УРОКИ ПАНДЕМИИ: ЭТИКА БЕЗОПАСНОСТИ
- Авторы: Филиппов А.В.1, Доника А.Д.2, Островский А.М.3
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Волгоградский медицинский научный центр, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
- Гомельский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2021)
- Страницы: 32-35
- Раздел: Практическая биоэтика
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/71228
- DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2021-1(27)-32-35
- ID: 71228
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Подведение промежуточных итогов в борьбе с пандемией COVID-19 обуславливает мультидисциплинарный подход к изучению проблемы безопасности для всех сфер жизни общества. Проведенный анализ приоритета научных публикаций, проведенный на платформе информационного ресурса «КиберЛенинка», показал, что основной интерес исследователей вызывают медицинская и информационная безопасность. Учитывая тенденцию отставания правовых норм от этических, и специфику правового сопровождения этих сфер жизни социума, была разработана рабочая гипотеза, основанная на предположении, что экспликация этических вызовов в период пандемии COVID-19 определит стратегию социальной политики в этих приоритетных направлениях. В работе применялись количественные и качественные социологические методы (контент-анализ, кейс-стади, опрос). Использованы фрагменты социологических исследований, выполненных в коллаборации на базах Волгоградского и Гомельского государственных медицинских университетов. Полученные результаты демонстрируют этические деформации в медицинской и, в целом, в социальной сфере. В условиях пандемии обострилась проблема уязвимости социально незащищенных групп. Нарушаются основные нравственные постулаты этики ухода в отношении пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и маломобильных пациентов. Экстремальные условия, в которых оказалась национальная система здравоохранения, стали восприниматься в профессиональной группе медицинских специалистов как «смягчающие обстоятельства», позволяющие в условиях выживания пренебрегать не только врачебной этикой, но и законом. Эти тенденции нашли свое отражение и в сознании будущих врачей, что требует укрепления позиций дисциплин гуманитарного блока в учебных планах профессионального образования. Отмеченные тенденции носят интернациональный характер, что определяет возможную имплементацию подходов, разработанных в процессе международной коллаборации, в практику гуманитарного национального профессионального образования.
Об авторах
А. В. Филиппов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: fav-aleksei@yandex.ru
аспирант кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, г. Волгоград
РоссияА. Д. Доника
Волгоградский медицинский научный центр, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
Email: addonika@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник Отдела этической, правовой и социологической экспертизы в медицине, Волгоградский медицинский научный центр; профессор кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России; председатель Российского отделения Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО, г. Волгоград, addonika@yandex.ru
А. М. Островский
Гомельский государственный медицинский университет
Email: Arti301989@mail.ru
м.м.н., старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования, Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Беларусь
Список литературы
Дополнительные файлы
