Volgograd experience of humanitarian education in a medical university
- Authors: Shkarin V.V1, Donika A.D1,2, Yagupov P.R1
-
Affiliations:
- Volgograd State Medical University
- Volgograd Medical Research Center
- Issue: Vol 13, No 1 (2020)
- Pages: 22-27
- Section: Articles
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/55359
- DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2020-1(25)-22-27
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Интеграция в современную медицинскую практику высокотехнологичных биоинженерных и цифровых технологий повышает требования к профессиональным компетенциям медицинских специалистов в геометрической прогрессии. Федеральные образовательные стандарты дополняются 1 (25) 2020 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «плюсами» практически ежегодно, повышая требования к выпускникам и превращая учебный процесс в медицинском вузе в своеобразную технологию human enhancement будущего врача. Если требования к практическим компетенциям врача определяются инновационными медицинскими практиками, разрабатываемыми на базе непрерывных научных результатов конвергирующих биомедицинских наук, то требования к социально-психологическим компетенциям будущего врача упрощаются до базовых знаний в гуманитарной области, учебные часы дисциплин которой используются как «резервный запас» для наращивания учебных часов для меняющихся учебных планов [6]. Результаты такой стратегии можно констатировать дистанционно - самая обсуждаемая в СМИ тема последних 5 лет - конфликтные ситуации в медицине. Наблюдаемый парадокс национальной системы здравоохранения - неудовлетворенность пациентов на фоне наращивания высокотехнологичных технологий в медицинской практике - заставляет искать новые подходы в поле взаимодействия врача и пациента с заимствованием технологий общения автомобильных концернов! Безусловно, логистика «бережливости» дает эффекты, определяя рамки здравоохранительного этикета, но воспользоваться которым может в полной мере только врач, наделенный эмпатией и состраданием, умеющий принимать этические решения самостоятельно и коллегиально, владеющий технологиями общения с пациентами в зависимости от требуемых обстоятельствами моделей (патернализм, партнерство, коллегиальная, договорная и др.). Даже при внедрении в практику «виртуального врача», Пермская модель которого преподносится как прорыв в цифровой медицине, необходима нравственно-этическая экспертиза возможных последствий, чтобы избежать его случайной трансформации во «врача-палача», стандартизированные (безупречные по содержанию, но безучастные к пациенту по форме) заключения которого не учитывают личностного подхода к пациенту. В Волгоградском государственном медицинском университете гуманитарным проблемам медицины всегда уделялось особое внимание [1, 3, 5, 6, 8]. Одним из направлений этой учебнообразовательной работы является внедрение биоэтики в учебный процесс не только как учебной дисциплины, но и научной, издательской, международной деятельности. Отдельным из направлением той работы является создание на базе Волгоградского государственного медицинского университета в 2012 году Российского Unit-отделения Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО (http://www.unesco-chair-bioethics.org/?page_id.), которое активно включилось в международную образовательную и научную деятельность в области биоэтики. За это время преподаватели ВолгГМУ приняли участие в международных конгрессах и конференциях по биоэтике, медицинской этике и здравоохранительному праву, организованных ЮНЕСКО (г. Неаполь, г. Иерусалим, г. Лимассол и др.), возглавляя панельные сессии конференций и стрим-отделения руководства сети [7, 9]. Преподаватели ВолгГМУ прошли обучение по программе тренеров биоэтики ЮНЕСКО, получили членство в интернациональном форуме преподавателей биоэтики (ITF) и т. п. Кроме того, в рамках работы студенческого отделения «Крылья биоэтики» студенты ВолгГМУ приняли активное участие в конкурсах, посвященных международным дням биоэтики, в 2017 г. заняли 3-е место в международном конкурсе плакатов, лучшие студенческие научные статьи и эссе были опубликованы в периодическом издании международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО «Bioethical Voices». В рамках этой работы в Волгоградском государственном медицинском университете образовалась устойчивая и продуктивная коллаборация преподавателей гуманитарных и медицинских дисциплин, усилиями которых студенты с первых курсов обучения в медицинском вузе получают возможность активно обсуждать этические проблемы медицины, развивать научно-исследовательские компетенции, участвуя в научных конкурсах по биоэтике. На платформе международных студенческих конференций были выделены отдельные секции по биоэтике и этическим проблемам научных исследований в медицине: https://scienceforum.ru/20n/section/20n000073 : https ://scienceforum.ru/2018/section/2018000149; https ://sciencefomm.m/2020/section/201800n65 и др. Студенты ВолгГМУ награждены дипломами победителей и лауреатов, лучшие работы опубликованы в научных журналах, размещенных на платформе научной электронной библиотеки, в том числе включенных в РИНЦ («Международный студенческий вестник», «Успехи естествознания», «Международные проблемы науки и образования» и др.) [2, 4]. Эти достижения, безусловно, стали возможны благодаря интеграции преподавателей Волгоградского государственного медицинского университета в рамках научного руководства студентами в рассматриваемом научном поле, решение научных задач в котором требует междисциплинарного инструментария и знаний. Студенты первых курсов получают уникальную возможность принять участие в обсуждении этических проблем медицины на достаточно высоком (международном) научном уровне, получить практический опыт подобного участия, что, безусловно, мотивирует к выбранной профессиональной деятельности, позволяет прививать моральные ценности профессии уже с начальных этапов медицинского образования. Для иллюстрации рассмотрим материалы студенческих исследовательских работ, выполненных под руководством преподавателей ВолгГМУ, исключая раннее опубликованные в научных изданиях [2, 4]. 23 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1 (25)2020 Темы инициативных студенческих исследований отражают интерес будущих врачей в области практической медицины и медицинских наук, в ряде случаев обусловлены тематикой изучаемых дисциплин на первых курсах (биология, история, менеджмент здравоохранения и др.). Например, студенты 1-го курса лечебного факультета проявили интерес к теме, активно обсуждаемого СМИ нигилистического отношения пациентов к виртуальному врачу. В результате проведенного среди студентов своего курса опроса выяснилось, что каждый третий респондент имеет подобный опыт. На вопрос авторской анкеты: «Пользовались ли Вы когда-либо услугами сайтов онлайн консультации врачей?», было получено 28,6 % положительных ответов (р < 0,05). При этом студенты в роли пациента относятся к такой практике довольно скептически - на вопрос «Доверяете ли Вы в принципе результатам онлайн консультации врачей?», только 16,8 % респондентов дали положительный ответ (р < 0,05). Выступая в роли будущих врачей, студенты таким образом оценили полноценность виртуального анамнеза: не более 1,2 % респондентов дали положительный ответ при ответе на вопрос «Считаете ли Вы, как будущие врачи, возможным выяснить точный диагноз, работая с пациентом и обследуя его только через Интернет?». Безусловно, подобное недоверие определяется отсутствием определенных знаний и доминированием у студентов младших курсов роли пациент в личностной интериоризации дихотомии врач - пациент. В то же время молодое поколение врачей, безусловно, - это поколение Интернета и цифровых технологий, без которых они не видят своего будущего. На вопрос «Рассматриваете ли Вы проведение медицинских онлайн консультаций как дополнение к своей будущей профессиональной деятельности?» абсолютное большинство респондентов дало положительный ответ (82,2 %; р < 0,01). Рассуждая о современных проблемах медицины с позиций пациента, студент развивает подсознательный опыт эмпатии и сострадания врача к пациенту. Поскольку, став врачами, вчерашние студенты-медики очень быстро занимают доминирующую позицию эксперта во взаимоотношениях с пациентами, забывая о страхах и сомнениях, которые испытывали сами до своего профессионального становления. Это наглядно демонстрирует затронутая в студенческой работе тема «ВИЧ-инфицированных врачей» (табл.). Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Вы попали на прием к ВИЧ-инфицированному врачу. Будете ли Вы испытывать страх при этом?» № Варианты ответов Число респондентов, % Р (между показателями юношей и девушек) девушки юноши 1 Нет 55,2 68,2 > 0,01 2 Страха не будет, но будет беспокойство 16,2 14,5 > 0,01 3 Да, буду испытывать страх 18,2 11,2 > 0,01 4 Другое - «Буду следить, чтобы у врача не было повреждений на коже (ранки, ссадины и т. п.)»; - «Смотря, какой врач, если стоматолог - уйду»; - «Не будет страха, если это не оперирующий хирург»; - «Для меня все зависит от специальности врача»; - «Вообще не будет страха, как врач, он должен предпринять все меры предосторожности» В этом же исследовании авторская анкета студентов содержала вопрос: «Стоит ли увольнять врача, получившего ВИЧ-инфекцию при выполнении профессиональных обязанностей?». Около половины респондентов (55,6 %) выбрали вариант ответа «его профессиональную деятельность стоит ограничить»: 10,2 % сочли инфицированного врача «опасным для окружающих» и потому подлежащему обязательному увольнению. Каждый третий респондент (33,4 %) посчитал, что инфицирование не повод для увольнения. Среди других вариантов ответов предлагались логичные суждения «смотря, какой специальности», «если терапевт, пусть работает» и т. п. Заинтересованные, с одной стороны, рассматриваемой в курсе биологии темой генетического консультирования, а с другой - философскими проблемами евгеники, усиленными историческими аспектами фашизма, студенты провели опрос на эту тему. Абсолютное большинство респондентов не принимают принципы евгеники, не считая ее наукой (89,7 %). Здесь позиции ясны и понятные студенту, как гражданину. Но другие вопросы авторской анкеты разделили респондентов в своих суждениях, которые отражали и гендерные различия. Например, студенты-юноши в своем большинстве уверены, что у них нет генассоциированных предикторов заболеваний (рис. 1). 1 (25) 2020 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Рис. 1. Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Есть ли у Вас генетические заболевания?»; по оси абсцисс - число респондентов, %; по оси ординат - варианты ответов Возвращаясь к этическим ценностям и моральному выбору, студенты демонстрируют единодушие, отрицая генетический контроль популяции (рис. 2). В то же время, обращаясь к практическим вопросам, например, связанным с планированием семьи, респонденты снова забывают о роли врача и проявляют гендерные различия (рис. 3). Здесь, как и в жизни, девушки проявляют большую озабоченность, чем юноши, задумываясь о здоровье будущих детей. Возможно, это связано с определенным юношеским романтизмом студентов-юношей, обусловленным возрастом, средний возраст респондентов (18,2 ± 1,4) года. Рис. 2. Структура представлений студентов о необходимости контроля человеческого генофонда; по оси абсцисс - число респондентов, %; по оси ординат - варианты ответов Рис. 3. Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Планируете ли Вы обратиться к врачу-генетику при планировании семьи?»; по оси абсцисс - число респондентов, %; по оси ординат - варианты ответов Безусловно, в процессе обучения мнение студентов об этических проблемах медицины и биомедицинских исследований будет меняться под влиянием получаемых медицинских знаний. Задача гуманитарного образования в медицинском вузе состоит в том, чтобы это накопление знаний не становилось только средством к полу чению диплома, а было инструментом для профессиональной реализации врача, сострадающего, думающего о личных переживаниях своих пациентов. В этом состоит и практический интерес национальной системы здравоохранения, нацеленной на удовлетворенность пациентов предоставляемыми медицинскими услугами. 25 26 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1 (25)2020 Логическим продолжением этой работы явилось создание по инициативе Ученого совета ВолгГМУ в 2019 году Комиссии по социальногуманитарным направлениям научно-образовательной деятельности в медицине в НОМК «Южный» Минздрава России, председателем которой является профессор Н. Н. Седова. Цель работы Комиссии - интеграция образовательной и научной деятельности студентов медицинских вузов, входящих в кластер, а также педагогической и научной деятельности преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин. Комиссия должна способствовать активизации формирования медицинской культуры в условиях цифровой медицины и перехода к персонализированному здравоохранению. Теперь все мероприятия, направленные на поддержку и развитие медицинской гуманитари-стики в научно-образовательном пространстве высшей школы, проводятся вместе преподавателями, учеными и студентами медицинских вузов Астрахани, Волгограда, Краснодара и Ростова-на-Дону. Это и конкурсы студенческих работ по биоэтике, и конференция «Развитие потенциала социально-гуманитарных наук в формировании soft skills медицинских кадров Юга России» (Ростов-на-Дону, 27-28 февраля 2020 г.), и фокус-группы на тему «Online курсы по гуманитарным дисциплинам в медицинском вузе», и, конечно, первое в России совещание заведующих кафедрами социально-гуманитарных дисциплин медицинских вузов Юга России (Волгоград, 19.11.2019), рекомендации которого разосланы во все ведомственные высшие учебные заведения МЗ РФ. Для интеграции научной и методической работы в рассматриваемой научной области, внедрения ее результатов с 2008 года Волгоградским государственным медицинским университетом издается научный журнал «Биоэтика», с 2010 года включенный в Перечень рецензируемых изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации материалов диссертационных исследований. В редакционный совет журнала и редакционную коллегию вошли ученые ведущих медицинских вузов России и зарубежные исследователи, в том числе и выдающийся российский ученый профессор Юдин Борис Григорьевич. На страницах журнала обсуждаются этические проблемы медицины в междисциплинарном поле философии, социологии, медицинских наук. За это время усилиями кафедры биоэтики, философии и права с курсом социологии медицины изданы многочисленные учебные и методические пособия. Более того, авторский учебник по биоэтике для медицинских вузов заслуженного деятеля науки РФ, профессора Н. Н. Седовой получил федеральные и региональные премии и вошел в Золотой фонд образовательных ресурсов России. Заключение Практика учебной и научной работы в области биоэтики, продуктивная коллаборация преподавателей гуманитарных и медицинских дисциплин, успешная издательская деятельность, активное участие во всех международных научных и образовательных мероприятиях в области биомедицинской этики и здравоохранительного права позволяют рекомендовать опыт Волгоградского государственного медицинского университета в качестве модели формирования социальногуманитарного пространства медицинского образования для вузов Минздрава России.About the authors
V. V Shkarin
Volgograd State Medical University
Email: fuv-ozz@yandex.ru
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Public Health and Health Care of the Institute of Continuing Medical and Pharmaceutical Education
A. D Donika
Volgograd State Medical University; Volgograd Medical Research Center
Email: addonika@yndex.ru
Doctor of Sociology, Professor, Associate Professor of the Disaster Medicine Department, Senior Researcher of ethical, judicial and sociological expertise in medicine Department, Volgograd Medical Research Center
P. R Yagupov
Volgograd State Medical University
Email: biosoc2008@yandex.ru
PhD, Associate Professor of the Department of Internal Medicine of Pediatric and Dental Schools
References
- Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика. - 2015. - № 1 (15). - С. 58-60.
- Калякина Н.И. Биоэтические аспекты применения медицинских инноваций // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С. 49-50.
- Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. - 2011. - № 2 (8). - С. 26-25.
- Худякова Д.В. Биоэтика и современная медицинская практика: «благо» и «здоровье» // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. -№ 4-1. - С. 57-58.
- Чеканин И.М. Социально-психологический контент профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3 (часть 1). - С. 105.
- Седова Н.Н. Как преодолеть кризис медицинской гуманитаристики? // Биоэтика. 2019. - № 1 (23). - С. 3.
- Chen B., Goshen E., Kami T. Freedom of expression versus respect for the profession // UNESCO Chair in Bioethics 10th World Conference on Bioethics, Medical Ethics and Health Law, Jerusalem, Israel, January 6-8, 2015 / Program and Book of Abstracts. - P. 26-27.
- Shkarin V.V. et al. Ethical education in the medical university: European practice // Биоэтика (Bioethics). -2019. - № 2 (24). - С. 25-30.
- Sedova N.N. Methodology Connection Between Bioethics & Law // 23rd Annual of Worid Association for Medical Law (WAML) Congress. July 10-13, 2017, Baku, Azerbaijan // Book of Abstracts. - P. 99.
