Modern aspects of deontology in dentistry

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Background: The basic norms of deontology for a dentist we can find in the Code of Ethics of the Dental Profile.

The aim of the article was to review and analyze the norms of deontology set forth in the Code of Ethics of the Dental Profile.

Results: The article deals with modern aspects of compliance with confidentiality standards. The paragraphs of the Code concerning the relationship between a doctor and colleagues are analyzed and the features of interaction in dentistry are shown. The issues of maintaining a balance between the principles of "do no harm" and "do good" in terms of the patient's financial costs are considered: any intervention is associated with the possibility of causing harm, while the very concept of "harm" includes both the physical side and the moral and financial side. The role of empathy in building relationships in the doctor-patient system is shown. Due to the specifics of the work of a dentist, the importance of moral support for the patient, as well as the importance of informing him about upcoming actions and manipulations, is described.

Conclusion: The patient must be involved in the treatment process, be an active participant in it: it is necessary to provide him with full information to the patient about the methods of treatment, alternative options and possible risks, this ensures the observance of the principle of patient autonomy and respect for his dignity.

Full Text

Введение

Профессионализм врача включает в себя не только навыки, умения, знания и квалификацию, но и соблюдение им норм морали и нравственности – биоэтические компетенции [1, 2, 3, 4]. Это обусловлено тем, что врач соприкасается с наивысшей ценностью человека – его жизнью. Согласно одной из наиболее универсальных классификаций, деятельность врач должна соответствовать следующим принципам: «не навреди», «делай благо», справедливости, уважения автономии пациентов [5, 6]. Эти принципы являются фундаментов медицинской деонтологии – науки о профессиональном долге, которая диктует более конкретные и четкие правила поведения для врачей различных специальностей, в том числе для стоматологов [7, 8]. Современные тенденции в медицине приводят к возникновению новых или актуализации традиционных вопросов этики и деонтологии [9, 10].

Основные нормы деонтологии для врача-стоматолога мы можем прочитать в Этическом кодексе стоматологического профиля (Утверждено Советом Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая ассоциация России» от 26 сентября 2017 года, г. Москва, Основание: п. 10.1. Постановление № 10) (далее – Кодекс), где пункт «4.3. Специалист стоматологического профиля обязан...» включает перечень из 12 подпунктов должных правил. Соблюдение ряда правил имеет особенности, связанные как со спецификой работы врача-стоматолога, так и с тем, что большая часть медицинских организаций стоматологического профиля коммерциализована, то есть сосредоточена в частных клиниках.

Цель исследования

Рассмотрение и анализ норм деонтологии, изложенных в Этическом кодексе стоматологического профиля.

Результаты и их обсуждение

Среди основных правил можно отметить важность соблюдения врачебной тайны как инструмента, позволяющего не только защитить частную жизнь пациента, но и увеличить степень доверия между врачом и пациентом. Важно рассмотреть современные аспекты соблюдения норм конфиденциальности: зачастую врачи и пациенты используют незащищенные каналы связи для общения на медицинскую тематику, так после удаления зуба врач рекомендует через пару дней прислать фотографию – с целью оценки воспалительного процесса. Безусловно, это упрощает взаимодействие между врачом и пациентом, но не стоит забывать, что эта информация может стать доступной другим людям. Врач должен следовать правилам и давать соответствующие рекомендации пациентам при общении в социальных сетях или мессенджерах: не делать фотографии, где можно идентифицировать человека, не писать диагнозы и личные данные пациента.

Другой проблемой в аспекте врачебной тайны является ведение реестра пациентов, базы данных: врач и клиника всегда должны следовать соответствующим законодательным нормам о защите персональных данных, особенно, если для хранения и оборота данных используются не специальное программное обеспечение, предназначенное для медицинских организаций (таблица ведется, например, в Excel, а карта, снимки пересылаются посредством электронной почты). Администраторы частных клиник, которые не являются медицинскими работниками, также должны нести ответственность за соблюдение норм конфиденциальности. Распространена практика частных клиник – предварительное уточнение у пациента о том – придет ли он по записи или нет. Важно помнить, что предметом конфиденциальности является сам факт обращения пациента в медицинскую организацию.

Другой пункт (4.3.2.) в Кодексе поднимает вопрос взаимоотношений с коллегами, однако в стоматологии мы также увидим ряд нюансов: высокая конкуренция среди стоматологов частных клиник может приводить к обратным результатам, когда врач не только не признает свою некомпетентность в том или ином вопросе, но и критикует работы другого врача. Ввиду конкуренции специализированные интернет-ресурсы, призванные дать объективную оценку работе врача посредством отзывов реальных пациентов, в настоящее время пополняются заказными негативными откликами.

Подобная ситуация поднимает дискуссионный вопрос: врач оказывает медицинскую помощь или медицинскую услугу? Какая у него цель – помочь пациенту или заработать на нем? Безусловно, с точки зрения этики и деонтологии, врач должен уважать коллег, а не препятствовать их работе, делать все для блага пациента в том числе – совещаться с коллегами, если что-то не может сделать сам. С другой стороны, если критика коллеги объективно обоснована, то необходимо об этом сообщить, так как причинен вред пациенту.

Важным принципом любого врача является соблюдение баланса между «не навреди» и «делай благо», то есть – вред должен быть минимален. Любое вмешательство сопряжено с возможностью нанесения вреда, при этом само понятие «вред» включает как физическую сторону, так и моральную и финансовую. Одной из проблем частных стоматологических клиник является «навязывание» услуг, избыточной диагностики или манипуляций: говорят о необходимости замены пломб/коронок, при отсутствии показаний. Регуляция данного вопроса должна осуществляться на индивидуальном, нравственном уровне врача, но и на ценностном уровне руководителей клиники.

В одном из пунктов Кодекса (4.3.3.) указана необходимость «сопереживать» пациенту. Данная формулировка требует уточнения. Это способность проживать те же чувства, что испытывает человек, то есть пациент. Подобный инструмент помогает увеличить доверие пациента к врачу: человек видит заинтересованность врача, легче делится своими переживаниями, что дает возможность получить больше информации, выделить проблемы, проанализировать ситуацию. На практике это не всегда получается реализовать ввиду ряда причин, одна из которых – высокая загруженность врача или отсутствие навыков эмпатии. Для развития данных навыков используют простую технику: открытые вопросы, то есть те, на которые пациент должен дать развернутый ответ. Например, пациент жалуется на боль, соответственно, врач может уточнить: Какой характер боли? В каких ситуациях она возникает? Как Вы думаете, с чем связано это ощущение? и т.д. Важно также давать обратную связь: Да, я Вас очень хорошо понимаю! Да, это действительно тяжело терпеть такую боль!

В пункте 4.3.3. Кодекса говорится об уважении к человеческому достоинству пациента. Здесь важно помнить о специфике области, с которой работает стоматолог – лицо, губы, ротовая полость, при этом контакт достаточно тесный – между врачом и пациентом сантиметры, а согласно психологическим исследованиям – личное пространство человека до 40 см. Для ряда пациентов подобный контакт сродни интимному, что может вызвать дискомфорт. В связи с этим врачу важно помнить о своем внешнем облике и гигиене – не должно быть запаха изо рта, недопустим небрежный вид или грязный халат.

Другой аспект связан с тем, что в процессе всего приема пациент не может говорить, а так как речь – это наш основной инструмент связи с внешнем миром, подобное положение также приводит к дискомфорту. Под влиянием местной анестезии пациент может не чувствовать, что у него течет слюна или, например, какое-то загрязнение на губах. Это приводит к чувству беспомощности, пациент не чувствует себя участником процесса, а лишь объектом, над которым проводят манипуляции. Здесь врачу важно поддержать пациента: обращаться с ним бережно, сообщать о своих действиях и целях. Пациент должен быть вовлечен в процесс лечения, быть его активным участником. Этот принцип – уважение автономии пациента, отражается и в другом пункте Кодекса (4.3.6.), который говорит о необходимости сообщения полной информации пациенту о методах лечения, альтернативных вариантах и возможных рисках, а пациент сам должен сделать выбор.

Заключение

В ходе анализа Кодекса для врачей-стоматологов показана важность соблюдения норм этики и деонтологии в современной практике.

Рассмотренные аспекты показывают тесную связь между принципами этики, деонтологии и коммуникационными навыками. Врачам-стоматологам следует уделять внимание совершенствованию данных навыков и практики. Необходимо также уделять большее внимание отработки коммуникационных навыков в рамках образовательных программ при обучении в университете.

 

Дополнительная информация

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

 

Additional information

Author contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

About the authors

Irina V. Muravyeva

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Author for correspondence.
Email: iv.muravieva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6812-3937

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Public Health

Russian Federation, Tambov

Daniil R. Pavlov

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Email: danil.pavlov11@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-0371-5552

Postgraduate student

Russian Federation, Voronezh

Alyona A. Uvarova

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Email: uvarovaalena01@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-4883-4382

1st year Master's student of the specialty 32.04.01 "Public Health"

Russian Federation, Tambov

References

  1. Garaev M.I. General characteristics and some fea-tures of the formation of professional and ethical competence among university students. Sov-remennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki = Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2021;4:31–34. (in Rus.) doi: 10.37882/2223-2982.2021.04.09.
  2. Kudinova M.A., Shaidyuk O.Y. The need to de-velop personal competencies of a cardiologist. Rossiiskii kardiologicheskii zhurnal = Russian Journal of Cardiology. 2021;26(9):61–64. (in Rus.) doi: 10.15829/1560-4071-2021-4680.
  3. Taratukhin E.O. Ethical competence as a compo-nent of doctors' training. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika = Cardiovascular therapy and prevention. 2022;21(2):100–102. (in Rus.) doi: 10.15829/1728-8800-2022-3208.
  4. Yarmilko A., Shilnikov V., Denisov A. et al. On medical ethics and deontology in surgery. Vrach = Doctor. 2019;30(12):7–10. (in Rus.) doi: 10.29296/25877305-2019-12-02.
  5. Morris T., Brostoff J.M., Stonier P.D., Boyd A. Evolution of Ethical Principles in the Practice of Pharmaceutical Medicine From a UK Perspective. Front Pharmacol. 2020 Jan 15;10:1525. doi: 10.3389/fphar.2019.01525. PMID: 32009950; PMCID: PMC6974548.
  6. Kraynyukov P.E., Simonenko V.B., Abashin V.G., Musailov G.R. The oath to Hippocrates and deontology in modern medicine. Klinich-eskaya meditsina = Clinical Medicine. 2021;99(7-8):409–413. (in Rus.) doi: 10.30629/0023-2149-2021-99-7-8-409-413.
  7. Vecherkina Zh.V., Morozov A.N., Smolina A.A. et al. Deontological aspects in orthopedic dental practice. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii = Journal of New Medical Technologies. 2021;28(2):58-63. (in Rus.) doi: 10.24412/1609-2163-2021-2-58-63.
  8. Zorin K.V. Methods of ethical and deontological education of future dentists. Cathedra-Kafedra. Stomatologicheskoe obrazovanie = Cathedra – Кафедра. Dental education. 2020;74:48–50. EDN MMQKLF. (in Rus.).
  9. Miziara I.D., Miziara C.S.M.G. Medical errors, medical negligence and defensive medicine: A narrative review. Clinics (Sao Paulo). 2022;77:100053. doi: 10.1016/j.clinsp.2022. 100053. PMID: 35640458; PMCID: PMC9160317.
  10. Fiske A., Henningsen P., Buyx A. your robot therapist will see you now: ethical implications of embodied artificial intelligence in psychiatry, psy-chology, and psychotherapy. Journal of Medical Internet Research. 2019;21(5):e13216. doi: 10.2196/13216. PMID: 31094356; PMCID: PMC6532335.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Muravyeva I.V., Pavlov D.R., Uvarova A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies