Том 10, № 2 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 20
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/issue/view/3212
Статьи
Мы не прощаемся. Памяти Б.Г. Юдина
Аннотация
6 августа 2017 года от нас ушел Борис Григорьевич Юдин. И как бы мы не пытались выразить словами свое горе, слов этих все равно не хватит. Мы потеряли слишком много. Мы потеряли Основоположника отечественной биоэтики. Все прекрасно знают, что биоэтика в России стала активно развиваться именно благодаря Борису Григорьевичу, который и выдвигал эвристичные идеи, и вдохновлял на их разработку, и объединял вокруг себя самых разных людей, увлеченных биоэтикой.
Биоэтика. 2017;10(2):5-5
5-5
Есть пророки в нашем Отечестве!
Аннотация
Долгая работа в престижных международных организациях позволила увидеть, сколько энергии, ума, инициативы вкладывал Борис Григорьевич Юдин в то, чтобы российская биоэтика была достойно представлена в мире, чтобы в России был открыт доступ к новейшим достижениям биоэтики в других странах.
Биоэтика. 2017;10(2):5-6
5-6
Борис Григорьевич Юдин - ученый и учитель
Аннотация
Личные воспоминания о докторе философских наука, член-корреспонденте РАН, профессоре Борисе Григорьевиче Юдине - видном российском ученом и философе, на протяжении десятилетий развивавшим биоэтику и этику науки в России. Рассматривается научный вклад Бориса Григорьевича Юдина в развитие отечественной биоэтики и этики науки.
Биоэтика. 2017;10(2):6-6
6-6
Думая о будущем. Памяти Бориса Григорьевича Юдина
Аннотация
Авторов этих строк объединяет одно - все они пришли в биоэтику под влиянием работ и личных встреч с Борисом Григорьевичем Юдиным. Отличительной чертой его жизни была забота о молодых ученых. Он был настолько умен, эрудирован и доброжелателен, что после встречи с ним желание заниматься проблемами биоэтики возникало у каждого. Наша цель теперь - сохранить все бесценное наследие Бориса Григорьевича и продолжить его дело. Авторы вспоминают, как пришли в биоэтику и размышляют о том, в каком направлении будут работать, опираясь на идеи Бориса Григорьевича Юдина.
Биоэтика. 2017;10(2):7-8
7-8
Философия и биоэтика в творчестве Бориса Григорьевича Юдина
Аннотация
Борис Григорьевич Юдин - основоположник биоэтики в России. Ее дальнейшее развитие связано с исследованием его творчества. Сам Борис Григорьевич не причислял себя к какому-то определенному философскому направлению. Основной идеей его творчества было разрешение противоречия между человеком, как природным существом, и существом, технизирующем свою природу. Отсюда необходимость морального осмысления соединения природного и технологического в человеке. Только мораль может помочь сохранить необходимый баланс такого соединения. Автор статьи считает, что назначение биоэтики Б.Г. Юдин видел в сохранении идентичности человека как биотехнологического артефакта.
Биоэтика. 2017;10(2):9-11
9-11
Концепция пограничных зон человеческого существования Б.Г. Юдина и проблемы улучшения человека
Аннотация
Статья посвящена памяти лидера биоэтического движения в России доктора философских наук, члена-корреспондента РАН, профессора Б.Г. Юдина. В статье раскрывается эвристический потенциал концепции пограничных зон человеческого существования для разработки проблематики улучшения человека, которой Борис Григорьевич уделял много внимания последние годы. Авторы обращаются как к тем проблемам, которые активно обсуждались в совместных дискуссиях, так и к новым идеям, в дальнейшем развитии которых творческое наследие Б.Г. Юдина будет без сомнения востребовано.
Биоэтика. 2017;10(2):12-16
12-16
Конструирование «человека-как испытуемого»
Аннотация
В статье рассматриваются этические и антропологические проблемы конструирования человека. На основании идей Б.Г. Юдина рассмотрены типы конструирования, выявлены онтологические предпосылки и представлен лингвистический модус конструирования человека. На примере биоэтического казуса «бревен» рассмотрен процесс превращения человека в человека-как-испытуемого (понятие Б.Г. Юдина) и показано, что биомедицинское исследование с участием людей-испытуемых выглядит как процесс постепенного абстрагирования от человеческого в человеке, в результате которого исследователь приближает испытуемого, как носителя определенного имени, личностных характеристик, физических качеств и т.д. к состоянию объекта, с которым ему проще иметь дело как ученому.
Биоэтика. 2017;10(2):17-21
17-21
Субкультуры как форма социальной адаптации к возможностям «улучшения» человека в условиях информационного общества
Аннотация
В статье в социально-философском ключе исследуется взаимосвязь техногенных и культурных изменений ведущих к процессам улучшения человеческого тела и способность общества адаптироваться к этим процессам. Молодежь в статье рассматривается как один из источников социокультурных изменений, а также как часть общества, обладающая наиболее адаптационными свойствами. Делается вывод о том, что в условиях строящегося информационного общества, молодежь, через построение социальных практик и субкультур способна выстроить эффективные адаптационные модели. Рассматриваются адаптационные и социокультурные функции молодежных субкультур.
Биоэтика. 2017;10(2):22-25
22-25
Биоэтический принцип справедливости и межгосударственные отношения
Аннотация
В данной статье принцип справедливости рассматривается как один из главных биоэтических принципов, который в разных областях жизни общества имеет разное значение. Авторы обращаются к важнейшей сфере общественных отношений - межгосударственным отношениям. Биоэтика позволяет по новому взглянуть на проблему справедливости в межгосударственных отношениях, акцентирует внимание на реальных основах существования человека и человечества, на проблемах выживания и улучшения его качества жизни, в условиях современных негативных мировых процессов - войны, насилие, терроризм, политическое и экономическое противостояние государств и т.п. Высшая ценность биоэтики, это жизнь, а применительно к нашему исследованию, жизнь человека, безопасность мирового сообщества. Современный кризис межгосударственных отношений позволяет авторам сделать однозначный вывод, что он связан с моральным и «физическим» устареванием ориентиров, ценностей, интересов, принципов, форм и механизмов осуществления межгосударственных отношении. Очевидно, что назрела необходимость их переоценки, которая связана с переходом от эгоистических интересов государств к идеалам справедливости и интересам гуманитарной безопасности. Ни политика, ни экономика, а только биоэтика дает четкие мировоззренческие и ценностные ориентиры восприятия этнокультурного многообразия мира, как сути и единственной формы существования человечества. Авторы выявляют возможности реализации принципа справедливости, в современных межгосударственных отношениях.
Биоэтика. 2017;10(2):26-30
26-30
Механизмы и гарантии соответствия этической экспертизы РФ международным стандартам
Аннотация
В настоящей работе проанализированы механизмы комплайнса, обеспечивающие соответствие этического стандарта проведения клинических исследований в РФ, международным канонам. Показано, что гарантии соответствия достигаются путем развития целого комплекса законодательных, административных, образовательных, социальных и культуральных этических механизмов и также базируются на деятельности независимой контрольноразрешительной, экспертной и инспекционной систем. Описание аспектов этико-нормативной структуры РФ, их оперативная доступность и гармонизация с международными требованиями, детально продемонстрированы в статье.
Биоэтика. 2017;10(2):31-33
31-33
О плюралистическом пространстве биоэтического знания
Аннотация
В статье констатируется, что современное биоэтическое знание представляет собой плюралистическое образование. Разные этико-аксиологические позиции условно обозначены автором как «консервативная» и «либеральная» формы биоэтики. Утверждение консервативной формы биоэтики в России проходило в условиях противостояния различным формам либерального сознания. В статье дана характеристика консервативного подхода к решению биоэтических проблем на примере теоретической и практической работы Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии РПЦ. В статье показана роль Б.Г. Юдина в становлении и популяризации позиций консервативной биоэтики.
Биоэтика. 2017;10(2):34-36
34-36
Этика цифровой биологии: ренессанс натуралистики
Аннотация
Работа посвящена революционным изменениям в этике биологического и биомедицинского исследования, последующих вслед за появлением цифровых методов, обеспечивших возможность прижизненного (неинвазивного) контроля биологических процессов. Это привело к формированию нового технологического уклада в биологии и медицине. Одновременно, радикально изменяется роль человека-экспериментатора, который должен обеспечить максимально адекватные условия проведения экспериментов с живыми объектами. Он должен обладать научной интуицией, для чего ему необходимо развить свои психо-физиологические способности. Для решения этой задачи предлагается развивать гуманитарные образовательные технологии в процессе естественно-научного (биологического) образования.
Биоэтика. 2017;10(2):37-42
37-42
Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого аспекте философии личностного образования
Аннотация
Деятельность Б.Г. Юдина в области исследования проблем биоэтики стимулирует дискуссии среди представителей многих наук, врачей, юристов, политиков, священнослужителей. Его научные идеи о принципах, правилах, проблемах биоэтики исторически органично связаны с воззрениями выдающихся представителей отечественной медицины, а также являются основанием для изучения творческого наследия этих врачевателей. В данной статье рассматриваются этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого - выдающегося отечественного гуманиста, ученого, хирурга, архиепископа, в творчестве которого сконцентрировались многие проблемы, интересующие сегодня биоэтику в сфере трансплантологии, онкологии, хирургии, гинекологии, офтальмологии, взаимоотношения между врачом и пациентом, между врачами и средним и младшим медицинским персоналом, освещается влияние его религиозных взглядов на проблемы биоэтики. Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого формировались в сложных условиях трагических политических событий, репрессий, во время Великой отечественной войны. В этот период В.Ф. Войно-Ясенецкий активно вел практическую врачебную и научную работу, совмещая ее с деятельностью священнослужителя. Одна из проблем современной отечественной медицины заключается в формировании ее как многоотраслевой системы, нацеленной, казалось бы, на изучение человека, но в прогрессирующем схематизме обретающей тенденции игнорирования личности пациента, обладающей индивидуальной самобытностью. Это представляется симптомом снижения ценности врачевания как искусства. Решение проблемы требует философского осмысления в ценностно-целевых, процессуальных, результативных аспектах. Убедительным примером такого решения является деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого, этические принципы которого, основанные на философии личностного образования, определили многогранность и эффективность его деятельности: врачебной, научной, педагогической, административно-организационной.
Биоэтика. 2017;10(2):43-45
43-45
Профессионально значимые установки в коммуникации врач-пациент
Аннотация
Ключевыми задачами биоэтики является не только решение проблем, связанных с развитием биомедицинских технологий и изучением практических аспектов общения врача и пациента, но и поиск теоретических этико-культурных оснований этих отношений. Эти поиски в значительной мере актуализированы современной ситуацией в медицине и здравоохранении, которое находится в состоянии поиска эффективных, социально справедливых и этически оправданных моделей взаимодействия врача и пациента. Авторы исходят из методологического принципа, согласно которому медицина - это неотъемлемая часть культуры, включающая в себя не только содержание медицинских знаний, приёмы врачевания, но также мировоззренческие модели, «картины мира», которые определяют взаимоотношения врача и пациента. Действиями врачей, даже если они этого не осознают, управляют «культурные коды», которые, в свою очередь, формируют профессионально важные установки. Очевидно, что вечные вопросы медицины о том, что лежит в основе врачевания - наука или искусство; что должно быть в фокусе процесса лечения - болезнь или пациент; является ли безусловным благом развитие технологий; могут ли быть союзниками клинический опыт и доказательная медицина; нужны ли современному врачу такие «устаревшие» клинические навыки, как умение общаться с пациентом и др., не могут быть решены вне историкокультурного контекста.
Биоэтика. 2017;10(2):46-49
46-49
Медикализация как фактор риска институционализации паллиативной помощи в России
Аннотация
В системе российского института здравоохранения, являющегося одним из базовых социальных институтов, авторы выделяют четыре субинститута, согласно выполняемым ими функциям. Роль паллиативной помощи в институте здравоохранения позволяет определить ее статус как субинституциональный. Субинститут подчиняется общей цели института и обеспечивает осуществление одной из функций.
Биоэтика. 2017;10(2):50-52
50-52
Некоторые этико-правовые коллизии деятельности психологической службы в вузе
Аннотация
В настоящее время реальностью в большинстве вузов стала психологическая служба, которая ориентирована на решение двух основных задач - преподавание психологии студентам и оказание психологической помощи студентам и преподавателям. Востребованность студентов и преподавателей в психологической помощи не вызывает сомнений, но её оказывают, как правило, психологи -преподаватели данного вуза. Это обуславливает ряд этикоправовых коллизий (связанных, в первую очередь, с коррупционными рисками и несоблюдением принципа конфиденциальности). Сделан вывод о целесообразности оказания психологической помощи психологами, не осуществляющими педагогическую деятельность в данном вузе.
Биоэтика. 2017;10(2):53-54
53-54
Антропология кесаревых сечений
Аннотация
В статье поднимается проблема высокой частоты кесаревых сечений и ее влияния на эволюцию человека. Рассматриваются как медицинские, так и духовнонравственные причины этого глобального явления. Обозначены ближайшие и отдаленные негативные последствия, с которыми могут столкнуться люди, появившиеся на свет путем кесарева сечения. Делается заключение о том, что в связи с непомерным ростом уровня оперативных родов, перинатальная психотравма, являющаяся закономерным следствием кесарева сечения, представляет собой антропологический признак будущего поколения. Для исправления создавшегося опасного положения необходимо вернуть сознание людей в христианское русло и в первую очередь сохранить и укрепить семейные ценности как основу воспроизводства нации.
Биоэтика. 2017;10(2):55-59
55-59
Современные тренды исследований в проблемном поле биоэтики
Аннотация
В статье представлены результаты анализа современных исследований в проблемном поле биоэтики. Объектом анализа явились материалы международных конференций и конгрессов по тематике биоэтики, медицинской этики и медицинского права. Ключевое значение для определения трендов биоэтических исследований имеет 12-я Международная конференция по Биоэтике, медицинской этике и медицинскому праву (Лимассол, 21-23 марта 2017). Основными направлениями конференции были: образование в области биоэтики, этические комитеты, биомедицинские исследования и эксперименты, судебная медицина, право и этика. Особый интерес на конференции вызвали этические проблемы медицинского туризма, которые также обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современный туризм в лечебной и здравоохранительной деятельности» (Пятигорск, 26-27 мая 2017г). Другим знаковым событием для развития биоэтических исследований стал 23-й Международный конгресс по Медицинскому праву, организованный Всемирной ассоциацией медицинского права (Баку, Азербайджан, июль 2017). Конгресс прошел под названием «Медицинское право, биоэтика и мультикультурализм», а также большое значение было уделено 3 направлениям: Биоэтика и медицинское правовое образование, Биоэтика и религия, Мультикультурализм - вызовы медицинского права и правовой медицины в XXI веке. Важное значение для интеграции базовых ценностей биоэтики является включение в научные исследования в ее проблемном поле будущего медицинской науки и практики - студенческого сообщества. В этой связи большое значение имеют организованные с 2016 г. Международной сетью кафедр биоэтики ЮНЕСКО Международные дни биоэтики.
Биоэтика. 2017;10(2):60-62
60-62
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА
Биоэтика. 2017;10(2):63-63
63-63
ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
Биоэтика. 2017;10(2):63-64
63-64