Современные аспекты деонтологии в стоматологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Основные нормы деонтологии для врача стоматолога сосредоточены в Этическом кодексе стоматологического профиля.

Целью исследования являлось рассмотрение и анализ норм деонтологии, изложенных в Этическом кодексе стоматологического профиля.

Результаты. В статье рассмотрены современные аспекты соблюдения норм конфиденциальности. Проанализированы пункты Кодекса, касающиеся взаимоотношения врача с коллегами, показаны особенности взаимодействия в стоматологии как сферы с большим процентом частных медицинских центров. Рассмотрены вопросы соблюдения баланса между принципами «не навреди» и «делай благо» в аспекте финансовых затрат пациента: любое вмешательство сопряжено с возможностью нанесения вреда, при этом само понятие «вред» включает как физическую сторону, так и моральную и финансовую. Показана роль эмпатии в выстраивании взаимоотношений в системе «врач – пациент». Ввиду специфики работы стоматолога описана важность моральной поддержки пациента, а также важность информирования его о предстоящих действиях и манипуляциях.

Заключение. Пациент должен быть вовлечен в процесс лечения, быть его активным участником: необходимо сообщать ему полную информацию пациенту о методах лечения, альтернативных варианта и возможных рисках, это обеспечивает соблюдение принципа автономии пациента и уважения его достоинства.

Полный текст

Введение

Профессионализм врача включает в себя не только навыки, умения, знания и квалификацию, но и соблюдение им норм морали и нравственности – биоэтические компетенции [1, 2, 3, 4]. Это обусловлено тем, что врач соприкасается с наивысшей ценностью человека – его жизнью. Согласно одной из наиболее универсальных классификаций, деятельность врач должна соответствовать следующим принципам: «не навреди», «делай благо», справедливости, уважения автономии пациентов [5, 6]. Эти принципы являются фундаментов медицинской деонтологии – науки о профессиональном долге, которая диктует более конкретные и четкие правила поведения для врачей различных специальностей, в том числе для стоматологов [7, 8]. Современные тенденции в медицине приводят к возникновению новых или актуализации традиционных вопросов этики и деонтологии [9, 10].

Основные нормы деонтологии для врача-стоматолога мы можем прочитать в Этическом кодексе стоматологического профиля (Утверждено Советом Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая ассоциация России» от 26 сентября 2017 года, г. Москва, Основание: п. 10.1. Постановление № 10) (далее – Кодекс), где пункт «4.3. Специалист стоматологического профиля обязан...» включает перечень из 12 подпунктов должных правил. Соблюдение ряда правил имеет особенности, связанные как со спецификой работы врача-стоматолога, так и с тем, что большая часть медицинских организаций стоматологического профиля коммерциализована, то есть сосредоточена в частных клиниках.

Цель исследования

Рассмотрение и анализ норм деонтологии, изложенных в Этическом кодексе стоматологического профиля.

Результаты и их обсуждение

Среди основных правил можно отметить важность соблюдения врачебной тайны как инструмента, позволяющего не только защитить частную жизнь пациента, но и увеличить степень доверия между врачом и пациентом. Важно рассмотреть современные аспекты соблюдения норм конфиденциальности: зачастую врачи и пациенты используют незащищенные каналы связи для общения на медицинскую тематику, так после удаления зуба врач рекомендует через пару дней прислать фотографию – с целью оценки воспалительного процесса. Безусловно, это упрощает взаимодействие между врачом и пациентом, но не стоит забывать, что эта информация может стать доступной другим людям. Врач должен следовать правилам и давать соответствующие рекомендации пациентам при общении в социальных сетях или мессенджерах: не делать фотографии, где можно идентифицировать человека, не писать диагнозы и личные данные пациента.

Другой проблемой в аспекте врачебной тайны является ведение реестра пациентов, базы данных: врач и клиника всегда должны следовать соответствующим законодательным нормам о защите персональных данных, особенно, если для хранения и оборота данных используются не специальное программное обеспечение, предназначенное для медицинских организаций (таблица ведется, например, в Excel, а карта, снимки пересылаются посредством электронной почты). Администраторы частных клиник, которые не являются медицинскими работниками, также должны нести ответственность за соблюдение норм конфиденциальности. Распространена практика частных клиник – предварительное уточнение у пациента о том – придет ли он по записи или нет. Важно помнить, что предметом конфиденциальности является сам факт обращения пациента в медицинскую организацию.

Другой пункт (4.3.2.) в Кодексе поднимает вопрос взаимоотношений с коллегами, однако в стоматологии мы также увидим ряд нюансов: высокая конкуренция среди стоматологов частных клиник может приводить к обратным результатам, когда врач не только не признает свою некомпетентность в том или ином вопросе, но и критикует работы другого врача. Ввиду конкуренции специализированные интернет-ресурсы, призванные дать объективную оценку работе врача посредством отзывов реальных пациентов, в настоящее время пополняются заказными негативными откликами.

Подобная ситуация поднимает дискуссионный вопрос: врач оказывает медицинскую помощь или медицинскую услугу? Какая у него цель – помочь пациенту или заработать на нем? Безусловно, с точки зрения этики и деонтологии, врач должен уважать коллег, а не препятствовать их работе, делать все для блага пациента в том числе – совещаться с коллегами, если что-то не может сделать сам. С другой стороны, если критика коллеги объективно обоснована, то необходимо об этом сообщить, так как причинен вред пациенту.

Важным принципом любого врача является соблюдение баланса между «не навреди» и «делай благо», то есть – вред должен быть минимален. Любое вмешательство сопряжено с возможностью нанесения вреда, при этом само понятие «вред» включает как физическую сторону, так и моральную и финансовую. Одной из проблем частных стоматологических клиник является «навязывание» услуг, избыточной диагностики или манипуляций: говорят о необходимости замены пломб/коронок, при отсутствии показаний. Регуляция данного вопроса должна осуществляться на индивидуальном, нравственном уровне врача, но и на ценностном уровне руководителей клиники.

В одном из пунктов Кодекса (4.3.3.) указана необходимость «сопереживать» пациенту. Данная формулировка требует уточнения. Это способность проживать те же чувства, что испытывает человек, то есть пациент. Подобный инструмент помогает увеличить доверие пациента к врачу: человек видит заинтересованность врача, легче делится своими переживаниями, что дает возможность получить больше информации, выделить проблемы, проанализировать ситуацию. На практике это не всегда получается реализовать ввиду ряда причин, одна из которых – высокая загруженность врача или отсутствие навыков эмпатии. Для развития данных навыков используют простую технику: открытые вопросы, то есть те, на которые пациент должен дать развернутый ответ. Например, пациент жалуется на боль, соответственно, врач может уточнить: Какой характер боли? В каких ситуациях она возникает? Как Вы думаете, с чем связано это ощущение? и т.д. Важно также давать обратную связь: Да, я Вас очень хорошо понимаю! Да, это действительно тяжело терпеть такую боль!

В пункте 4.3.3. Кодекса говорится об уважении к человеческому достоинству пациента. Здесь важно помнить о специфике области, с которой работает стоматолог – лицо, губы, ротовая полость, при этом контакт достаточно тесный – между врачом и пациентом сантиметры, а согласно психологическим исследованиям – личное пространство человека до 40 см. Для ряда пациентов подобный контакт сродни интимному, что может вызвать дискомфорт. В связи с этим врачу важно помнить о своем внешнем облике и гигиене – не должно быть запаха изо рта, недопустим небрежный вид или грязный халат.

Другой аспект связан с тем, что в процессе всего приема пациент не может говорить, а так как речь – это наш основной инструмент связи с внешнем миром, подобное положение также приводит к дискомфорту. Под влиянием местной анестезии пациент может не чувствовать, что у него течет слюна или, например, какое-то загрязнение на губах. Это приводит к чувству беспомощности, пациент не чувствует себя участником процесса, а лишь объектом, над которым проводят манипуляции. Здесь врачу важно поддержать пациента: обращаться с ним бережно, сообщать о своих действиях и целях. Пациент должен быть вовлечен в процесс лечения, быть его активным участником. Этот принцип – уважение автономии пациента, отражается и в другом пункте Кодекса (4.3.6.), который говорит о необходимости сообщения полной информации пациенту о методах лечения, альтернативных вариантах и возможных рисках, а пациент сам должен сделать выбор.

Заключение

В ходе анализа Кодекса для врачей-стоматологов показана важность соблюдения норм этики и деонтологии в современной практике.

Рассмотренные аспекты показывают тесную связь между принципами этики, деонтологии и коммуникационными навыками. Врачам-стоматологам следует уделять внимание совершенствованию данных навыков и практики. Необходимо также уделять большее внимание отработки коммуникационных навыков в рамках образовательных программ при обучении в университете.

 

Дополнительная информация

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

 

Additional information

Author contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

Об авторах

Ирина Владимировна Муравьева

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Автор, ответственный за переписку.
Email: iv.muravieva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6812-3937

кандидат биологических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

Россия, Тамбов

Даниил Романович Павлов

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко

Email: danil.pavlov11@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-0371-5552

аспирант

Россия, Воронеж

Алена Алексеевна Уварова

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Email: uvarovaalena01@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-4883-4382

магистрант 1-го года обучения специальности 32.04.01 «Общественное здравоохранение»

Россия, Тамбов

Список литературы

  1. Гараев М.И. Общая характеристика и некото-рые особенности формирования профессио-нально-этической компетентности у студентов вузов // Современная наука: актуальные про-блемы теории и практики. Серия: Гуманитар-ные науки. 2021. № 4. С. 31–34. doi: 10.37882/2223-2982.2021.04.09.
  2. Кудинова М.А., Шайдюк О.Ю. Необходи-мость развития личностных компетенций вра-ча-кардиолога // Российский кардиологиче-ский журнал. 2021. Т. 26. № 9. С. 61–64. doi: 10.15829/1560-4071-2021-4680.
  3. Таратухин Е.О. Этическая компетентность как компонент подготовки врачей // Кардиоваску-лярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № 2. С. 100–102. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3208.
  4. О медицинской этике и деонтологии в хирур-гии / А. Ярмилко, В. Шильников, А. Денисов [и др.] // Врач. 2019. Т. 30. № 12. С. 7–10. doi: 10.29296/25877305-2019-12-02.
  5. Evolution of Ethical Principles in the Practice of Pharmaceutical Medicine From a UK Perspective / T. Morris, J.M. Brostoff, P.D. Stonier, A. Boyd // Front Pharmacol. 2020. No. 10. P. 1525. doi: 10.3389/fphar.2019.01525. PMID: 32009950; PMCID: PMC6974548.
  6. Клятва Гиппократу и деонтология в совре-менной медицине / П. Е. Крайнюков, В. Б. Симоненко, В. Г. Абашин, Г. Р. Мусаилов // Клиническая медицина. 2021. Т. 99. № 7-8. С. 409–413. doi: 10.30629/0023-2149-2021-99-7-8-409-413.
  7. Деонтологические аспекты в ортопедической стоматологической практике / Ж.В. Вечерки-на, А.Н. Морозов, А.А. Смолина [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. 2021. Т. 28. № 2. С. 58–63. doi: 10.24412/1609-2163-2021-2-58-63.
  8. Зорин К.В. Методы этико-деонтологического воспитания будущих стоматологов // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. 2020. № 74. С. 48–50. EDN MMQKLF.
  9. Miziara I.D., Miziara C.S.M.G. Medical errors, medical negligence and defensive medicine: A narrative review // Clinics (Sao Paulo). 2022. No. 77. P. 100053. doi: 10.1016/ j.clinsp.2022.100053. PMID: 35640458; PMCID: PMC9160317.
  10. Fiske A., Henningsen P., Buyx A. Your robot therapist will see you now: ethical implications of embodied artificial intelligence in psychiatry, psy-chology, and psychotherapy // Journal of Medical Internet Research. Vol. 21 (5). P. e13216. doi: 10.2196/13216. PMID: 31094356; PMCID: PMC6532335.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Муравьева И.В., Павлов Д.Р., Уварова А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах