Духовно-нравственные ориентиры Медицинских работников и пациентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье изложены результаты исследования комплементарности ценностных ориентаций медицинских работников и пациентов как условия формирования партнерских отношений в медицине. Полученные данные позволили установить принципиальное сходство в мировоззренческих взглядах медицинских работников и пациентов. Большинство медицинских работников (85,4%) и пациентов (71,7%) осознают свою принадлежность к православной культуре и признают необходимость сохранения в России традиционных религиозных ценностей (88,5% и 72,1% соответственно). На практике применение норм религиозной морали допускает лишь очень малое их число -9,7% медицинских работников и 19,5% пациентов. Различия в духовно-нравственных ориентирах заключаются лишь в разной степени распространенности основных жизненных позиций и нравственных убеждений. Выявленное единство духовно-нравственных ориентиров медицинских работников и пациентов позволяет надеяться на успешное формирование в будущем новой, партнерской, модели моральных отношений в медицине.

Полный текст

Введение. Проводимые в отечественном здравоохранении с середины прошлого века структурные и функциональные изменения с быстрым внедрением в медицинскую практику достижений научно-технического прогресса актуализировали проблему обеспечения населения качественной и безопасной медицинской помощью. Оказание медицинской помощи в условиях многоуровневой и многокомпонентной системы здравоохранения с широким кругом вовлеченных в этот процесс специалистов стало одной из причин повышения «риска возникновения неблагоприятных последствий медицинских вмешательств» [6, с. 23]. Другая важная причина связана с отставанием духовно-нравственного развития современного человека от быстрых темпов информационнотехнологического прогресса, что в медицине вызвало появление разрыва между технической и этической компетентностью медицинских работников. Недостаточный уровень биоэтического образования, низкая коммуникативная и этическая компетентность медицинских работников [5, c. 5] обусловили «рост напряженности в отношениях» с пациентами [8, с. 154]. Вместе с тем, этическое сознание в условиях применения передовых биомедицинских технологий необходимо не только медицинским работникам, но «и тем, кто эти технологии использует, то есть рядовым гражданам» [9, с. 9]. От степени подготовленности врачей и пациентов к осуществлению эффективного социального взаимодействия, построенного на взаимном понимании, уважении и доверии, зависит результативность функционирования всей системы «потребитель - производитель конкретной медицинской услуги» в целом [1, с. 159]. Изучение этической компетентности медицинских работников и пациентов приобретает особо важное прикладное значение в контексте формирования новой модели моральных отношений в медицине - партнерского типа социального взаимодействия [2, с. 58]. Все вышесказанное и определило актуальность темы исследования: изучение ценностных ориентаций основных участников лечебнодиагностического процесса - медицинских работников и пациентов, комплементарность духовнонравственных ценностей которых является одной из предпосылок формирования партнерских отношений в медицине. Решение данной проблемы явилось целью настоящего медико-социологического исследования. Методы. Предметом исследования являются духовно-нравственные ориентиры медицинских работников и пациентов. Программа исследования представлена статистическими картами «Анкета для изучения биоэтических представлений медицинских работников» и «Анкета для изучения биоэтических представлений пациентов». Они разработаны на основе 30 методики, предложенной сотрудниками кафедры биомедицинской этики РГМУ (г. Москва) Л.Б. Ляуш, В.И. Сабуровой, И.В. Силуяновой, Н.А. Сушков 2002г. и представленной 20-пунктным опросником [3]. Модифицированная версия анкеты включает три основных части и заключительную (паспортную) часть, характеризующую статус опрашиваемых (5 вопросов). Первая часть анкеты посвящена определению религиозной и конфессиональной принадлежности (2 вопроса), вторая - морально-нравственной характеристике (15 вопросов), третья - отношению к биомедицинским технологиям (18 вопросов). Всего 40 вопросов. По характеру проведения исследование является не экспериментальным, аналитическим, с использованием индивидуальных данных, по времени -поперечным, одномоментным. Изучение ценностных ориентаций пациентов проведено выборочным методом путем анкетирования лиц старше 18 лет, обратившихся в 10 амбулаторнополиклинических учреждений г. Архангельска и Архангельской области в марте 2015 года и давших добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Включение респондентов в выборочную совокупность осуществлялось методом простой случайной выборки. Сбор статистического материала проводился независимыми интервьюерами, имеющими незаконченное высшее медицинское образование. После проверки полноты и качества заполнения всех пунктов программы в исследование было включено 513 анкет. Половой состав опрошенных пациентов преимущественно представлен женщинами (62,0%; 95% ДИ: 57,7-66,1). По возрастным группам они распределились следующим образом: до 30 лет -26,7%; 30-39 лет - 23,2%; 40-49 лет - 20,1%; 50-59 лет -12,9%; 60 лет и старше-27,1%. Средний возраст пациентов составил 41,5 лет. Каждый второй пациент является семейным (51,3%; 95% ДИ: 47,0-55,6) работающим (53,8%; 95% ДИ: 49,5-58,1) человеком. По уровню образования пациенты распределились следующим образом: среднее общее - 35,5%, среднее профессиональное - 40,5%, высшее - 24,0%. Для изучения ценностных ориентаций медицинских работников выборочным методом в марте 2016 года было проведено анкетирование врачей и медицинских сестер, работавших в 10 государственных медицинских организациях системы первичной медико-санитарной помощи здравоохранения Архангельской области и давших добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Включение участников исследования в выборочную совокупность осуществлялось методом квотной выборки по 4 статистическим параметрам: пол, возраст, образование, место работы (город, село). Сбор статистического материала проводился независимыми интервьюерами, имевшими незаконченное высшее медицинское образование. После проверки полноты и качества заполнения всех пунктов программы в исследование было включено 485анкет. В структуре опрошенного контингента врачи составили 40,6%, медицинские сестры - 59,4%; соотношение «врач - медицинская сестра» равнялось 1:1,4. Возрастно-половой состав в основном представлен женщинами (86,8%), находящимися в наиболее активном периоде трудовой деятельности. Средний возраст опрошенных составил 42,9 лет; средний стаж работы - 20,2 года. По возрастным группам медицинские работники распределились следующим образом: до 30 лет - 56 чел. (11,5%); 30-39 лет - 135 чел. (27,8%); 40-49 лет - 158 чел. (32,6%); 5059 лет - 93 чел. (19,2%); 60 лет и старше - 43 чел. (8,9%). По образованию они разделились примерно на две равные группы, имеющие высшее (48,0%) и среднее профессиональное (52,0%) медицинское образование. Местом работы участников исследования явились областные, городские (83,9%) и сельские (16,1%) больницы. Статистический анализ проводился с помощью расчета количественных и качественных переменных. Различия в этических установках медицинских работников и пациентов определялись на основании статистически значимых различий методом Хи-квадрат Пирсона. Критический уровень значимости принят равным 0,05. Расчет 95%о-ых доверительных интервалов (ДИ) проводился методом Fisher. Обработка статистических данных осуществлялась с помощью пакета прикладных программ SPSS ver. 21 и WinPEPI. Результаты. К религиозным людям себя отнесли только 43,3% медицинских работников (пациенты -53,0%), однако православное христианство как основу своих мировоззренческих взглядов избрало вдвое большее число- 85,4% (пациенты - 71,7%). Таблица 1 Религиозная и конфессиональная принадлежность медицинских работников и пациентов (%, 95% ДИ) Религиозная и конфессиональная принадлежность Медработники 1 группа, n= 485 Пациенты 2 группа, n = 513 2 p-уровень 1. Религиозность да* нет затруднились ответить* 43,3 (39,0-47,7) 30,5 (26,6-34,8) 26,2 (22,5-30,3) 53,0 (48,757,3) 31,2 (27,335,3) 15,8 (12,919,2) X2 =9,43,p = 0,002 t = 0,05, p = 0,81 t =16,33, p = 0,00 2. Религиозное (атеистическое) мировосприятие как основа мировоззрения православие* другие религиозные конфессии атеизм затруднились ответить* 85,4 (81,9-88,2) 2,9 (1,7-4,8) 3.3 (2,0-5,3) 8.4 (6,3-11,3) 71.7 (67,775,5) 2,5 (1,5-4,3) 5.7 (4,0-8,0) 20,1 (16,823,8) t = 27,2,p = 0,00 x2= 0,118, p=0,732 t = 3,2, p = 0,07 t2 = 27,2,p = 0,00 Всего 100,0 100,0 Примечание: * - статистически значимые различия между 1 и 2 группами (p < 0,05) Для характеристики духовно-нравственного состояния личности медицинских работников и пациентов мы использовали 15 переменных, объединенных в 2 блока. Первый блок включал 8 переменных и отражал наиболее общие этические представления медицинских работников и пациентов о взаимосвязи религии, морали и медицины. Духовно-нравственное состояние личности медицинских работников отличает устойчивый интерес к проблемам морали. О них постоянно размышляет большинство (70,5%) медицинских работников и только 55,4% пациентов. И хотя происхождение морали медицинские работники склонны объяснять 31 человеческой- 59,0% (пациенты -46,8%),а не божественной природой - 12,6%(пациенты - 21,3%), однако связь морали и религии признает каждый второй медицинский работник (52,4%) и пациент (48,0%) (табл 2). Таблица 2 Этические представления медицинских работников и пациентов о религии, морали и медицине (%, 95% ДИ) Этические представлены я и их вариации Медработни ки 1 группа, n = 485 Пациенты 2 группа, n = 513 t2 pуровень 1. Проблемы морали являются предметом постоянных размышлений да* иногда* нет* затруднились ответить* 70,5 (66,374,4) 24,1 (20,528,1) 2.7 (1,6-4,5) 2.7 (1,6-4,5) 55.4 (51,0-59,6) 31.4 (27,5-35,5) 6,0 (4,3-8,5) 7,2 (5,2-9,7) t2=24,48, p=0,001 t2=6,53, p= 0,01 t2=6,68, p=0,01 t2=10,76, p=0,001 2. Добрачное целомудрие является достоинством человека да* нет затруднились ответить 48.5 (44,052,9) 31,7 (27,836,0) 15.6 (12,718,9) 57.7 (53,4-61,9) 26.7 (23,1-30,7) 19.8 (16,5-23,6) X2=8,561, p=0,003 t2= 3,074, p= 0,08 t2=3,027, p=0,082 3. Жизнь человека начинается с момента зачатия да нет* затруднились ответить* 68,9 (64,672,8) 23,1 (19,627,1) 8,0 (5,9-10,8) 64.5 (60,3-68,5) 30.6 (26,8-34,7) 4,9 (3,3-7,1) *2=2,116, p=0,146 t2=7,144, p=0,008 t2=4,169, p=0,041 4. Происхождение морали имеет божественную природу да* нет* никогда не задумывались затруднились ответить 12,6 (9,915,8) 59,0 (54,563,3) 17,5 (14,421,2) 10,9 (8,414,0) 21,3 (17,9-25,0) 46.8 (42,5-51,1) 18,1 (15,0-21,7) 13.8 (11,1-17,1) t2=13,26, p=0,000 X2=14,85, p=0,000 t2=0,062, p=0,804 *2=1,943, p=0,163 5. Мораль и религия тесно связаны между собой да нет затруднились ответить* 52,4 (47,9-56,8) 33.8 (29,8-38,1) 13.8 (11,0-17,2) 48,0 (43,7-52,3) 29,6 (25,8-33,7) 22,4 (19,0-26,2) *2=1,946, p=0,163 *2=2,018, p=0,155 *2=12,37, p=0,000 6. Медицина связана с моралью и зависит от моральных установок общества да* нет* затруднились ответить 51,5 (47,156,0) 26,4 (22,730,5) 22,1 (18,625,9) 42.1 (37,9-46,4) 35,7 (31,7-39,9) 22.2 (18,8-26,0) *2=8,928, p=0,003 *2=10,01, p=0,002 *2=0,004, p=0,951 7. Религия должна вмешиваться в медицину да* нет затруднились ответить* 9,7(7,4-12,7) 74,0 (69,977,7) 16,3 (13,319,8) 19,5 (16,3-23,1) 70,4 (66,3-74,2) 10,1 (7,8-13,0) *2=19,07, p=0,000 *2=1,653, p=0,199 *2=8,275, p=0,004 8. Собственные религиозные взгляды влияют на принятие решений, связанных с оказанием (использованием) медицинских услуг да 20,8 (17,5- 24,8 (21,2-28,7) *2=2,186, нет 24,7) 64,9 (60,7-68,9) p=0,139 затруднились 67,4 (63,1- 10,3 (7,9-13,3) *2=0,701, ответить 71,4) p=0,402 11,8 (9,2- *2=0,513, 14,9) p=0,474 Всего 100,0 100,0 Примечание: * - статистически значимые различия между 1 и 2 группами(р < 0,05) Второй блок второй части анкеты включал 7 переменных и отражал этические оценки относительно состояния российского общества и здравоохранения (табл.3). Таблица 3 Этические оценки медицинских работников и пациентов относительно состояния российского общества и здравоохранения(%, 95% ДИ)_ Этические оценки и их вариации Медработники 1 группа, n =485 Пациенты 2 группа, n = 513 t2 p-уровень 1. Сохранение традиционных религиозных ценностей является необходимым условием развития российского общества да* нет* затруднили сь ответить 88,5 (85,3-91,0) 3,5 (2,2-5,5) 8,0 (5,9-10,8) 72,1 (68,175,8) 17.4 (14,320,9) 10.5 (8,013,3) *2=41,639, p=0,000 *2=50,33, p=0,000 *2=1,562, p=0,211 2. Российские средства масс-медиа активно внедряют в общественное сознание идеи потребления и гедонистические ценности да нет затрудни лись ответить 52,2 (47,7-56,6) 16,9(13,8-20,5) 30,9 (27,0-35,2) 47.0 (42,751,3) 17,9 (14,921,5) 35.1 (31,139,3) *2=2,68, p=0,101 *2=0,18, p=0,669 t2= 1,95, p=0,163 3. Основная причина неблагополучного положения дел в отечественной медицине заключается в недостатке материальных ресурсов здравоохранения, а не в духовно-нравственном кризисе общества да нет* затрудни лись ответить* 58.8 (54,3-63,1) 49.9 (45,5-54,3) 8,9 (6,7-11,7) 60,0 (55,764,2) 34,7 (30,738,9) 15,2 (12,418,6) К <N £ О ©° <N oo ^ o о ©° OS ,, ^ 2= = = = 2= = & 4. Медицинский профессионализм предполагает наличие у медицинских работников моральных качеств и этических знаний да* нет* затрудни лись ответить* 84,7 (81,3-87,7) 6,0 (4,2-8,5) 9,3 (7,0-12,2) 66,7 (62,570,6) 14,4 (11,717,1) 18,9 (15,822,5) t2=43,976, p=0,000 t2=19,213, p=0,000 t2=18,944, p=0,000 5. Принятие клятвы врача выпускниками медицинских вузов является необходимым условием медицинской деятельности да нет затрудни лись ответить 77,9 (74,0-81,4) 12.0 (9,4-15,2) 10.1 (7,7-13,1) 78,6 (74,881,9) 14,4 (11,717,7) 7,0 (5,19,6) t2=0,056, p=0,813 t2=1,321, p=0,25 t2=3,046, p=0,08 32 6. Преподавание будущим врачам ряда тем биомедицинской этики (жизнь как ценность, смерть) следует передать священнослужителям да* нет затрудни лись ответить* 34.0 (29,9-38,4) 36.1 (31,9-40,5) 29,9 (26,0-34,1) 24.6 (21,028,5) 38,8 (34,743,1) 36.6 (32,640,9) Х2= 0,799, p=0,001 Х2=0,781, p=0,377 Х2= 5,109, p=0,024 7. При предоставлении возможности выбора места работы в России или за рубежом единственно верным является выбор своей страны да* нет* затрудни лись ответить 67,2 (62,9-71,2) 17,7 (14,6-21,4) 15,1 (12,1-18,5) 60,0 (55,764,2) 23,6 (20,127,5) 16,4 (13,419,8) Х2= 5,543, p=0,019 X2= 5,198, p=0,023 X2=0,329, p=0,566 Всего 100,0 100,0 Примечание: * - статистически значимые различия между 1 и 2 группами(р < 0,05) Практически все медицинские работники (88,5%) и большинство пациентов (72,1%) считают необходимым сохранение в России традиционных религиозных ценностей. При этом каждый второй медицинский работник (52,2%) и пациент (47,0%) обращает внимание на проводимую в российском обществе средствами масс-медиа пропаганду гедонизма и потребления. И хотя большинство (медицинские работники -58,8%; пациенты - 60,0%) связывает неблагополучное положение дел в отечественной медицине с недостатком материальных ресурсов, каждый второй медицинский работник (49,9%) и каждый третий пациент (34,7%) основную причину этого видит в духовно-нравственном кризисе российского общества. Медицинские работники (84,7%) чаще, чем пациенты (66,7%) связывают медицинский профессионализм с наличием моральных качеств и этических знаний. И те, и другие единодушно признают необходимость принятия клятвы врача (77,9% и 78,6% соответственно). Однако идею передачи преподавания ряда тем биомедицинской этики (жизнь как ценность, смерть) священнослужителям поддерживает лишь каждый третий медицинский работник (34,0%) и каждый четвертый пациент (24,6%). Обсуждение результатов. Основной формой моральных отношений как совокупности зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной деятельности, является общение людей друг с другом. Именно в общении раскрываются, становятся реальными те во многом трудноуловимые зависимости и связи, которые обозначаются понятием отношения. Особой сферой человеческих отношений является медицина, где моральным отношениям отводится особенно важная роль, которая по своей значимости может быть сопоставима лишь с профессиональной грамотностью и мастерством. Переход к информационному обществу требует создания в здравоохранении новой устойчивой модели взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами, основанной на договорной (совещательной, или партнерской) модели отношений, в которой медицинский работник и пациент договариваются действовать совместно, объединив свои знаний, усилия и волю, для борьбы с болезнью. Этот тип отношений строится на взаимопонимании, уважении и доверии, результатом которых является терапевтическое сотрудничество. Однако его достижению препятствуют, с одной стороны, «недостаточная коммуникативная и эмоциональная компетентность работников здравоохранения и низкий уровень развития навыков взаимодействия с пациентами» [7, с. 94], а с другой, «усиление требовательности пациентов к врачам» [8, с. 154] при недостаточно строгом выполнении ими врачебных рекомендаций. Даже среди больных туберкулезом полностью соблюдают врачебные рекомендации только 76,5% пациентов, но лишь 4,3% фтизиатров и 2,8% терапевтов подтверждают этот факт [10, с.741]. Можно предположить, что одна из причин такого положения дел заключается в определенном расхождении мировоззренческих взглядов медицинских работников и пациентов и обусловленных этими взглядами различий в основных жизненных позициях и ценностных ориентациях. Медицинские работники значимо чаще в сравнении с пациентами осознают свою историко-культурную принадлежность к православному христианству (85,4% и 71,7% соответственно) и единодушны в признании начала жизни человека с момента зачатия (68,9% и 64,5% соответственно). Они значимо чаще убеждены в необходимости сохранения в России традиционных религиозных ценностей (88,5% и 72,1% соответственно) и чаще считают духовнонравственный кризис российского общества основной причиной неблагополучного положения дел в медицине (49,9% и 34,7% соответственно). Медицинские работники чаще размышляют над проблемами морали (70,5% и 55,4% соответственно) и признают связь медицины и морали (51,5% и 42,1% соответственно). Они чаще связывают наличие моральных качеств и этических знаний с профессиональной грамотностью и мастерством (84,7% и 66,7% соответственно), однако единодушны с пациентами в необходимости принятия выпускниками медицинских вузов клятвы врача (77,9% и 78,6% соответственно). При предоставлении возможности выбора места работы в России или за рубежом медицинские работники значимо чаще в сравнении с пациентами выберут свою страну (67,2% и 60,0% соответственно). Вместе с тем, в медицинском сообществе наблюдается намного более редкое распространение религиозности в сравнении с пациентской средой (43,3% и 53,0% соответственно), что может быть расценено, прежде всего, как результат естественнонаучной направленности медицинского образования как основы формирования материалистического мировоззрения. Однако нельзя исключить влияния «секуляризма - мировоззрения, на основе которого строится современное секулярное, т.е. безрелигиозное, общество», главная суть которого заключается в выступлении «против того, чтобы церковь влияла на общественные процессы, взаимодействовала с миром политики, искусства, науки и культуры» [4, с. 561]. В секулярном мировоззрении религия заменяется либо другим мировоззрением, либо совсем вытесняется за пределы практической жизни. 33 Несмотря на то, что связь добрачного целомудрия и здоровья общества является очевидной, его признает как достоинство человека значимо меньшее число медицинских работников (48,5%) в сравнении с пациентами (57,7%). Идею передачи преподавания ряда тем биомедицинской этики (жизнь как ценность, смерть) священнослужителям поддерживает лишь 34,0% медицинских работников и 24,6% пациентов. Заключение. Таким образом, исследование духовно-нравственных ориентаций медицинских работников и пациентов позволило установить принципиальное сходство в их мировоззренческих взглядах и ценностных ориентациях. Большинство медицинских работников (85,4%) и пациентов (71,7%) осознают свою принадлежность к православной культуре и признают необходимость сохранения в России традиционных религиозных ценностей (88,5% и 72,1% соответственно). Однако применение на практике норм религиозной морали допускает лишь очень малое их число: 9,7% медицинских работников и 19,5% пациентов. Выявленные различия в духовнонравственных ориентирах медицинских работников и пациентов заключаются лишь в степени распространенности основных жизненных позиций и нравственных убеждений, которые объясняются, с одной стороны, разным уровнем и содержанием полученного образования представителями сравниваемых групп, а с другой, секуляризацией российского общества и распространением во всех социальных слоях секулярного мировоззрения. Вместе с тем, единство духовно-нравственных ориентиров медицинских работников и пациентов позволяет надеяться на успешное формирование в будущем новой, партнерской, модели моральных отношений в медицине, построенной на взаимопонимании, уважении и доверии. А духовнонравственное воспитание населения, осуществляемое на всех уровнях системы образования, будет способствовать развитию этих отношений, выступая важным фактором этической регуляции всей совокупности медицинских практик.
×

Об авторах

Т. Г Светличная

Северный государственный медицинский университет

Email: statiana64@yandex.ru
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы г. Архангельск

Е. А Смирнова

БУЗ ВО «Вологодский областной психоневрологический диспансер №1»

Email: smirnova56@yandex.ru
кандидат социологических наук, специалист г. Череповец

М. А Сухоручко

ФГБОУВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: biosoc@yandex.ru
аспирант

Список литературы

  1. Груздева А.А., Мушников Д.Л., Харитонова Е.А. Подготовленность потребителей и производителей медицинских услуг к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - №1(57). - С. 159-162.
  2. Бычкова О.И. Этика и право в отношениях врача и пациента в военной медицине // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339. № 9. С. 11-15.
  3. Цоника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика. - 2015. -№1(15).-С.58-60.
  4. Доника А.Д. Современные тенденции исследований проблемы профессиогенеза на модели медицинских специальностей // Экология человека. - 2017. - № 2. - С.52-57.
  5. Ляуш Л.Б., Сабурова В.И., Силуянова И.В., Сушко Н.А. Мировоззрение и биоэтические представления российских студентов-медиков // Медицинское право и этика. - 2002. -№2.-С.67-82.
  6. Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: В 6 кн. - Кн. 2: Нагорная проповедь. - М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. - 616с.
  7. Озерова В.А. Медицинский профессионализм как контракт медицины и общества // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С.56
  8. Седова Н.Н. Судьба биоэтики в медицинском образовании современной России под угрозой // Биоэтика. - 2018. - №1(21). - С.5-6.
  9. Фоменко А.Г. Безопасность пациентов как важнейшее условие обеспечения качества медицинской помощи в Республике Беларусь // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2007. - №2. - С. 23-31.
  10. Хан А.А. Биоэтическое содержание «вреда» в современной медицинской практике (на примере кейс-стади) // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С.57
  11. Чертухина О.Б., Хашина О.А., Есина М.В., Хозяинова О.Е. Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества взаимодействия медицинского персонала и пациентов // Управление качеством медицинской помощи. - 2014. - №1. - С. 94-97.
  12. Чирикова А.Е., Шишкин С.В. Взаимодействие врачей и пациентов в современной России // Мир России. - 2014. - №2. - С. 154-182.
  13. Юдин Б.Г. Человек как объект преобразования и познания // Наука и инновации. - 2012. - №7(13). - С. 9-12.
  14. Юдин С.А., Борзенко А.С., Деларю В В., Калуженина А.А. Выполнение больными туберкулезом врачебных рекомендаций и трудности, возникающие при проведении лечения // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2013. -Т. 9, №4. - С. 741-743.
  15. Donika A.D. The study of professional deformations of doctors as deviations of their professional role // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. Т. 8. № 2. С. 13746-13761.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Светличная Т.Г., Смирнова Е.А., Сухоручко М.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах