Том 11, № 1 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 13
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/issue/view/3213
Весь выпуск
Статьи
Судьба биоэтики в медицинском образовании современной России под угрозой
Аннотация
Преподавание биоэтики в медицинских вузах России в настоящее время искусственно ограничивают. Это связано с финансовыми проблемами вузов. Но, решая их, мы провоцируем появление отдаленных негативных последствий. Они будут выражаться в этической некомпетентности будущих врачей, на которую уже сейчас жалуются пациенты. В связи с внедрением в медицинскую практику новых биотехнологий резко возрастает роль этической экспертизы их применения. Отсутствие биоэтической подготовки у выпускников вузов не позволит проводить такую экспертизу качественно. Это влечет за собой риски как для отдельных пациентов, так и для системы здравоохранения в целом. Необходимо повысить статус биоэтики как обязательной дисциплины в подготовке будущих врачей, создать адекватное современным требованиям научно-методическое обеспечение учебных курсов по данной дисциплине, согласовать примерные программы и организовать подготовку квалифицированных кадров преподавателей. Автор предлагает провести совещание заведующих кафедрами социальных и гуманитарных дисциплин медицинских вузов для обсуждения этих и других аналогичных проблеем гуманитарной подготовки будущих врачей.
Биоэтика. 2018;11(1):6-7



Трансформация этических норм в обществе в эпоху внедрения в жизнь новейших технологий
Аннотация
Развитие современной медицины напрямую зависит сегодня от биомедицинских технологий. Человеческая жизнь начинает все больше зависеть не только от личности врача (его знаний и опыта), но и от уровня развития технологий, наличия доступа к ним. В связи с этим постепенно меняется вся картина взаимодействия врача и пациента, трансформируются этические нормы, регулирующие эти взаимоотношения. Наиболее ярко и выпукло эти изменения можно наблюдать в области трансплантологии и органного донорства. Зависимость развития органного донорства от человеческого фактора, а именно наличия/нехватки донорских органов задаёт особую этическую напряженность. Надежды и опасения, связанные с внедрением в жизнь новейших технологий, отражается в кино и литературе, в том числе научной фантастике. Каким образом медицина будущего будет решать этические проблемы, связанные с будут органным донорством, будет ли найдена альтернатива - вопрос, волнующий не только медиков, но и философов и этиков.
Биоэтика. 2018;11(1):8-12



О противоречивой связи биоэтики и события (медикализации социума и социализации медицины)
Аннотация
В статье показывается, что существует противоречивая связь биоэтики и события. Это положение обусловлено событием медикализации социума и социализацией медицины с одной стороны и существованием биоэтики с другой. Предлагается концептуальная разработка проблемы связи события и биоэтики, определения герменевтики этой связи с позиций экзистенциальноонтологической феноменологии. Связь биоэтики и события выявляется с помощью интуиции, которая распознается феноменологически. Их связь выступает как противоречивое единство двух сторон. Их противоречие экзистенциально-и-диалектично. Это означает, что сущностно-онтологический строй их связи экзистенциален. Событие и биоэтика выступают как экзистенциалы. Но их экзистенциальные качества не должны обобщаться, ибо нередко имеет место сущностно-экзистенциальная расщепленность связи. Причиной расщепленности и расхождения является событие, что предполагает человеческое участие. Биоэтика и событие являются антропологосущими экзистенциалами. Они связаны между собой сущностной связью. И здесь возникает традиционный вопрос о сущности антропологосущего. Последняя гарантируется опытом ее экзистенциальной основы. Это приводит к первоначальной сущности связи события и биоэтики. Здесь проявляется экзистенция. Она является основанием для возможности сущностной связи биоэтики и события. Сущность их связи определяется экзистенциальной сущностью антропологосущего. Она понимается как зависимая от экзистенции антропологосущего, от экзистенциального его поведения. Антропологосущее есть онтологическая совокупность экзистенциальных поступков-поведения каждого человека и всего человечества. При этом биоэтика является экзистенциально-онтологическим феноменом, присущим жизненному миру антропологосущего. Делается вывод о том, что противоречивый и единый континуум события-биоэтики существует экзистенциально. Биоэтика и событие участвует друг в друге. А их взаимоотношения ассиметричны и сопровождаются напряжением, которое инициирует их взаимодействие.
Биоэтика. 2018;11(1):13-16



Принцип «этичное - значит точное» как основа этоса биомедицины
Аннотация
Принцип «этичное - значит точное» предполагает, что только при соблюдении этически правильных подходов к живому объекту возможно получение точной информации о нем. Ранее, проблема следования этическим нормам в биологии традиционно рассматривается в контексте требований этических комитетов по соблюдению определенных формальных правил работы с животными. В настоящей работе предпринята попытка обоснования необходимости соблюдения этически адекватных подходов к биологическому эксперименту как необходимого условия получения точной научной информации о живом объекте. Этически адекватными предполагаются подходы этологии, которая рассматривает животное в естественных, природных условиях. Этот подход восходит к этике натуралистики, что означает возвращение дистанционного наблюдения за живым объектом как основание получения точной информации о его структуре и функции.
Биоэтика. 2018;11(1):17-22



Медицинское право, биоэтика и мультикультурализм как сферы тесного сотрудничества ВАМП и ЮНЕСКО
Аннотация
Медицинское право и биоэтика - это новые научные дисциплины, появившиеся в конце прошлого столетия как ответ на вызовы и технологические преобразования в сфере человеческой деятельности в областях медицины, здравоохранения и биологии. Для консолидации усилий ученых на глобальном уровне очень важным является совместное обсуждение актуальных проблем в рамках различных международных организаций в целях поиска общих решений и предложений, которые могли бы быть полезны в различных странах и во всем мире. Активное международное научное сотрудничество становится ключевым инструментом для успешного решения многих проблем в сегодняшнем быстро меняющемся мире, что актуализирует значение Мультикультурализма как платформы уважения общечеловеческих ценностей совместно с особенностями различных культур. Всемирная Ассоциация Медицинского Права (ВАМП) была создана в 1967 году в Генте, Бельгия с целью подробного изучения мультикультуральных вопросов в области медицинского права. ЮНЕСКО - одна из самых больших организаций ООН и самая авторитетная международная организация в области науки, образования и культуры, провозгласившая биоэтику и мультикультурализм своими приоритетами деятельности. Первая сессия Генеральной Конференции ЮНЕСКО прошла в Париже в 1946 году. Несмотря на непрямое ассоциативное членство ВАМП в ЮНЕСКО в качестве неправительственной профессиональной международной организации, активного сотрудничества и взаимодействия между этими двумя организациями в последние годы не наблюдалось. 23-й конгресс ВАМП в Баку, Азербайджане в июле 2017 года под названием “Медицинское право, биоэтика и мультикультурализм” стал важной вехой для активного взаимодействияэтих международных организаций.
Биоэтика. 2018;11(1):23-27



Этические проблемы при проведении гигиенических исследований в современной России
Аннотация
В статье рассматриваются этические проблемы, возникающие при проведении научных гигиенических исследований в современной России. Изменение социальноэкономических условий в стране (появление предприятий различных форм собственности, незаинтересованность работодателя в оценке условий труда и, соответственно, разработке мероприятий по профилактике заболеваний; главенство понятий «права человека» и «добровольное согласие» при организации гигиенических исследований; иногда отсутствие заинтересованности административных структур в получении реальных показателей состояния здоровья исследуемых, что зачастую влечет необходимость разработки в соответствии с законодательством страны и внедрения мероприятий, требующих организационных и дополнительных материальных затрат) явилось причиной формирования новых подходов и новых условий для решения научных задач в системе гигиенист (исследователь) -испытуемый (здоровый человек). Авторы определяют этические проблемы, возникающие при проведении? (применении?) санитарно-гигиенических, физиологических, социологических и математических методов в реальных условиях производства и жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, отсутствие заинтересованности испытуемого в проведении того или иного исследования и, часто, возможности эффективного убеждения в необходимости проведения той или иной исследовательской процедуры в связи с недостаточным уровнем образованности и мотивированности. Часто это нежелание работодателя «выносить сор из избы» при получении по результатам гигиенических исследований негативных результатов в динамике состоянии я здоровья или при выявлении факторов риска здоровью работающих на производстве, в учреждениях образования и т.п. Решение этих проблем зачастую базируются на неформальном общении с испытуемым, его поощрением в виде бонусов различного характера и при отсутствии официальных разрешительных документов. В статье аргументируется актуальность дискуссии об этических принципах проведения научных исследований в профилактической медицине.
Биоэтика. 2018;11(1):28-31



Лидерство в медицине: риски этических конфликтов
Аннотация
В статье обсуждается проблема этических конфликтов в медицине. Рост юридических конфликтов в медицинской практике во многом обусловлен ростом этических конфликтов. Поскольку центральной фигурой медицинского коллектива является его руководитель, мы провели исследование его личностных качеств с целью выявления факторов риска этических конфликтов. Проведенный обзор литературы в рассматриваемом проблемном поле показал, что лидерство в медицине имеет свои особенности, связанные как со спецификой деятельности, так и гендерной асимметрией профессионального поля. Изучение ролевых характеристик лидера в медицинском коллективе проведено на модели врачей, стаж работы в руководящей должности которых - 7±1,3 лет. Исследование выполнено в категориальном поле социологии медицины с использованием методов контент-анализа, включенного наблюдения, социологического опроса и интервьюирования, а также психодиагностических методик (В.В.Синявского и Б.А.Федоришина, Д.Я.Райгородский, Шуберта, В.В.Бойко, М.Снайдера и др.). Проведенное исследование позволило выявить этические факторы риска у 20-25% руководителей. Сделан вывод о необходимости внедрения в систему непрерывного профессионального образования медицинских специалистов методического блока биоэтической направленности, позволяющего формировать необходимые этические ценности и установки лидера в условиях образовательной среды.
Биоэтика. 2018;11(1):32-35



Дебрифинг как психотехнология помощи жертвам войн, террористических актов и катастроф: Биоэтические аспекты
Аннотация
Статья посвящена проблемам психологической поддержки и реабилитации военнослужащих и жертв войны. Анализируются возможности и ограничении дебрифинга как формы психологической поддержки и профилактики тяжелых последний военного стресса, посттравматического стрессового расстройства и других нарушений. Рассматриваются основные механизмы дебрифинга, его функции. Особое внимание обращается на проблему социального обмена переживаниями, ее роль в преодолении негативных последствий военных травм, а также роль и функции социального обмена переживаниями в реконструкции событий войн, катастроф и терактов. Описываются условия эффективности психологического дебрифинга, его проблемы. Отмечается, что опыт переживания трансординарных событий, в том числе длительного пребывания в них, может быть весьма ценным для человека и сообщества, требует своего изучения, осмысления, не только приводит к хронической травматизации и нарушениям психосоматического и психического здоровья, но, при правильном осмыслении, определяет возможности нравственно-психологического развития человека как творца своей жизни. В статье проанализированы результаты исследований социального обмена (разделения) переживаний в дебрифинге и других исследованиях социально-психологического консультирования. В рассмотренных работах он выступает как процесс социального обмена или «разделения» субъектами смыслов своей жизнедеятельности, переживаний и представлений о ней. Успешность такого обмена, его эффективность и продуктивность связана с формированием и развитием отношений партнерства и взаимной поддержки. Очень важными являются условия достижения психологической безопасности и направленности на развитие субъектов диалога. Центральный биоэтический аспект помощи жертвам войн, террористических актов, катастроф и иных психотравмирующих событий - учет интересов самих пострадавших и защита интересов социума, сохранение и развитие социальных отношений.
Биоэтика. 2018;11(1):36-43



Религиозность как фактор формирования биоэтического мировоззрения пациентов
Аннотация
В статье изложены результаты исследования морально-нравственных и биоэтических представлений верующих и неверующих пациентов для оценки влияния религиозности на формирование биоэтического мировоззрения и морально ответственного отношения к использованию (потреблению) медицинских услуг. Проведенный компаративный анализ морально-нравственных и биоэтических представлений пациентов с религиозным (53,0%) и нерелигиозным (47,0%) типом мировоззрения выявил статистически значимое расхождение по всем 15-ти переменным, характеризующим морально-нравственное состояние личности пациентов. Результаты анализа позволили установить различия в отношении пациентов ко всем 7-ми анализируемым биомедицинским технологиям: экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, клонированию человека, трансплантации органов, терапии фетальными клетками, искусственному прерыванию беременности и эвтаназии. Отношение к биомедицинским технологиям религиозных пациентов является биоэтически ответственным и строится на моральных основаниях, имеет моральное значение и наполнено моральным смыслом. Религиозность способствует более глубокому пониманию пациентами смысла биоэтических дилемм и морально ответственному отношению к медицинским вмешательствам в жизнь и смерть человека. Полученные результаты позволяют утверждать о том, что религиозность, являясь фактором формирования биоэтического мировоззрения пациентов, выступает этическим регулятором практики применения биомедицинских технологий.
Биоэтика. 2018;11(1):44-50



Овладение принципами деонтологии через игровые технологии
Аннотация
Актуальной задачей профессионального обучения студентов является развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. В педагогической практике используются активные и интерактивные методы обучения. Изучено влияние ролевой игры на формирование и усвоение деонтологических принципов среди студентов медицинского вуза. Исходный уровень знаний по принципам деонтологии выявил 48% правильных ответов. После ролевой игры и обсуждения основных деонтологических принципов взаимоотношения врач - пациент, врач - медицинская сестра, степень усвоения материала оценивалась в 79% правильных ответов. Установлено, что применение ролевых игр закрепляет профессиональные навыки, раскрывает творческие способности студентов и умение находить решения в различных клинических ситуациях. Овладение студентами деонтологическими принципами поведения позволяет не допускать конфликтных ситуаций в дальнейшей самостоятельной работе. Результаты проведенного исследования показали высокую эффективность использования игровых технологий в учебном процессе.
Биоэтика. 2018;11(1):51-53



О значении мониторинга немедицинских ожиданий хирургических пациентов
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования 197 пациентов, получивших стационарное лечение в “Узловой больнице на станции Владикавказ ОАО “РЖД”. В анкету вошли 26 вопросов, структурированных по уровням работы и отражающих параметры немедицинских ожиданий пациентов. В I группу были включены 85 пациентов хирургического профиля, а во II группу - 112 терапевтических пациентов. В результате: в I группе были получены достоверно худшие показатели удовлетворенности пациентов уровнем социально-бытовых условий при получении медицинской помощи и соблюдением их прав. Средние коэффициенты удовлетворенности пациентов в группах составили 0,92±0,02 и 0,98±0,02, что в целом характеризует уровень социальной эффективности больницы, как высокий. Для повышения уровня отзывчивости системы здравоохранения в больнице были внедрены меры образовательного, экономического, дисциплинарного и научно-публицистического характера. Структурированный подход к организации популяционных исследований среди отдельных групп пациентов, позволяет выявить скрытые дефекты в системе обеспечения немедицинских ожиданий населения и организовать их целевое устранение.
Биоэтика. 2018;11(1):54-59



РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА
Биоэтика. 2018;11(1):60-60



ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
Биоэтика. 2018;11(1):61-63


