Биоэтика и сетевое образование в медицинских вузах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопросы преподавания биоэтики в наше время широко обсуждаются во всем мире. На страницах нашего журнала этой проблеме также уделялось большое внимание [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Но жизнь не стоит на месте, и новые методы преподавания требуют внимательного подхода к их внедрению в практику высшего образования. В этом отношении при обучении студентов предмету «Биоэтика» очень важна практическая составляющая: тренинги, ролевые игры, любые интерактивные формы проведения занятий. Это известные отличительные особенности данного учебного курса. Но, как нам кажется, до сих пор в наших вузах не уделяется должного внимания такой форме, как сетевое образование в области биоэтики. А именно здесь оно может играть важную роль.

Полный текст

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 2020 г.) появилась Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», в которой говорится: «1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой». Что это означает для преподавания биоэтики?

Основное – это возможность синтеза знаний из разных курсов. Дело в том, что до сих пор у нас содержание лекционного материала и методическое обеспечение процесса изучения биоэтики не скоординировано между медицинскими вузами, где эта дисциплина изучается как обязательная. Да, есть примерные Программы, которые рекомендует Координационный совет по медицине и здравоохранению Министерства науки и высшего образования РФ, но в этом совете нет ни одного специалиста по биоэтике. И в каждом вузе преподаватели сами реализуют в учебном процессе то, что они, как специалисты, считают нужным. Это хорошо. Биоэтика многолика и каждый находит в ней то, что ему близко и понятно. И здесь как раз обмен лекциями, совместные практические занятия студенческих групп из разных вузов, наконец, индивидуальное обучение студента данному предмету в другом вузе дает возможность составить более полное представление о биоэтике, познакомиться с проблемами и примерами из разных ее областей, с оригинальными разработками профессоров и преподавателей из разных регионов.

Цифровая информационная среда, в которой успешно работают наши студенты, делает сетевое образование в области биоэтики вполне доступным для каждого. Мы понимаем, что до сих пор в медицинских вузах сетевая форма практикуется редко, но можно не переходить к ней целиком, а ограничиться одним предметом. И биоэтика в этом имеет большие возможности как для учебной, так и для научной работы студентов.

Мы предлагаем всем специалистам в области биоэтики сотрудничество. Присылайте в редакцию журнала предложения о том, с каким вузом, с каким лектором Вы бы хотели поработать по сетевому принципу. Какие темы лекций, практических занятий, тренингов и т. п. можете предложить студентам других вузов, а какие учебные материалы своих коллег хотели бы предложить своим студентам и аспирантам. Мы будем рады опубликовать такие предложения.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional info

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The author declares that they have no competing interests.

×

Об авторах

Владимир Иванович Петров

Волгоградский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: biosoc@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0258-4092
Scopus Author ID: 7402843021

президент, заведующий кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии, главный внештатный специалист – клинический фармаколог Минздрава России, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН

Россия, Волгоград

Список литературы

  1. Андриянова Е.А., Катрунов В.А., Кузнецова М.Н. Биоэтическая парадигма медицинского образования // Биоэтика. 2010. № 3 (1). С. 26–30.
  2. Седова Н.Н. Образование в области биоэтики как интернаци-ональная проблема // Биоэтика. 2012. № 5 (2). С. 22–26.
  3. Бермант-Полякова О.В. О психодинамическом под-ходе к преподаванию биоэтики студентам медицин-ских университетов // Биоэтика. 2015. № 8 (1). С. 30–34.
  4. Седова Н.Н. Судьба биоэтики в медицинском образо-вании современной России под угрозой // Биоэтика. 2018. № 11 (1): С. 6–7.
  5. Петров А.В., Костенко О.В. Новые возможности био-этической подготовки будущих врачей // Биоэтика. 2019. № 12 (1). С. 59–60.
  6. Моисеев В.И., Моисеева О.Н. Судьба медико-гуманитарного образования в России // Биоэтика. 2022. № 15 (1). С. 24–32.
  7. Костенко С.А., Власов С.Н. Сетевая форма препода-вания биоэтики // Биоэтика. 2022. № 15 (1). С. 63–64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петров В.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.