Humanitarian expertise in medical education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The current situation in higher medical education is characterized by a high degree of uncertainty. This is expressed in the trend of permanent revision of the educational load. So, in the late 90s, the subordination was abolished, most recently the higher medical school lost its internship, and now all the subjects studied are divided into core and non-core, and the latter are undergoing constant reductions in teaching hours. The humanities are especially affected, including the basis of the foundations of medical activity – bioethics. It seems that students are given professional knowledge, but they are not shown how to apply it, guided by the principles of humanism. In this regard, it is necessary to turn to the latest state documents that determine the direction of the moral training of young professionals and, above all, future doctors. Their analysis shows that the state is interested not only in training top-notch specialists, but in professionals morally oriented towards kindness, compassion and understanding.

Full Text

В начале этого года – 25 января – Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» [1]. Внесенные изменения направлены на укрепление культурного суверенитета России и на формирование соответствующего культурного статуса ее граждан. Утвержденные Президентом изменения развивают направления, зафиксированные в его Указе от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В соответствии с этим Указом особая роль отводится системе образования, а в январском Указе прямо констатируется: «подраздел "В области гуманитарных наук" изложить в следующей редакции:

В области социальных и гуманитарных наук.

Приоритетное развитие социальных наук как наук об обществе и межличностных отношениях внутри него и гуманитарных наук как наук о человеке, его внутреннем мире, духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере социальных и гуманитарных наук.

Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере социальных и гуманитарных наук».

Как может быть выполнено указание Президента в области высшего медицинского образования?

Очевидно, что основная нагрузка по реализации положений этого Указа ложится на плечи преподавателей гуманитарных наук, что не снимает ответственности и с преподавателей профильных дисциплин. Однако существует определенный отрыв в изучении профильных и непрофильных дисциплин, они пока не интегрированы в целостную модель подготовки будущих врачей.

Действительно, ответственность за обучение и воспитание по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей распространяется на весь педагогический коллектив вуза. В связи с этим целесообразно проведение гуманитарной экспертизы преподавания профильных дисциплин в медицинских образовательных учреждениях, по результатам которой можно было бы сформировать долгосрочную

Программу духовно-нравственного среднего профессионального, высшего додипломного и последипломного образования в системе подготовки медицинских работников всех уровней. Реализация такой Программы отвечала бы современным требованиям формирования позитивных социальных установок медицинских работников и активной жизненной позиции молодежи.

Проведение гуманитарной экспертизы можно организовать в несколько этапов:

  1. Создание рабочей группы из специалистов гуманитарных кафедр.
  2. Анализ рабочих программ специальных дисциплин на предмет ценностных составляющих учебного курса.
  3. Мониторинг уровня и содержания духовно-нравственных ориентаций обучающихся и преподавателей.
  4. Разработка рекомендаций для создания вышеуказанной Программы.

В настоящее время воспитательная функция реализуется, в основном, во внеучебной работе, необходимо усилить ее и в основной образовательной сфере – в учебном процессе, опираясь на ориентиры, сформулированные в Указе Президента. Для этого целесообразно провести методологические семинары для заведующих профильными кафедрами на тему «Гумантарное знание в подготовке врачей». В программу семинара можно включить:

  1. Краткую информацию заведующих гуманитарными кафедрами о тематике и содержании изучаемых на этих кафедрах предметах.
  2. Обсуждение вопроса о том, как эффективнее использовать полученные гуманитарные знания в изучении профильных предметов?
  3. Обсуждение вопроса о том, как лучше использовать специальные медицинские знания в преподавании гуманитарных предметов?

По результатам такого обсуждения целесообразно подготовить методическое пособие «Методы интеграции медицинского и гуманитарного знания в учебном процессе».

Нужно сказать, что в журнале «Биоэтика» подобные вопросы уже поднимались [2, 3, 4], но практических примеров подобной работы пока нет. Возможно, помочь в их решении сможет создаваемая по инициативе председателя Координационного совета по совершенствованию гуманитарного образования в медицинских вузах России профессора В.И. Моисеева Ассоциация медико-гуманитарного развития БРИКС (АМЕГРА). Редакция журнала будет активно способствовать работе этой структуры.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional Information

Funding source. The author states that there is no external funding for the study.

Competing interests. The author declares the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.

×

About the authors

Natalia N. Sedova

Volgograd State Medical University

Author for correspondence.
Email: nns18@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6775-0787
Scopus Author ID: 378269

Doctor of Philosophy, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Higher School of Medical Humanities of the Institute of Public Health of the Volga State Medical University of the Ministry of Health of Russia, member of the Russian Unit of the International Network of UNESCO Bioethics Departments, member of the RBC at the Commission of the Russian Federation for UNESCO, member of the IFT (International Forum of Teachers Bioethics), Volgograd, Russia

Russian Federation, Volgograd

References

  1. "On Amendments to the Fundamentals of State Cultural Policy, ap-proved by Decree of the President of the Russian Federation of De-cember 24, 2014 No. 808". Decree of the President of the Russian Federation of January 25, 2023 No. 35. (in Rus.) URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208.
  2. Kostenko S.A., Vlasov S.N. Network form of teaching bioethics. Bioetika = Bioethics. 2022;15(1):63–64. (in Rus.).
  3. Moiseev V.I., Moiseeva O.N. The fate of medical and humanitarian education in Russia. Bioetika = Bioethics. 2022;15(1):24–32. (in Rus.).
  4. Pronin M.A., Sedova N.N., Petrov A.V. Meeting of heads of departments of social and humanitarian disciplines of medical universities in Russia. Bioetika = Bioethics. 2021;14(1):63–65. (in Rus.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Sedova N.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies