословский запрет вакцинироваться может быть связан с использованием в процессе производства препаратов компонентов, признанных нехаляльными: спирта, свинины, мертвечины, крови и всего того, что заколото не с именем Аллаха, а также с отсутствием в технологии их изготовления химической обработки, при которой вещества утрачивают свои естественные свойства.  Но в современной ситуации пандемии, мы считаем, подобные дискуссии и обращения приносят только вред и не способствуют сплочению уммы в борьбе с опасностью.

В условиях, когда значительный процент населения еще не уверен в эффективности препаратов, многие сомневаются, делать ли прививку, подобные высказывания и обращения авторитетных исламских лидеров, тем более через средства массовой информации, могут оказаться решающими при отказе от вакцинации.

Тем более, Коран и Сунна однозначно допускают использование нехаляльной пищи и лекарств в экстремальных условиях, угрожающих самой жизни. «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» [4, 2:173] (курсивом выделено авторами, в силу важности данного момента). Согласно букве и духу Корана, человек, его физическое и духовное здоровье являются наивысшей ценностью, и он обязан, в первую очередь, заботиться о спасении собственной жизни – бесценного дара Аллаха.

Нельзя также признать полезной такую тональность высказываний некоторых верующих и религиозных служителей, где эпидемия рассматривается в качестве «Божьей кары», урока, наказания, и что она является еще одним доказательством Божественного всемогущества. Чтобы доказать свое могущество Богу совсем необязательно надо прибегать к таким крайним мерам, обрекая людей на страдания и потери близких. Ведь у Него есть другие, более эффективные средства воздействия людей и воспитания у них богопочитания, высокой нравственности и духовности. Это, с одной стороны. С другой, мы считаем недопустимым и методологически некорректным постулаты, имеющие символическое и духовное значение, переносить на реальную жизнь, включая и медицину, биологию и т.д. Последствия подобных установок, обрекающих людей на бездействие и чудо, нетрудно себе представить.

Действительно, как сказано в Коране «и ни одна беда вас не постигнет иначе, как с Господнего соизволенья; и сердце каждого, кто в Господа уверил, направит Он на верный путь. Аллах о всякой вещи знающ!» [4, 64:11]. То есть любой вирус, болезнь, эпидемия, природная катастрофа не возникают и происходят сами по себе, а творятся лишь Аллахом и по Его волеизъявлению.

В свете такого толкования божественного всемогущества получается, как говорил Абу Хурейра, «нет никакой передаваемой болезни и нет никакого дурного предзнаменования…» [1, 5757]. Когда, возражая этому, бедуин вопрошает: ты не видел, как верблюд с чесоткой, приходя к нам, заражает всех? На что Пророк задает ответный вопрос: «А кто заразил первого верблюда?» [1, 5775].

Нас в данном диалоге интересует мировоззренческий и теологический смысл приведенной полемики, означающий, что всемогущество Бога, распространяется и на деяния, имеющие в качестве следствий серьезные лишения, страдания и испытания.  Конечно же, в современном медико-биологическом смысле такие утверждения не корректны и даже абсурдны, поскольку ориентируют только на божественное упование и отказ от современной науки (в том числе медицины) и практики.

По поводу вакцинации у представителей религиозных конфессий имеются самые различные взгляды. Одни, пожалуй, их большинство, поддерживают официальную государственную антиковидную политику и выступают с призывами к священнослужителям и мирянам активно вакцинироваться. Другие, напротив, исходя из биоэтических и канонических соображений, призывают воздержаться от прививок против коронавируса. При этом приводятся некоторые аргументы, в том числе считается, что такая вакцинация являет собой вмешательство в ДНК человека, что недопустимо по религиозным и нравственным канонам.  Подтверждением этого является популярное в виртуальной реальности интервью с протопресвитером Андреем Алешиным, к которой он прилагает перевод с греческого языка и комментарии к известной статье английского исследователя Энтони Патча, в которой доказывается, что антиковидная вакцинация представляет собой прямое вмешательство в геном человека с целью его дальнейшего программирования, что никак не может одобряться религией вообще [9].

         Необходимо отметить, что такой разброс мнений среди служителей культа и верующих в целом отражает полярно противоположные подходы, имеющиеся у отечественных и зарубежных генетиков, вирусологов и микробиологов. Официальная отечественная позиция в этом вопросе выражена директором НИЦ эпидемологии и микробиологии им. Гамалеи академиком РАН Александром Гинцбургом о том, что российская вакцина «Спутник V» не оказывает влияния на геном человека. Она никак не может влиять ни на нуклеиновую кислоту, и на наследственность, ни на какие-то другие вещи, связанные с изменением нашего наследственного материала». И что препарат в организме человека не размножается, поэтому не может интегрироваться и взаимодействовать с ДНК. По его мнению, на геном человека может влиять только то, что может в него интегрироваться или каким-то образом оказывать воздействие на структуру ДНК. Эта вакцина произведена на основе неопасного для человека аденовируса со встроенным участком генома коронавируса SARS-CoV-2, который и провоцирует иммунный ответ [2].

         Противоположная позиция, имеющая достаточное распространение, в том числе у верующих, построена на том, что антиковидная защита принципиально невозможна без непосредственного вмешательства в геном человека. Так, по мнению лауреата Нобелевской премии Люка Монтанье (кстати, получившего за открытие вируса иммунодефицита), в общей геномной последовательности вируса SARS-Cov-2 содержится 16 генетических фрагментов ВИЧ-1, ВИЧ-2 и ВИО (вируса иммунодефицита обезьяны), которые присутствуют во всех без исключения препаратах [13].

Это связано также с определенной модификацией стволовых клеток (которые, как известно, способны превращаться во многие типы клеток органов и тканей организма). В результате большая часть наших соматических (нерепродуктивных) клеток может быть замещена этими генетически модифицированными стволовыми клетками. Этот процесс приводит к переносу генетической информации в половые клетки, приводящие к мутациям всех последующих поколений. Поскольку это модификация половых, а не соматических клеток, новый генетический материал будет присутствовать в каждой отдельной клетке потомков. Таким образом, происходит, так называемая, инсерция – генетическая мутация, при которой в последовательность ДНК происходит вставка другой последовательности ДНК, что будет обнаруживаться во всех поколениях конкретного человека [14].

         И еще один аспект данной проблемы, на что обращают внимание противники вакцинации, имеющий не только биологический, но и социальные, этические и духовные последствия. Он заключается в том, что вакцина содержит маркирующие компоненты, указывающие на происходящие в ДНК изменения. Вакцина содержит фермент – люцифераза, флуоресцирующий материал, невидимый для простого глаза, но заметный для приборов, а также т.н. наноботы – молекулы, которые можно запрограммировать для выполнения определенной задачи. Они функционируют как биологические сенсоры, сообщая информацию изнутри организма во вне, в соответствующие структуры [13]. Отсюда вытекают известные выводы о тотальном программировании, «чипировании» человека, «формировании общества тотального контроля», о котором в последнее время говорят многие.

Мы осветили лишь одну сторону проблемы вакцинации, имеющая биологические, социальные, духовные, биоэтические и религиозные аспекты. Другая сторона, достаточно активно обсуждаемая всеми конфессиями, связана с проблемой присутствия в современных вакцинах абортивных материалов. Хотя все без исключения западные и отечественные специалисты признают факт использования абортивных культур при производстве вакцин, но имеются существенные расхождения в его оценке. По мнению экспертов Центра эпидемологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, действительно, при производстве векторных вакцин, предназначенных для профилактики вирусных заболеваний во всем мире используется клеточная культура НЕК 293. Она была получена в 1973 г. трансформацией аденовирусом абортивной культуры клеток эмбриональных почек человека. В наш Центр она поступила в 1981 г. из Института генетики ун-та г. Кельна, ФРГ. В соответствии с пределом (лимитом) Леонарда Хейфлика все клетки человека, делящиеся в клеточной культуре, умирают приблизительно после 50 делений. Поэтому уже к 1981 г. все клетки, взятые из исходного материала в клеточной линии отсутствовали и говорить о связи этой линии с абортивным материалом можно лишь в историческом плане [2].

Исходя из таких соображений, все аргументы противников вакцинации по религиозным и биоэтическим соображениям ничем не обоснованы, поскольку через множество передач от живого абортивного материала ничего не остается.

Приведенные аргументы экспертов Центра достаточно убедительны, но не учитывают одну очень важную поправку, которую в 1971 году внес наш ученый Алексей Оловников, который доказал, что лимит Хейфлика характерен лишь для клеток с незамкнутой в кольцо ДНК, тогда как бактерии с кольцевой ДНК размножаются без ограничений количества делений. Он выдвинул гипотезу маргинотомии, которая предполагала, что лимит деления клеток с линейной ДНК обусловлен неполным копированием концевых участков хромосомы в момент деления клетки (подобно тому как второй вагон поезда никогда не доедет до тупика и остановится на расстоянии равное длине локомотива). Когда клетка готовится к делению, фермент ДНК-полимераза проходит вдоль хромосомы с целью создания ее копии. Если же хромосома имеет кольцевое строение, фермент благополучно завершает полный круг, а концы копии слипаются с образованием хромосомы для новой клетки, что может происходит при бесконечном количестве делений и передач [11].

Таким образом, становится очевидно, что вместе с вакцинацией в состав организма, во-первых, вводятся генетические фрагменты других людей – родителей абортированных младенцев; во-вторых, через матричный РНК-конструктор, занимающийся редактированием генома человека, осуществляется вмешательство в заданную Богом природу человека; в-третьих, можно утверждать, что создается новый, невиданный, искусственный вид человечества. Понятно, что ни один из этих постулатов не укладывается в канонические основания всех мировых религий.

Ясно, что эти и некоторые другие, неоднозначно понимаемые моменты, связанные с вакцинацией, имеют не только узкое медико-биологогическое измерение; они включены также в определенные социально-этические и духовно-мировоззренческие смыслы. Не случайно, в последнее время резко возросло количество публикаций противников вакцинации, ковид-диссидентов и скептиков. А наличие самой противоречивой информации только отпугивает часть населения, тем более некоторые священники, к мнению которых прислушиваются люди, отрицательно относятся к вакцинации по вышеизложенным и другим причинам. Например, в феврале этого года в Москве прошло заседание «круглого стола» «Всероссийская вакцинация или угроза национальной безопасности», организованная известной актрисой, ковид-диссиденткой, как она себя идентифицирует, Марией Шукшиной. Необходимо отметить, что хотя в выступлениях были конструктивные идеи, особенно в плане популярного объяснения биологических механизмов вакцинации, но все-таки негативная интонация в оценке вакцинации бросалась в глаза. Подтверждением этого является, например, выступление молекулярного биолога Е.Г. Калле.  С одной стороны, она квалифицированно и популярно объяснила принцип действия вакцины: создаваемая на классической платформе вакцина несла в себе убитый вирус, и когда он поступал в организм, наша иммунная система распознавала его целиком. Начиная с 2000 г. вирусная платформа изменилась. Теперь новая вакцина – это действительно генно-инженерный продукт, основанный на совершенно новом принципе – векторном. У вируса берут только его одну «деталь» и наша иммунная система должна распознать патоген именно по ней. А чтобы это сделать, пишется инструкция, которая в виде ДНК заправляется в транспортное средство, которым является аденовирусная вакцина, и переносится в клетки. Причем само это транспортное средство снабжено мощным механизмом подавления иммунных клеток, которые являются нашей защитной системой человека [10].

Человеку, малознакомому с генетикой и молекулярной биологией, а таких у нас в стране 99% людей, глубинные механизмы действия вакцинации будут непонятны, а вот заключительная часть дискурса, где идет об разрушении человеческой иммунной системы создаст у читателя определенную психологическую доминанту, которая окончательно сформирует отношение у него к вакцинации (вспомните еще Штирлиц обращал внимание на то, что запоминаются последние слова и фразы). И пока человеку не будут объяснены доступным языком механизмы и степень воздействия вакцинации на иммунную систему, он не будет стремиться сделать заветную прививку.

По нашему мнению, одна из причин, почему значительная часть населения достаточно инертно относится к вакцинации, заключается в отсутствии четкого информирования о таких биологических, биоэтических и других ее аспектах этой проблемы. В современный информационный век, когда все имеют доступ к Интернету, где масса самой противоречивой информации о коронавирусе, множество публикаций именно противников вакцинации, только полная и достоверная информация компетентных специалистов может породить доверие у человека. При этом такая информация должна быть озвучена не только в специализированных научных журналах, а в СМИ и в виртуальном пространстве. Тем более, в генетике и микробиологии многое сформулировано лишь на гипотетическом уровне, неизвестно в полной мере, например, сколько времени действует чужеродный ген, сколько частичек коронавируса он вырабатывает в организме, не совсем ясно, клетки погибают или встраивается в геном человека. Вместо активизации информирования населения об вакцинации, о механизмах ее действия у нас, напротив, «по вопросам вакцинации наложены ограничения на научные дискуссии» [14].

Таким образом, по результатам исследования можно сформулировать следующие выводы:

- вместе с важным вкладом всех конфессий в борьбу с пандемией необходимо отметить несвоевременность и вредность некоторых теологических дискуссий, которые не способствуют общему успеху в противостоянии коронавирусу и не стимулируют стремление к массовой вакцинации населения;

-  в пандемии следует видеть не только медико-биологическое, но и социальное, гуманитарное и духовно-нравственное измерение. Поэтому все теоретические и практические вопросы необходимо решать с учетом отечественного и зарубежного конфессионального опыта, с соблюдением принципов современной биоэтики.

В данной статье мы попытались поднять некоторые известные мировоззренческие, философские и конфессиональные вопросы и переосмыслить их в связи с функционированием религии в условиях пандемии. Многие из них являются достаточно щепетильными для верующего человека и духовенства. И государственная власть на всех уровнях, обеспечивая эпидемиологическую безопасность граждан должна проявлять такт, оставаясь в правовом поле, а конфессии - с пониманием относиться к реализуемым государством мерам. Ведь и для государства, и для религии человеческая жизнь и здоровье высшие ценности.

×

About the authors

Telman Kafarov

Дагестанский государственный медицинский университет

Author for correspondence.
Email: kafarov.56@mail.ru

доктор филос. наук, проф., зав. кафедрой философии Дагестанского государственного медицинского университета

Russian Federation, 367008,Россия,Махачкала,ул. Абдулы Алиева 1

References

  1. Al'-Buhari M. Svod hadisov imama al'-Buhari (Muhtasar polnyj variant) [The code of hadiths of Imam al-Bukhari (Muhtasar full version)] / translated from Arabic by V. A. Nirsha / M. Al-Bukhari. - M.: Umma, 2003.
  2. Gincburg otvetil na vopros o vliyanii vakciny na genom cheloveka [Ginzburg answered the question about the effect of vaccines on the human genome]. - Access mode: https://amp.ura.news/news/1052479015 (accessed 14.04.2021).
  3. Dokazatel'stva prisutstviya v sovremennyh vakcinah abortivnyh materialov [Evidence of the presence of abortive materials in modern vaccines]. - Access mode: https:// kak2z.ru/index.php?topic=704347 (accessed 10.05.2021).
  4. Koran. Perevod smyslov i kommentarii Valerii Porohovoj [The Koran. Translation of meanings and comments by Valeria Porokhova]. 3rd ed., add. and reprint. - Cairo, 1997.
  5. Koronavirus. [Coronavirus]. - Access mode: https://ic.pics.livejournal.com/grimnir74/16472677/4809718/4809718_original.jpg (accessed 13.03.2021).
  6. Koronavirus i religiya [Coronavirus and religion]. - Access mode: https://news-front.info/2020/03/15/koronavirus-i-religiya/ (accessed 12.05.2021).
  7. Neispovedimy puti koronavirusa: kak mirovye religii reagiruyut na pandemiyu [The mysterious ways of the coronavirus: how the world's religions are responding to the pandemic]. -Access mode: https://ru.krymr.com/a/kak-mirovye-religii-reagiruyut-na-koronavirus/30491125.html (accessed10.03.2021).
  8. NOK «Zhuravli» pomozhet projti poskovidnuyu reabilitaciyu [NOC "Zhuravli" will help you to pass poskovidnaya rehabilitation]. - Access mode: https://ndelo.ru/novosti/nok-zhuravli-pomozhet-projti-poskovidnuyu-reabilitaciyu-po-prgramme-razrabotanoj-specialistami-insti?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed 09.05.2021).
  9. O nasushchnyh problemah cerkvi vo vremya pandemii. Interv'yu s protopresviterom KPC Andreem Aleshinym [On the urgent problems of the church during the pandemic. Interview with the protopresbyter of the KPC Andrey Aleshin]. - Access mode: https://go.mail.ru/search_video?fm=1&q=B0&frm=ws_p&d=8692077022644997788&s=B8&sig=8d5405deb6 (accessed 10.05.2021).
  10. Posmotrite princip dejstviya vakciny i vse voprosy srazu otpadut [Look at the principle of the vaccine and all questions will immediately disappear]. - Access mode: https://zen.yandex.ru/media/id/5d43dc6ab96cfd00aefa2f70/posmotrite-princip-deistviia-vakciny-i-vse-voprosy-srazu-otpadut-602c0f23fbc9d262b9f89e08 (accessed 20.04.2021).
  11. Predel Hejflika i prodolzhitel'nost' zhizni cheloveka [The Hayflick limit and human lifespan]. - Access mode: https://glagolas.livejournal.com/167768.html (accessed 10.04.2021).
  12. Sputnik proveryat na halyal'nost' [The satellite will be checked for halal status]. - Access mode: https://news.mail.ru/society/45068334/?frommail=1 (accessed 20.05.2021).
  13. Second Reference, (16) Genomic Fragments: HTV Man-Manipulated Coronavirus Genome Evolution Trends. - Access mode: https://zenodo.org/record/3975589#,YBm3aNhKg2x (accessed 02.03.2021).
  14. Will an RNA Vaccine Permanently Alter My DNA? By Dr.Doug Corrigan, Ph.D, Biochemistry and molecular Biology. November, 2020. - Access mode: https://sciencewithdrdong.com/2020/11/27/will-an-rna-vaccine-permanently-alter-my-dna/ (accessed 19.04.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Kafarov T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies