Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого аспекте философии личностного образования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Деятельность Б.Г. Юдина в области исследования проблем биоэтики стимулирует дискуссии среди представителей многих наук, врачей, юристов, политиков, священнослужителей. Его научные идеи о принципах, правилах, проблемах биоэтики исторически органично связаны с воззрениями выдающихся представителей отечественной медицины, а также являются основанием для изучения творческого наследия этих врачевателей. В данной статье рассматриваются этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого - выдающегося отечественного гуманиста, ученого, хирурга, архиепископа, в творчестве которого сконцентрировались многие проблемы, интересующие сегодня биоэтику в сфере трансплантологии, онкологии, хирургии, гинекологии, офтальмологии, взаимоотношения между врачом и пациентом, между врачами и средним и младшим медицинским персоналом, освещается влияние его религиозных взглядов на проблемы биоэтики. Этические принципы В.Ф. Войно-Ясенецкого формировались в сложных условиях трагических политических событий, репрессий, во время Великой отечественной войны. В этот период В.Ф. Войно-Ясенецкий активно вел практическую врачебную и научную работу, совмещая ее с деятельностью священнослужителя. Одна из проблем современной отечественной медицины заключается в формировании ее как многоотраслевой системы, нацеленной, казалось бы, на изучение человека, но в прогрессирующем схематизме обретающей тенденции игнорирования личности пациента, обладающей индивидуальной самобытностью. Это представляется симптомом снижения ценности врачевания как искусства. Решение проблемы требует философского осмысления в ценностно-целевых, процессуальных, результативных аспектах. Убедительным примером такого решения является деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого, этические принципы которого, основанные на философии личностного образования, определили многогранность и эффективность его деятельности: врачебной, научной, педагогической, административно-организационной.

Полный текст

В современных условиях многие проблемы в сфере медицины (науки, практической деятельности, высшего профессионального образования) имеют межотраслевой, междисциплинарный характер. Для их решения требуются подходы, в основе которых должно быть философское осмысление в ценностно-целевых, системных, процессуальных, результативных аспектах. Одна из таких проблем заключается в том, что широкие масштабы развития технических возможностей диагностики и лечения создали ситуацию, в определенной степени аналогичную увлечению техницизмом в промышленности: за массивом технических и организационных новаций на второй план отодвинулся человек с его самобытными субъективными особенностями. Врач стал частью системы, казалось бы, нацеленной на излечение людей, но не учитывающей индивидуальные особенности личности, системы, в процессе развития которой вымываются столь существенные, веками сложившиеся компоненты: искусство врачевания и незыблемые этические принципы врачующего. Знамение нашего времени - сосуществование таких явлений, как, с одной стороны, строительство крупных, оснащенных современным оборудованием и инструментарием лечебных учреждений. С другой - сокращение в сельской местности и небольших поселках пунктов оказания неотложной медицинской помощи, отказ ряда врачей в помощи пациентам со ссылкой на существующие или выдуманные ими административные ограничения, наконец, отвратительная «решка» платной медицины: слезные просьбы о сборе «с мира по нитке» крупных сумм на проведение жизнеобеспечивающих операций, проведение которых возможно, но они (стыдно сказать, когда идет речь о здоровье человека) дорого стоят! В этом видится забвение этических принципов врача как болезнь отечественной системы здравоохранения. Медицинский опыт свидетельствует, что для лечения заболевания важно проанализировать аналогичные «случаи». В истории медицины немало примеров беззаветного служения медиков этическим 43 принципам гуманизма. Один из них - многогранная деятельность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877 - 1961): врача, ученого, педагога и методиста, организатора отечественного здравоохранения. Цель данной статьи: рассмотреть этические принципы Войно-Ясенецкого как духовный стержень деятельности врача: их формирование, функционирование, результативность. Имя Войно-Ясенецкого стало обретать известность лишь после перестройки, несмотря на то, что его научные работы издавались уже в начале ХХ века. Так, докторская диссертация «Регионарная анестезия», опубликованная в Петербурге в 1915 году, вызвала живейший интерес специалистов. Причина же «увода в тень» имени Войно-Ясенецкого крылась в том, что корифей отечественной медицины принял монашеский постриг и под именем Луки был духовным писателем, а затем -архиепископом Симферопольским и Крымским. Такое сочетание направлений деятельности не укладывалось в рамки мышления апологетов коммунистической идеологии. Следовательно, все, что делал Войно-Ясенецкий, пытались «поправить», его мышление подвергалось резкой критике, а сам он - гонениям, сопровождавшимися могучим идеологическим давлением, материальными лишениями и физическими издевательствами (одиннадцать лет провел в ссылках). Работы, посвященные жизненному и творческому пути В.Ф. Войно- Ясенецкого стали публиковаться лишь с конца 90-х годов. Многие изданы православными организациями. Так, В. Малягин [7], В. Марущак [8] акцентируют внимание на религиозной стороне деятельности архиепископа. В емкой монографии Ю. Л. Шевченко «Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный» повествуется о жизненном и творческом пути целителя [14]. Этой же теме посвящено объемное исследование М. А. Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого -архиепископа и хирурга». Автор подробно говорит о многогранности его деятельности [12]. В.А. Лисичкин ставит акцент на жизненных перипетиях архиепископа, используя документы из архива Русской Православной церкви, КГБ, различных министерств и ведомств, личного архива святителя [4, 5, 6]. В.А. Глущенков в книге «Святитель Лука - взгляд в будущее» также осмысливает архивные и биографические материалы, связанные с работой ученого [3]. В «Исторической энциклопедии Сибири» помещена статья О. А. Павловой о Войно-Ясенецком [11, с. 294]. Его религиозной деятельности в Сибири О. А. Павлова касается и в статье «Красноярская и Енисейская епархия» в этом же издании [10, с. 172]. Изученная литература дает объемное представление о жизни и многогранной интенсивной деятельности Войно-Ясенецкого, о его беззаветном, несмотря на тяжелейшие жизненные ситуации, служении своему делу. И возникает вопрос: какими этическими принципами руководствовался этот великий человек, каково было его понимание законов развития природы и общества, как он опирался на них в своей жизни? Значительную роль в воспитании Войно-Ясенецкого сыграла семья. В автобиографии архиепископ пишет, что «отец был весьма набожным католиком и... человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял. Мать усердно молилась дома, но в церковь, по-видимому, никогда не ходила. Причиной этого было ее возмущение жадностью и ссорами священников, происходившими на ее глазах» [1, с. 11 - 12]. И, надо полагать, что именно в семье сформировались этические идеалы Войно-Ясенецкого: бескорыстное служение страждущим, бедным и обездоленным, всемерная и всевозможная им помощь, если требуется - в ущерб себе, непоколебимая вера в торжество добра и справедливости. Пройденный им путь поиска сферы деятельности способствовал формированию «философии личностного образования» - системы мышления, в которой принципы философии образования проецируются на личностную оценку собственного физического, интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала как фундамента для самообразования и саморазвития [2, с. 31]. В рамках философии личностного образования определяется четкая мотивация необходимости овладения той или иной специальностью, реализуются способности, интеллектуальный и творческий потенциал личности. И, следуя принципу делать не то, что хочется, но то, что «полезно для страждущих людей» [14, с. 35], Войно-Ясенецкий, вопреки пылкой юношеской мечте стать художником и уже сделавший первые шаги в этом направлении, заканчивает курс медицинского факультета Киевского университета и, невзирая на предложение преподавать в вузе, уезжает работать в глубинку. Лечебная деятельность Войно-Ясенецкого освещена в медицинской литературе по многим специальностям: гнойной хирургии, анестезиологии, травматологии, урологии, онкологии, офтальмологии. Он помогал страждущим всегда и везде, невзирая на обстоятельства. И, как пишет Ю. Л. Шевченко, следуя к месту ссылки, на пути из Красноярска в Енисейск январем 1924 года оперировал тяжелого больного в крестьянской избе. В связи с отсутствием необходимых хирургических инструментов оперировал. слесарными щипцами [14, 325]. И показательна телеграмма Войно-Ясенецкого, отправленная в начале Великой Отечественной войны Председателю президиума Верховного совета СССР М. И. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку... в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончанию войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука» [14, с. 459]. Это ли не исторический пример служения долгу и величайшего благородства? Свойственная Войно-Ясенецкому широта воззрений и интерес к новациям позволяла ему не ограничиваться, так сказать, академической медициной. Как пишет В. Малягин, будучи в архангельской ссылке (1931) Войно-Ясенецкий разработал новый метод лечения гнойных ран, применяя традиционные народные средства [7, с. 61]. В литературе и в воспоминаниях указывается, что Войно-Ясенецкий использовал и возможности психотерапии, но исследований на эту тему не встречается, несмотря на проявляющуюся в последнее время тенденцию укреплять веру больных в свое исцеление в соответствии с религиозными представления [13, с. 155]. Из уст в уста передается множество рассказов о чудесах исцеления пациентов Войно-Ясенецкого с помощью молитвы. Однако предстоит проанализировать их со следующих позиций. 44 а) Не есть ли они следствие гипердиагностики? б) Не является ли ситуация той, когда не требуется активного вмешательства медицины и человеческий организм саморегулируется, а если человек верующий, то - молитва помогла? в) Не является ли ситуация выздоровления результатом своевременно и качественно проведенной психотерапии? Лечебную работу Войно-Ясенецкий анализировал и обобщал в научных трудах. Его первая научная статья «Случай ретроградного ущемления кишечной петли» была опубликована, как свидетельствует Ю. Л. Шевченко, в журнале «Хирургия», издаваемом известным хирургом профессором П. И. Дьяконовым, уже через пять лет после начала медицинской деятельности. Но сколь интенсивной! Лазарет Первого Киевского отряда Российского общества Красного Креста, дислоцированного в Чите (шла русско-японская война), земская больница в Ардатовском уезде, больница в Фатеже Курской области. Эта работа вооружила Войно-Ясенецкого объемным опытом [14, с. 177 - 122]. Его опубликованные отчёты о работе Переславской земской больницы в 1914, 1915 гг, о хирургической деятельности в Романовской земской больнице Балашовского уезда в 1909 - 1910 гг- в сущности, поучительные сборники задач и примеров по медицине [12, с. 71 - 72]. А в 1934 г. вышла монография «Очерки гнойной хирургии». Она переиздавалась в 1946, 1956, 2000 гг. Этот труд актуален и сегодня: настольная книга оперирующих хирургов, учебник для студентов медицинских вузов. В 1946 году за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» В. Ф Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени [9, с. 1]. Всего же ученым опубликовано свыше 60 научных трудов. Огромную работу проводил Войно-Ясенецкий в области медицинской педагогики.Еще на рубеже ХГХ - ХХ веков в стране не хватало санитаров, медицинских сестер и фельдшеров, врачей. В период Первой мировой войны положение ухудшилось. Так, в Туркестане насчитывалось лишь 250 врачей, катастрофически не хватало среднего медицинского персонала. В этой ситуации туркестанский комиссариат здравоохранения организовал Высшую медицинскую школу, где преподавал Войно-Ясенецкий. Занятия были настолько успешны, что в следующем году школа была преобразована в первый курс медицинского факультета [12, с. 87]. Был причастен Войно-Ясенецкий и к созданию медицинского института в Красноярске (1942 г.). В период Великой Отечественной войны резко возросла потребность в хирургах-травматологах, анестезиологах, операционных сестрах. Однако быстро воспитать квалифицированных специалистов таких профилей невозможно. И учил Войно-Ясенецкий студентов на лекциях и операциях, а молодых хирургов - на операциях. Учил на собственном примере. Ю. Л. Шевченко пишет, что ещё в 20-е годы прошлого века в целях педагогики Войно-Ясенецкий оперировал «вслух». В ходе операции он объяснял присутствующим, будь то врачи или студенты, что находится под фасцией, которую он сейчас разрезает, какие кровеносные сосуды и нервы проходят неподалёку от места разреза, какое направление является опасным с точки зрения их повреждения и как предотвратить то или иное осложнение при проведении оперативного вмешательства» [14, с. 258]. Поповский, опираясь на воспоминания одной их учениц профессора в период Великой Отечественной войны, пишет, что Войно-Ясенецкий учил своих помощников и «человеческой хирургии»: « С каждым проходящим через его руки раненым Лука вступал как бы в личные отношения. Помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. С двойным интересом подходил он к койке уже прооперированного: если самочувствие больного было хорошим и раны быстро заживали. значит и в будущем удастся кому-то помочь этими же средствами» [12, с. 333].3десь отметим, что страсть Войно-Ясенецкого к рисованию во время его профессорской деятельности в Туркестанском государственном университете воплотилась в создании уникальной, как пишет Шевченко, «коллекции пояснительных цветных рисунков по оперативной хирургии и топографической анатомии, которые использовались им в ходе чтения лекций». Ссылаясь на И. А. Кассирского, Шевенко говорит, что часть этих рисунков пережила своего автора, ими пользовались преподаватели медицинского факультета Ташкентского университета еще в конце 60-х годах прошлого века [14, с. 259]. Значительный вклад внес Войно-Ясенецкий в совершенствование отечественной системы здравоохранения, решая наряду с лечебными, образовательными и научными проблемами, (нередко пробираясь сквозь толщу льда бездушия) и сугубо материальные.Как религиозный деятель, как гражданин Войно-Ясенецкий призывал людей к сплочению, творя благое. Благим он видел позитивные устои общества: законный брак, семью, служебную добросовестность, исполнение государственных законов, готовность трудиться на общее дело. Одной из необходимых функций общества была, по его мнению, защита отечества. Уклоняться от службы в армии считал аморальным, независимо от личных обстоятельств жизни призывника и состояния армии [12, с. 326, 327]. Был убежден в необходимости толерантности, как в религии, так и в мирской жизни [12, с. 33]. В истории отечественной медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий предстает величественным и ярким явлением: энергичный инициативный врач-новатор; мудрый ученый; педагог-экспериментатор; последовательный и активный деятель здравоохранения; принципиальный гуманист и преданный гражданин своей страны. Базирующийся на незыблемых этических принципах, определенных философией личностного образования, бесценный опыт В.Ф. Войно-Ясенецкого приумножается в деятельности огромного количества его учеников, работающих во многих областях и на разных уровнях медицины, проецируясь на лечебную практику, научные исследования, педагогику и организационную работу в области здравоохранения.
×

Об авторах

И. Э Дитковская

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: i.gailis@mail.ru
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, гуманитарный институт, кафедра философии

Список литературы

  1. Автобиография // Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу: сборник / Сост. Л.А. Чуткова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2016. - С. 9 - 106.
  2. Гайлис (Дитковская) И.Э. Философские проблемы модернизации образования и вопросы методологии развития инновационных социальных систем: монография. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 100 с.
  3. Глущенков В.А. Святитель Лука. Взгляд в будущее. Ростовская-на-Дону епархия. - Ростов-на-Дону, 2007. - 430 с.
  4. Лисичкин В.А. Земский путь Святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ. - М.: Псалтирь, 2005. - 272 с.
  5. Лисичкин В.А. Крестный путь Святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ. - М.: Троицкое слово, 2001. - 448 с.
  6. Лисичкин В.А. Лука - врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. - 456 с.
  7. Малягин В. Святитель Лука Симферопольский (Войно-Ясенецкий). - М.: ООО. «Даниловский благовестник». М.: ЗАО ИД «Комсомольская правда». - 176 с.
  8. Марущак Василий, протодиакон Святитель-Хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 1997. - 416 с.
  9. О присвоении Сталинских премий за выдающиеся работы в области науки за 1943 - 1944 гг. Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР // Правда. - 1946. - 27 января. - С. 1.
  10. Павлова О. А. Красноярская и Енисейская епархия // Историческая энциклопедия Сибири. - Т. 2. -Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2009. - С. 172.
  11. Павлова О. А. Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович) // Историческая энциклопедия Сибири. - Т. 2. - Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2009. - С. 294.
  12. Поповский М. А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. - Paris: YMCA-Press, 1979. - 492 с.
  13. Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. - 2011. № 2(8). С.28-29.
  14. Серова С. П., Лапина А. И., Бажан А. И. Лука (Войно-Ясенецкий) на ниве социального служения в Красноярском крае // Духовность. Нравственность. Правопорядок: сборник статей / Сибирский юридический институт МВД России. - Красноярск, 2003. - С. 150 - 159.
  15. Шевченко Ю. Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. - С. Петербург: Наука, 2007. - 623
  16. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дитковская И.Э., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.