Новые возможности биоэтической подготовки будущих врачей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Решением Президиума Кластера «Южный» МЗ РФ создана и начала свою работу с января 2019 г. Комиссии по социально-гуманитарным направлениям научно образовательной деятельности в медицине. Это - первая попытка объединения гуманитариев медицинских вузов в нашей стране. В числе своих задач Комиссия планирует продвижение и защиту биомедицинской этики как обязательной учебной дисциплины в среднем, высшем и последипломном медицинском образовании.

Полный текст

Целью работы Комиссии является Интеграция образовательной и научной деятельности студентов медицинских вузов, входящих в Кластер, а также педагогической и научной деятельности преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин. Комиссия должна способствовать активизации формирования медицинской культуры в условиях цифровой медицины и перехода к персонализированному здравоохранению. Причины создания комиссии можно сформулировать следующим образом: • увеличение количества социальных рисков в условиях интенсивного развития биомедицины и внедрения новых технологий, не прошедших гуманитарную экспертизу; • большое количество жалоб пациентов на нарушение этических норм в отношениях пациентов и медицинских работников; • правовая незащищенность врачей; 59 • сокращение сроков обучения в медицинских вузах (отмена интернатуры), не позволяющее закрепить навыки общения врача и пациента; • необходимость унификации образовательных программ по гуманитарным дисциплинам и развития межвузовской информационной среды. В настоящее время уже разработан проект Программы работы комиссии, определены формы интеграции образовательной и научной деятельности, разработаны предложения по оптимизации состава комиссии. Большое внимание комиссия предполагает уделить вопросам преподавания биоэтики в медицинских вузах. Прежде всего, обсуждается вопрос о переименовании дисциплины. Логично было бы, если бы студенты медицинского вуза изучали не просто биоэтику, а биомедицинскую этику, причем, образовательное пространство для этой дисциплины должно быть расширено за счет включения соответствующих вопросов не только в курсы различных дисциплин на додипломной стадии обучения, но и в курсы НМО, а также в образовательный процесс в ординатуре и аспирантуре. В проекте Программы работы комиссии биомедицинской этике посвящен специальный раздел, содержание которого приведено в табл. 1. Таблица 1. Предполагаемые направления научно исследовательской и образовательной деятельности Комиссии по социально-гуманитарным направлениям научно-образовательной деятельности в медицине на 2019 - 2021 гг. Направл Исследоват Результаты и индикаторы эффективности ение ельские и образовател ьные программы Биомед 1. 1. Разработка и обоснование критериев ицинска Методологи внедрения технологий «humanen ehancement». я этика я этической Индикаторы: регуляции публикации - 3 МБД, 15 РИНЦ, внедрения диссертации - 1 докторская, 3 кандидатских технологий монографии - 3 «humanenha 2. Разработка и внедрение «Единого ncement». Положения об этическом комитете 2. медицинского учреждения», СОПов и Этическая Регламента этической экспертизы в экспертиза практической медицине. Индикаторы: новых публикации - 3 МБД, 15 РИНЦ, научных и диссертации - 1 докторская, 3 кандидатских организаци Положение - 1, онных Составление и решение ситуационных задач документов по ЭК, в области единая форма информированного согласия - 1, создание ЭК - 6, медицины и здравоохра нения стажировка преподавателей биомедицинской 3. Создание этики - 15 чел. непрерывно й системы 3. Единая образовательная программа по биомедицинской этике для студентов этической медицинских учебных учреждений. подготовки Индикаторы: студентов учебно-методический комплекс «Биоэтика» медицински для студентов медицинских вузов - 1 х публикации - 3 МБД, 15 РИНЦ, образоват ел диссертации - 1 докторская, 3 кандидатских ьных создание студенческих этических комиссий - 5 учреждений конкурс исследовательских студенческих работ в области биоэтики - 3 стажировка студентов по биомедицинской этике в ИФ РАН и UNIT INCB UNESCO - 5 чел. Будем надеяться, что, благодаря работе Комиссии, биомедицинская этика вернет себе достойное место как обязательная учебная дисциплина в медицинских вузах России.
×

Об авторах

А. В Петров

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: philosophy.volsmu@yandex.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины

О. В Костенко

ВолгГМУ

Email: olyakostenko@mail.ru
кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, биоэтики и права

Список литературы

  1. Баракова С.И. Роль этических комитетов в современной медицинской практике // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С.51-52
  2. Бычкова О.И. Этика и право в отношениях врача и пациента в военной медицине // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339. № 9. С. 11-15.
  3. Доника А.Д. Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика // Биоэтика. - 2018. - № 2(22). - С.31-34
  4. Доника А.Д. Биоэтика в национальной системе медицинского образования: европейские аргументы // Размышления о Человеке. Научные статьи профессоров, преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины. Под редакцией Н.Н. Седовой. Волгоград, 2018. С. 165-171
  5. Седова Н.Н. Биоэтика: учебник /Н.Н. Седова. - М.: КНОРУС, 2016.
  6. Donika A.D. The study of professional deformations of doctors as deviations of their professional role // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. Т. 8. № 2. С. 13746-13761.
  7. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петров А.В., Костенко О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах