УРОКИ ПАНДЕМИИ: ЭТИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Обложка
  • Авторы: Филиппов А.В.1, Доника А.Д.2, Островский А.М.3
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    2. Волгоградский медицинский научный центр, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
    3. Гомельский государственный медицинский университет
  • Выпуск: Том 14, № 1 (2021)
  • Страницы: 32-35
  • Раздел: Практическая биоэтика
  • URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/71228
  • DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2021-1(27)-32-35
  • ID: 71228

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Подведение промежуточных итогов в борьбе с пандемией COVID-19 обуславливает мультидисциплинарный подход к изучению проблемы безопасности для всех сфер жизни общества. Проведенный анализ приоритета научных публикаций, проведенный на платформе информационного ресурса «КиберЛенинка», показал, что основной интерес исследователей вызывают медицинская и информационная безопасность. Учитывая тенденцию отставания правовых норм от этических, и специфику правового сопровождения этих сфер жизни социума, была разработана рабочая гипотеза, основанная на предположении, что экспликация этических вызовов в период пандемии COVID-19 определит стратегию социальной политики в этих приоритетных направлениях. В работе применялись количественные и качественные социологические методы (контент-анализ, кейс-стади, опрос). Использованы фрагменты социологических исследований, выполненных в коллаборации на базах Волгоградского и Гомельского государственных медицинских университетов. Полученные результаты демонстрируют этические деформации в медицинской и, в целом, в социальной сфере. В условиях пандемии обострилась проблема уязвимости социально незащищенных групп. Нарушаются основные нравственные постулаты этики ухода в отношении пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и маломобильных пациентов. Экстремальные условия, в которых оказалась национальная система здравоохранения, стали восприниматься в профессиональной группе медицинских специалистов как «смягчающие обстоятельства», позволяющие в условиях выживания пренебрегать не только врачебной этикой, но и законом. Эти тенденции нашли свое отражение и в сознании будущих врачей, что требует укрепления позиций дисциплин гуманитарного блока в учебных планах профессионального образования. Отмеченные тенденции носят интернациональный характер, что определяет возможную имплементацию подходов, разработанных в процессе международной коллаборации, в практику гуманитарного национального профессионального образования.

Об авторах

А. В. Филиппов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: fav-aleksei@yandex.ru

аспирант кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, г. Волгоград

Россия

А. Д. Доника

Волгоградский медицинский научный центр, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

Email: addonika@yandex.ru

доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник Отдела этической, правовой и социологической экспертизы в медицине, Волгоградский медицинский научный центр; профессор кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России; председатель Российского отделения Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО, г. Волгоград, addonika@yandex.ru

А. М. Островский

Гомельский государственный медицинский университет

Email: Arti301989@mail.ru

м.м.н., старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования, Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Беларусь

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Филиппов А.В., Доника А.Д., Островский А.М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.