Bioethics and network education in medical universities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The issues of teaching bioethics are widely discussed all over the world nowadays. On the pages of our magazine, much attention was also paid to this problem [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. But life does not stand still, and new teaching methods require a careful approach to their implementation in the practice of higher education. In this regard, the practical component is very important for teaching bioethics students – trainings, role-playing games, any interactive forms of classes. These are well-known distinctive features of this training course. But, as it seems to us, until now our universities do not pay due attention to such a form as network education in the field of bioethics. And it is here that it can play an important role.

Full Text

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 2020 г.) появилась Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», в которой говорится: «1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой». Что это означает для преподавания биоэтики?

Основное – это возможность синтеза знаний из разных курсов. Дело в том, что до сих пор у нас содержание лекционного материала и методическое обеспечение процесса изучения биоэтики не скоординировано между медицинскими вузами, где эта дисциплина изучается как обязательная. Да, есть примерные Программы, которые рекомендует Координационный совет по медицине и здравоохранению Министерства науки и высшего образования РФ, но в этом совете нет ни одного специалиста по биоэтике. И в каждом вузе преподаватели сами реализуют в учебном процессе то, что они, как специалисты, считают нужным. Это хорошо. Биоэтика многолика и каждый находит в ней то, что ему близко и понятно. И здесь как раз обмен лекциями, совместные практические занятия студенческих групп из разных вузов, наконец, индивидуальное обучение студента данному предмету в другом вузе дает возможность составить более полное представление о биоэтике, познакомиться с проблемами и примерами из разных ее областей, с оригинальными разработками профессоров и преподавателей из разных регионов.

Цифровая информационная среда, в которой успешно работают наши студенты, делает сетевое образование в области биоэтики вполне доступным для каждого. Мы понимаем, что до сих пор в медицинских вузах сетевая форма практикуется редко, но можно не переходить к ней целиком, а ограничиться одним предметом. И биоэтика в этом имеет большие возможности как для учебной, так и для научной работы студентов.

Мы предлагаем всем специалистам в области биоэтики сотрудничество. Присылайте в редакцию журнала предложения о том, с каким вузом, с каким лектором Вы бы хотели поработать по сетевому принципу. Какие темы лекций, практических занятий, тренингов и т. п. можете предложить студентам других вузов, а какие учебные материалы своих коллег хотели бы предложить своим студентам и аспирантам. Мы будем рады опубликовать такие предложения.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional info

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The author declares that they have no competing interests.

×

About the authors

Vladimir I. Petrov

Volgograd State Medical University

Author for correspondence.
Email: biosoc@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0258-4092
Scopus Author ID: 7402843021

President, Head of the Department of Clinical Pharmacology and Intensive Care, Chief Freelance Specialist – Clinical Pharmacologist of the Ministry of Health of Russia, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Doctor of the Russian Federation, Doctor of Medical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences

Russian Federation, Volgograd

References

  1. Andriyanova E.A., Katrunov V.A., Kuznetsova M.N. Bioethical paradigm of medical education. Bioetika = Bioethics. 2010;3(1):26–30. (in Rus.).
  2. Sedova N.N. Education in the field of bioethics as an in-ternational problem. Bioetika = Bioethics. 2012;5(2):22–26. (in Rus.).
  3. Bermant-Polyakova O.V. On the psychodynamic ap-proach to teaching bioethics to students of medical uni-versities. Bioetika = Bioethics. 2015;8(1):30–34. (in Rus.).
  4. Sedova N.N. The fate of bioethics in medical education in modern Russia is under threat. Bioetika = Bioethics. 2018;11(1):6–7. (in Rus.).
  5. Petrov A.V., Kostenko O.V. New opportunities for bio-ethical training of future doctors. Bioetika = Bioethics. 2019;12(1):59–60. (in Rus.).
  6. Moiseev V.I., Moiseeva O.N. The fate of medical and humanitarian education in Russia. Bioetika = Bioethics. 2022;15(1):24–32. (in Rus.).
  7. Kostenko S.A., Vlasov S.N. Network form of teaching bioethics. Bioetika = Bioethics. 2022;15(1):63–64. (in Rus.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Petrov V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies