New opportunities bioethical training of future doctors

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The Commission on social and humanitarian areas of scientific and educational activities in medicine has been approved by decision of the Presidium of the Cluster "South" of the Ministry of Health of the Russian Federation/ The Commission began its work in January 2019. This is the first attempt to unite humanitarians of medical universities in our country. The Commission plans, in particular, to promote and protect biomedical ethics as a mandatory discipline in secondary, higher and postgraduate medical education.

Full Text

Целью работы Комиссии является Интеграция образовательной и научной деятельности студентов медицинских вузов, входящих в Кластер, а также педагогической и научной деятельности преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин. Комиссия должна способствовать активизации формирования медицинской культуры в условиях цифровой медицины и перехода к персонализированному здравоохранению. Причины создания комиссии можно сформулировать следующим образом: • увеличение количества социальных рисков в условиях интенсивного развития биомедицины и внедрения новых технологий, не прошедших гуманитарную экспертизу; • большое количество жалоб пациентов на нарушение этических норм в отношениях пациентов и медицинских работников; • правовая незащищенность врачей; 59 • сокращение сроков обучения в медицинских вузах (отмена интернатуры), не позволяющее закрепить навыки общения врача и пациента; • необходимость унификации образовательных программ по гуманитарным дисциплинам и развития межвузовской информационной среды. В настоящее время уже разработан проект Программы работы комиссии, определены формы интеграции образовательной и научной деятельности, разработаны предложения по оптимизации состава комиссии. Большое внимание комиссия предполагает уделить вопросам преподавания биоэтики в медицинских вузах. Прежде всего, обсуждается вопрос о переименовании дисциплины. Логично было бы, если бы студенты медицинского вуза изучали не просто биоэтику, а биомедицинскую этику, причем, образовательное пространство для этой дисциплины должно быть расширено за счет включения соответствующих вопросов не только в курсы различных дисциплин на додипломной стадии обучения, но и в курсы НМО, а также в образовательный процесс в ординатуре и аспирантуре. В проекте Программы работы комиссии биомедицинской этике посвящен специальный раздел, содержание которого приведено в табл. 1. Таблица 1. Предполагаемые направления научно исследовательской и образовательной деятельности Комиссии по социально-гуманитарным направлениям научно-образовательной деятельности в медицине на 2019 - 2021 гг. Направл Исследоват Результаты и индикаторы эффективности ение ельские и образовател ьные программы Биомед 1. 1. Разработка и обоснование критериев ицинска Методологи внедрения технологий «humanen ehancement». я этика я этической Индикаторы: регуляции публикации - 3 МБД, 15 РИНЦ, внедрения диссертации - 1 докторская, 3 кандидатских технологий монографии - 3 «humanenha 2. Разработка и внедрение «Единого ncement». Положения об этическом комитете 2. медицинского учреждения», СОПов и Этическая Регламента этической экспертизы в экспертиза практической медицине. Индикаторы: новых публикации - 3 МБД, 15 РИНЦ, научных и диссертации - 1 докторская, 3 кандидатских организаци Положение - 1, онных Составление и решение ситуационных задач документов по ЭК, в области единая форма информированного согласия - 1, создание ЭК - 6, медицины и здравоохра нения стажировка преподавателей биомедицинской 3. Создание этики - 15 чел. непрерывно й системы 3. Единая образовательная программа по биомедицинской этике для студентов этической медицинских учебных учреждений. подготовки Индикаторы: студентов учебно-методический комплекс «Биоэтика» медицински для студентов медицинских вузов - 1 х публикации - 3 МБД, 15 РИНЦ, образоват ел диссертации - 1 докторская, 3 кандидатских ьных создание студенческих этических комиссий - 5 учреждений конкурс исследовательских студенческих работ в области биоэтики - 3 стажировка студентов по биомедицинской этике в ИФ РАН и UNIT INCB UNESCO - 5 чел. Будем надеяться, что, благодаря работе Комиссии, биомедицинская этика вернет себе достойное место как обязательная учебная дисциплина в медицинских вузах России.
×

About the authors

A. V. Petrov

Volgograd state medical University

Email: philosophy.volsmu@yandex.ru
Doctor ofphilosophy, Professor of the Department of philosophy, bioethics and law with the course of sociology of medicine of Volgograd state medical University, senior researcher of the Volgograd medical research center

O. V. Kostenko

Volgograd state medical University

Email: olyakostenko@mail.ru
Candidate of medical Sciences, associate Professor of philosophy, bioethics and law

References

  1. Баракова С.И. Роль этических комитетов в современной медицинской практике // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С.51-52
  2. Бычкова О.И. Этика и право в отношениях врача и пациента в военной медицине // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339. № 9. С. 11-15.
  3. Доника А.Д. Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика // Биоэтика. - 2018. - № 2(22). - С.31-34
  4. Доника А.Д. Биоэтика в национальной системе медицинского образования: европейские аргументы // Размышления о Человеке. Научные статьи профессоров, преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины. Под редакцией Н.Н. Седовой. Волгоград, 2018. С. 165-171
  5. Седова Н.Н. Биоэтика: учебник /Н.Н. Седова. - М.: КНОРУС, 2016.
  6. Donika A.D. The study of professional deformations of doctors as deviations of their professional role // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. Т. 8. № 2. С. 13746-13761.
  7. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Petrov A.V., Kostenko O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies