Volgograd experience of humanitarian education in a medical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the long-term experience of humanitarian education and the formation of moral values of the medical profession at the Volgograd State Medical University. It is considered the activities of the University for development of professional and scientific research competencies of students in the interdisciplinary field of medical and social sciences. The material of scientific research conducted by students shows the process of internalization by them of humanistic models of healing, experience of empathy and compassion, internalization of bioethics and medical law. The article substantiates the conclusion that the practice of educational and scientific work in the field of bioethics, the productive collaboration of teachers of humanitarian and medical disciplines, successful publishing, active participation in all international scientific and educational events in the field of biomedical ethics and healthcare law, allows us to recommend the experience of Volgograd State Medical University as a model for the formation of the social and humanitarian space of medical education for a university s of the Ministry of Health of Russia.

Full Text

Интеграция в современную медицинскую практику высокотехнологичных биоинженерных и цифровых технологий повышает требования к профессиональным компетенциям медицинских специалистов в геометрической прогрессии. Федеральные образовательные стандарты дополняются 1 (25) 2020 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «плюсами» практически ежегодно, повышая требования к выпускникам и превращая учебный процесс в медицинском вузе в своеобразную технологию human enhancement будущего врача. Если требования к практическим компетенциям врача определяются инновационными медицинскими практиками, разрабатываемыми на базе непрерывных научных результатов конвергирующих биомедицинских наук, то требования к социально-психологическим компетенциям будущего врача упрощаются до базовых знаний в гуманитарной области, учебные часы дисциплин которой используются как «резервный запас» для наращивания учебных часов для меняющихся учебных планов [6]. Результаты такой стратегии можно констатировать дистанционно - самая обсуждаемая в СМИ тема последних 5 лет - конфликтные ситуации в медицине. Наблюдаемый парадокс национальной системы здравоохранения - неудовлетворенность пациентов на фоне наращивания высокотехнологичных технологий в медицинской практике - заставляет искать новые подходы в поле взаимодействия врача и пациента с заимствованием технологий общения автомобильных концернов! Безусловно, логистика «бережливости» дает эффекты, определяя рамки здравоохранительного этикета, но воспользоваться которым может в полной мере только врач, наделенный эмпатией и состраданием, умеющий принимать этические решения самостоятельно и коллегиально, владеющий технологиями общения с пациентами в зависимости от требуемых обстоятельствами моделей (патернализм, партнерство, коллегиальная, договорная и др.). Даже при внедрении в практику «виртуального врача», Пермская модель которого преподносится как прорыв в цифровой медицине, необходима нравственно-этическая экспертиза возможных последствий, чтобы избежать его случайной трансформации во «врача-палача», стандартизированные (безупречные по содержанию, но безучастные к пациенту по форме) заключения которого не учитывают личностного подхода к пациенту. В Волгоградском государственном медицинском университете гуманитарным проблемам медицины всегда уделялось особое внимание [1, 3, 5, 6, 8]. Одним из направлений этой учебнообразовательной работы является внедрение биоэтики в учебный процесс не только как учебной дисциплины, но и научной, издательской, международной деятельности. Отдельным из направлением той работы является создание на базе Волгоградского государственного медицинского университета в 2012 году Российского Unit-отделения Международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО (http://www.unesco-chair-bioethics.org/?page_id.), которое активно включилось в международную образовательную и научную деятельность в области биоэтики. За это время преподаватели ВолгГМУ приняли участие в международных конгрессах и конференциях по биоэтике, медицинской этике и здравоохранительному праву, организованных ЮНЕСКО (г. Неаполь, г. Иерусалим, г. Лимассол и др.), возглавляя панельные сессии конференций и стрим-отделения руководства сети [7, 9]. Преподаватели ВолгГМУ прошли обучение по программе тренеров биоэтики ЮНЕСКО, получили членство в интернациональном форуме преподавателей биоэтики (ITF) и т. п. Кроме того, в рамках работы студенческого отделения «Крылья биоэтики» студенты ВолгГМУ приняли активное участие в конкурсах, посвященных международным дням биоэтики, в 2017 г. заняли 3-е место в международном конкурсе плакатов, лучшие студенческие научные статьи и эссе были опубликованы в периодическом издании международной сети кафедр биоэтики ЮНЕСКО «Bioethical Voices». В рамках этой работы в Волгоградском государственном медицинском университете образовалась устойчивая и продуктивная коллаборация преподавателей гуманитарных и медицинских дисциплин, усилиями которых студенты с первых курсов обучения в медицинском вузе получают возможность активно обсуждать этические проблемы медицины, развивать научно-исследовательские компетенции, участвуя в научных конкурсах по биоэтике. На платформе международных студенческих конференций были выделены отдельные секции по биоэтике и этическим проблемам научных исследований в медицине: https://scienceforum.ru/20n/section/20n000073 : https ://scienceforum.ru/2018/section/2018000149; https ://sciencefomm.m/2020/section/201800n65 и др. Студенты ВолгГМУ награждены дипломами победителей и лауреатов, лучшие работы опубликованы в научных журналах, размещенных на платформе научной электронной библиотеки, в том числе включенных в РИНЦ («Международный студенческий вестник», «Успехи естествознания», «Международные проблемы науки и образования» и др.) [2, 4]. Эти достижения, безусловно, стали возможны благодаря интеграции преподавателей Волгоградского государственного медицинского университета в рамках научного руководства студентами в рассматриваемом научном поле, решение научных задач в котором требует междисциплинарного инструментария и знаний. Студенты первых курсов получают уникальную возможность принять участие в обсуждении этических проблем медицины на достаточно высоком (международном) научном уровне, получить практический опыт подобного участия, что, безусловно, мотивирует к выбранной профессиональной деятельности, позволяет прививать моральные ценности профессии уже с начальных этапов медицинского образования. Для иллюстрации рассмотрим материалы студенческих исследовательских работ, выполненных под руководством преподавателей ВолгГМУ, исключая раннее опубликованные в научных изданиях [2, 4]. 23 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1 (25)2020 Темы инициативных студенческих исследований отражают интерес будущих врачей в области практической медицины и медицинских наук, в ряде случаев обусловлены тематикой изучаемых дисциплин на первых курсах (биология, история, менеджмент здравоохранения и др.). Например, студенты 1-го курса лечебного факультета проявили интерес к теме, активно обсуждаемого СМИ нигилистического отношения пациентов к виртуальному врачу. В результате проведенного среди студентов своего курса опроса выяснилось, что каждый третий респондент имеет подобный опыт. На вопрос авторской анкеты: «Пользовались ли Вы когда-либо услугами сайтов онлайн консультации врачей?», было получено 28,6 % положительных ответов (р < 0,05). При этом студенты в роли пациента относятся к такой практике довольно скептически - на вопрос «Доверяете ли Вы в принципе результатам онлайн консультации врачей?», только 16,8 % респондентов дали положительный ответ (р < 0,05). Выступая в роли будущих врачей, студенты таким образом оценили полноценность виртуального анамнеза: не более 1,2 % респондентов дали положительный ответ при ответе на вопрос «Считаете ли Вы, как будущие врачи, возможным выяснить точный диагноз, работая с пациентом и обследуя его только через Интернет?». Безусловно, подобное недоверие определяется отсутствием определенных знаний и доминированием у студентов младших курсов роли пациент в личностной интериоризации дихотомии врач - пациент. В то же время молодое поколение врачей, безусловно, - это поколение Интернета и цифровых технологий, без которых они не видят своего будущего. На вопрос «Рассматриваете ли Вы проведение медицинских онлайн консультаций как дополнение к своей будущей профессиональной деятельности?» абсолютное большинство респондентов дало положительный ответ (82,2 %; р < 0,01). Рассуждая о современных проблемах медицины с позиций пациента, студент развивает подсознательный опыт эмпатии и сострадания врача к пациенту. Поскольку, став врачами, вчерашние студенты-медики очень быстро занимают доминирующую позицию эксперта во взаимоотношениях с пациентами, забывая о страхах и сомнениях, которые испытывали сами до своего профессионального становления. Это наглядно демонстрирует затронутая в студенческой работе тема «ВИЧ-инфицированных врачей» (табл.). Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Вы попали на прием к ВИЧ-инфицированному врачу. Будете ли Вы испытывать страх при этом?» № Варианты ответов Число респондентов, % Р (между показателями юношей и девушек) девушки юноши 1 Нет 55,2 68,2 > 0,01 2 Страха не будет, но будет беспокойство 16,2 14,5 > 0,01 3 Да, буду испытывать страх 18,2 11,2 > 0,01 4 Другое - «Буду следить, чтобы у врача не было повреждений на коже (ранки, ссадины и т. п.)»; - «Смотря, какой врач, если стоматолог - уйду»; - «Не будет страха, если это не оперирующий хирург»; - «Для меня все зависит от специальности врача»; - «Вообще не будет страха, как врач, он должен предпринять все меры предосторожности» В этом же исследовании авторская анкета студентов содержала вопрос: «Стоит ли увольнять врача, получившего ВИЧ-инфекцию при выполнении профессиональных обязанностей?». Около половины респондентов (55,6 %) выбрали вариант ответа «его профессиональную деятельность стоит ограничить»: 10,2 % сочли инфицированного врача «опасным для окружающих» и потому подлежащему обязательному увольнению. Каждый третий респондент (33,4 %) посчитал, что инфицирование не повод для увольнения. Среди других вариантов ответов предлагались логичные суждения «смотря, какой специальности», «если терапевт, пусть работает» и т. п. Заинтересованные, с одной стороны, рассматриваемой в курсе биологии темой генетического консультирования, а с другой - философскими проблемами евгеники, усиленными историческими аспектами фашизма, студенты провели опрос на эту тему. Абсолютное большинство респондентов не принимают принципы евгеники, не считая ее наукой (89,7 %). Здесь позиции ясны и понятные студенту, как гражданину. Но другие вопросы авторской анкеты разделили респондентов в своих суждениях, которые отражали и гендерные различия. Например, студенты-юноши в своем большинстве уверены, что у них нет генассоциированных предикторов заболеваний (рис. 1). 1 (25) 2020 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Рис. 1. Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Есть ли у Вас генетические заболевания?»; по оси абсцисс - число респондентов, %; по оси ординат - варианты ответов Возвращаясь к этическим ценностям и моральному выбору, студенты демонстрируют единодушие, отрицая генетический контроль популяции (рис. 2). В то же время, обращаясь к практическим вопросам, например, связанным с планированием семьи, респонденты снова забывают о роли врача и проявляют гендерные различия (рис. 3). Здесь, как и в жизни, девушки проявляют большую озабоченность, чем юноши, задумываясь о здоровье будущих детей. Возможно, это связано с определенным юношеским романтизмом студентов-юношей, обусловленным возрастом, средний возраст респондентов (18,2 ± 1,4) года. Рис. 2. Структура представлений студентов о необходимости контроля человеческого генофонда; по оси абсцисс - число респондентов, %; по оси ординат - варианты ответов Рис. 3. Распределение респондентов при ответе на вопрос: «Планируете ли Вы обратиться к врачу-генетику при планировании семьи?»; по оси абсцисс - число респондентов, %; по оси ординат - варианты ответов Безусловно, в процессе обучения мнение студентов об этических проблемах медицины и биомедицинских исследований будет меняться под влиянием получаемых медицинских знаний. Задача гуманитарного образования в медицинском вузе состоит в том, чтобы это накопление знаний не становилось только средством к полу чению диплома, а было инструментом для профессиональной реализации врача, сострадающего, думающего о личных переживаниях своих пациентов. В этом состоит и практический интерес национальной системы здравоохранения, нацеленной на удовлетворенность пациентов предоставляемыми медицинскими услугами. 25 26 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1 (25)2020 Логическим продолжением этой работы явилось создание по инициативе Ученого совета ВолгГМУ в 2019 году Комиссии по социальногуманитарным направлениям научно-образовательной деятельности в медицине в НОМК «Южный» Минздрава России, председателем которой является профессор Н. Н. Седова. Цель работы Комиссии - интеграция образовательной и научной деятельности студентов медицинских вузов, входящих в кластер, а также педагогической и научной деятельности преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин. Комиссия должна способствовать активизации формирования медицинской культуры в условиях цифровой медицины и перехода к персонализированному здравоохранению. Теперь все мероприятия, направленные на поддержку и развитие медицинской гуманитари-стики в научно-образовательном пространстве высшей школы, проводятся вместе преподавателями, учеными и студентами медицинских вузов Астрахани, Волгограда, Краснодара и Ростова-на-Дону. Это и конкурсы студенческих работ по биоэтике, и конференция «Развитие потенциала социально-гуманитарных наук в формировании soft skills медицинских кадров Юга России» (Ростов-на-Дону, 27-28 февраля 2020 г.), и фокус-группы на тему «Online курсы по гуманитарным дисциплинам в медицинском вузе», и, конечно, первое в России совещание заведующих кафедрами социально-гуманитарных дисциплин медицинских вузов Юга России (Волгоград, 19.11.2019), рекомендации которого разосланы во все ведомственные высшие учебные заведения МЗ РФ. Для интеграции научной и методической работы в рассматриваемой научной области, внедрения ее результатов с 2008 года Волгоградским государственным медицинским университетом издается научный журнал «Биоэтика», с 2010 года включенный в Перечень рецензируемых изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации материалов диссертационных исследований. В редакционный совет журнала и редакционную коллегию вошли ученые ведущих медицинских вузов России и зарубежные исследователи, в том числе и выдающийся российский ученый профессор Юдин Борис Григорьевич. На страницах журнала обсуждаются этические проблемы медицины в междисциплинарном поле философии, социологии, медицинских наук. За это время усилиями кафедры биоэтики, философии и права с курсом социологии медицины изданы многочисленные учебные и методические пособия. Более того, авторский учебник по биоэтике для медицинских вузов заслуженного деятеля науки РФ, профессора Н. Н. Седовой получил федеральные и региональные премии и вошел в Золотой фонд образовательных ресурсов России. Заключение Практика учебной и научной работы в области биоэтики, продуктивная коллаборация преподавателей гуманитарных и медицинских дисциплин, успешная издательская деятельность, активное участие во всех международных научных и образовательных мероприятиях в области биомедицинской этики и здравоохранительного права позволяют рекомендовать опыт Волгоградского государственного медицинского университета в качестве модели формирования социальногуманитарного пространства медицинского образования для вузов Минздрава России.
×

About the authors

V. V Shkarin

Volgograd State Medical University

Email: fuv-ozz@yandex.ru
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Public Health and Health Care of the Institute of Continuing Medical and Pharmaceutical Education

A. D Donika

Volgograd State Medical University; Volgograd Medical Research Center

Email: addonika@yndex.ru
Doctor of Sociology, Professor, Associate Professor of the Disaster Medicine Department, Senior Researcher of ethical, judicial and sociological expertise in medicine Department, Volgograd Medical Research Center

P. R Yagupov

Volgograd State Medical University

Email: biosoc2008@yandex.ru
PhD, Associate Professor of the Department of Internal Medicine of Pediatric and Dental Schools

References

  1. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика. - 2015. - № 1 (15). - С. 58-60.
  2. Калякина Н.И. Биоэтические аспекты применения медицинских инноваций // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С. 49-50.
  3. Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. - 2011. - № 2 (8). - С. 26-25.
  4. Худякова Д.В. Биоэтика и современная медицинская практика: «благо» и «здоровье» // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. -№ 4-1. - С. 57-58.
  5. Чеканин И.М. Социально-психологический контент профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3 (часть 1). - С. 105.
  6. Седова Н.Н. Как преодолеть кризис медицинской гуманитаристики? // Биоэтика. 2019. - № 1 (23). - С. 3.
  7. Chen B., Goshen E., Kami T. Freedom of expression versus respect for the profession // UNESCO Chair in Bioethics 10th World Conference on Bioethics, Medical Ethics and Health Law, Jerusalem, Israel, January 6-8, 2015 / Program and Book of Abstracts. - P. 26-27.
  8. Shkarin V.V. et al. Ethical education in the medical university: European practice // Биоэтика (Bioethics). -2019. - № 2 (24). - С. 25-30.
  9. Sedova N.N. Methodology Connection Between Bioethics & Law // 23rd Annual of Worid Association for Medical Law (WAML) Congress. July 10-13, 2017, Baku, Azerbaijan // Book of Abstracts. - P. 99.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Shkarin V.V., Donika A.D., Yagupov P.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies