Этический контент социальной адаптации экс-спортсменов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются особенности спортивной этики в условиях постпрофессиональной адаптации экс-спортсменов. Проанализированы предикторы социальной дизадаптации у атлетов высоких квалификационных разрядов в постспортивном периоде. Установлены этические аспекты негативного характера, присущие спортсменам, завершившим спортивную деятельность. Определена возможность формирования у бывших атлетов привычных отрицательных морально-этических стереотипов, таких как: безответственность, пренебрежение социальными нормами, правилами, обязанностями; неспособность к поддержанию устойчивых отношений при отсутствии затруднений в их установлении; низкий порог появления агрессивного или насильственного поведения; отсутствие осознания своей вины или неспособность извлекать уроки из негативного жизненного опыта; склонность обвинять других или благовидно объяснять поведение, приводящее к конфликту с обществом. Очевидна невозможность полноценной успешности процесса постспортивной адаптации экс-спортсменов без этической подготовки к повседневной жизни после прекращения активной тренировочной и соревновательной деятельности.

Полный текст

Важность изучения нравственных основ спортивной деятельности объясняется непосредственным их влиянием на моральное формирование личности спортсмена и воздействием на спортивный результат. Спорт первым из общественных институтов официально избрал для себя как направление деятельности этику - совершенно необходимую принадлежность той сферы, в которой всегда есть опасность насилия, агрессивности, нечестных приемов как в любой конкурентной сфере деятельности человека. Среди причин, отрицательно влияющих на соблюдение нравственных принципов в спорте, можно выделить политизацию, коммерциализацию, профессионализацию. Эти явления провоцируют нарушение этических норм в олимпийском движении: допингскандалы, случаи коррупции, агрессию, нечестную игру и т.п. [5]. Профессиональный спорт, вполне имеющий право на самостоятельное существование, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Профессиональная этика - система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности. Если этика регулирует отношения между людьми с точки зрения их признания друг другом за таковых, с точки зрения человеческого общежития, то профессиональная этика регулирует отношения между субъектами профессиональной сферы деятельности и по поводу этого вида деятельности, она определяет не отношение человека к человеку, не условия общежития, а отношение коллеги к коллеге, условия совместной и однотипной трудовой деятельности [1]. Предполагается, что в ходе спортивного совершенствования у спортсмена должны сформироваться такие качества, как патриотизм, честность, мужество, героизм, спортивная злость, спортивный характер, проявляющиеся в стремлении к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Проявленные на соревнованиях спортсменами патриотизм, смелость, сила, выносливость и другие качества оцениваются положительно. Напротив, возможно формирование отрицательных нравственных и моральных качеств отсутствие патриотизма, безответственность, нечестность, безволие, трусость, слабость и т.п. [3]. Система этической подготовки спортсменов недостаточно исследована и освещена в современных условиях [5]. После прекращения систематической тренировочной и соревновательной деятельности 39 практически полностью изменяется ритм жизнедеятельности экс-спортсменов. Экс-спортсменам, жившим «другой», спортивной жизнью весьма трудно активно включиться в жизнь общества. Получается, что после завершения спортивной деятельности они предоставлены сами себе. Проблемы, в результате которых спортсменам приходиться завершить спортивную деятельность, несомненно, могут привести к последствиям в виде формирования этических особенностей постпрофессиональной социальной адаптации негативного характера. Основным методом исследования в социологии медицины сейчас являются опросы представителей различных социальных групп, но более информативные данные можно получить путем применения качественных методов социологии: фокус-групп, кейс-стади, нарративным и биографическим методом [2, 6]. С целью установления наличия, характеристики и выявления причин этических проблем в процессе адаптации в постспортивном периоде мы использовали метод кейс-стади. Было проанализировано 102 случая. Отобраны типичные по причинам формиравания проблем этического характера. Сформировано 2 блока, первый из которых представляет причины, преимущественно медицинско-социального характера. Приведем случай: «Заболел мой друг. Думаю, что он убил себя сам, аналогично тому, если бы приставил к виску заряженный пистолет! Вот как все произошло. Во время поездки на соревнование в один из небольших городков, он вдруг ощутил странную слабость по всему телу. Сказал сам себе, что он атлет, играет в команде и не может их подвести, постоянно тренирующийся и не позволит себе «валяться» в постели из-за ерундового недомогания. Вскоре должны быти быть следующие соревнования. Как же он их пропустит! Ни за что! Но на землистый цвет его лица и явно нездоровый вид обратили внимание все окружающие. С огромным трудом его еле уговорили обратиться к врачу. Врач же сразу обнаружил грозные признаки: «Молодой человек, у вас прединфарктное состояние». Тут же его положили в местную больницу. После выписки из стационара, человека как подменили.... Вел себя агрессивно и просто отвратительно. Начались скандалы с женой, родственниками. Конечно, про спортивную карьеру ему пришлось забыть. Мне кажется, что кто-то по уходе из большого спорта устраивается в дальнейшей жизни, а кто-то остается «на обочине». Дополнительный фактор - проблемы в семейных отношениях, просто наплевательское отношение к друзьям. Мой друг нашел утешение в спиртном. Его пытались образумить. Никого не слушал. Потом стало еще хуже.... Сейчас мы совсем не общаемся. Каждый сам способен избежать этой беды. Другое дело - кому-то это будет сделать легко, кому-то - приложив немалые волевые усилия. Но именно спорт ведь и должен воспитывать в человеке подобные качества!» (http://www.trud.ru/article/04-06-2013/1294635) В данном случае, очевидно, что до болезни у спортсмена есть четкие этические нормы поведения в определенных ситуация, связанных со спортом: достижение победы любой ценой, переживания за команду, сила воли, наличие четко определенной цели в жизни и т.д. Здесь можно смело заверять о положительных сторонах профессиональной спортивной этики. После случившегося заболевания и вынужденного завершения спортивной карьеры произошли изменения в образе жизни атлета, приведшие к формированию отрицательных этических принципов, таких как тенденция к агрессивности, снижение ценности и уважения к другим людям, не способность членораздельно выражать свои эмоции, постоянное чувство правомерности своего поведения, отсутствие чувства стыда, бессердечное отношение к чувствам других. Второй блок включает причины, преимущественно психосоциального характера. Приведем случай: «Миллионы считают меня диссидентом, человеком, который боролся за то, чтобы Советский Союз распался. Но это не так. Я просто хотел играть в шахматы и на меня оказывали жесткое психологическое давление. И бежал из Союза, потому что моей карьере угрожала опасность. Не я первый начал, это советские власти втянули меня в войну. Можно считать так: борясь против СССР, я боролся за себя». «Недавно я завершил работу над автобиографической книгой. Пересказывать ее нет смысла, но некоторые ключевые моменты я бы все же выделил... В 70-х годах в СССР появился шахматист Карпов. Конечно, он быт более угоден властям, нежели Корчной. После того, как я обыграл его в 19 ходов, власти начали меня травить. В ноябре 1974 года я понял, что этой стране я уже не нужен и должен убежать. Находясь на турнире в Голландии, я дал довольно откровенное интервью одной западной газете, после чего возвращаться мне уже было нельзя, и я попросил политического убежища. Хочу подчеркнуть, что в СССР я не быт диссидентом. Я быт законопослушным гражданином. Но после того, как я остался на Западе они навязали мне и моей семье настоящую войну. В отличие от Солженицина и Ростроповича, о которых в СССР могли умалчивать, я все же заставил советскую прессу вспоминать меня. Им просто пришлось писать обо мне, когда я обыгрывал Петросяна, Полугаевского, Спасского. Уехав на Запад, я, таким образом, продлил себе жизнь на десяток лет. Все мои сверстники в России, с которыми я общался раньше, уже ушли из жизни. И когда я сюда приезжаю, мне уже не с кем словом обмолвиться. Вы что, хотите, чтобы я тоже умолк навеки? http://magsport.ru/). Виктор Львович Корчной -советский, впоследствии - швейцарский шахматист, гроссмейстер (1956), претендент на звание чемпиона мира с начала 60-х годов XX века, участник матчей на первенство мира по шахматам 1978 и 1981 года. Четырёхкратный чемпион СССР (1960, 1962, 1964, 1970), трёхкратный чемпион Ленинграда (1955, 1957, 1964). На момент смерти являлся старейшим играющим гроссмейстером в мире (Материал из Википедии - свободной энциклопедии). Получается, что вся жизнь Виктора Корчного - это война со всеми, причем, один против всех. Сам Виктор Корчной всегда говорит, что не считает себя каким-то особым талантом, а все его успехи, в том числе и шахматные, основаны на упорстве и настойчивости, т. е. на формирование принципов спортивной этики. «Брал препятствия лбом», - говорит он о себе. Это во время спортивной карьеры. Что случилось после ее завершения? В своих книгах Корчной рассказывает о травле, развёрнутой Советским Союзом против него после первого матча за шахматную корону с Анатолием Карповым. Крайне 40 резок в суждениях, не терпит лжи и фальши, приводит много примеров «нечистоплотного» поведения великих шахматистов, с которыми ему приходилось иметь дело («Записки злодея»). Высказывает обиду на многих советских шахматистов. Прослеживается четкое стремление к всемогущему контролю. Он уезжает из СССР, ведет себя как антигерой. Не стоит верить словам о том, «не я первый начал, это советские власти втянули меня в войну» Виктор Корчной всем навязывает войну. Это такой стиль жизни и политика здесь не причем. В какой-то момент даже были попытки снизить «отрицательную мотивацию» на окружающих. Однако именно желание «сделать всех» мешало во всем. Отмечены не очень хорошие отношения со старыми друзьями, знакомыми, родственниками [4]. Таким образом, можно говорить о некоторых этических аспектах причин дизадаптационных изменений медицинско-социального и психосоциального характера в процессе постпрофессиональной адаптации спортсменов. С целью установления логической взаимосвязи и подтверждения результатов, полученных с помощью метода кейс-стади, нами дополнительно проведено анкетирование 364 экс-спортсменов высоких квалификационных разрядов с помощью специально разработанной авторской анкеты, которая позволяет эксплицировать факторы дизадаптивных расстройств социологического характера и определить роль этических проблем в процессе постспрофессиональной адаптации бывших атлетов. При проведении опроса 51 % экс-спортсменов отметили, что повседневные проблемы в постспортивном периоде оказались для них более серьезными, чем они предполагали и у 42% из них отсутствовали планы на будущее. 63% экс-спортсменов не собираются связывать свое будущее со спортом и вообще не знают чем дальше им заниматься. Известен факт, при котором отсутствие смысложизненных ориентаций приводит к формированию ряда проблем: узкий круг общения, неумение строить повседневные планы, отсутствие самостоятоятельности и т.д. [7]. В результате проведенного нами исследования установлено, что 48% бывших атлетов стали меньше времени уделять родным и близким. Отсутствие поддержки со стороны семьи ощущает на себе 65% экс-спортсменов и 48% из них часто имеют серьезные проблемы и разногласия, ссоры с близкими, родственниками, 27% - иногда испытывают перечисленные выше проблемы. У 52% из тех спортсменов, завершивших спортивную деятельность, которые работают или учатся, или работают и учатся -плохо или не совсем хорошо складываются отношения на работе и учебе. Причем работает 75 человек (20%), учатся - 92 человек (25%), работают и учатся одновременно - 63 человека (17%). Не работают и не учатся 134 человека (37%)экс-спортсменов. После завершения спортивной деятельности потеряли своих прежних друзей 62%. Установленные результаты связаны с тем, что подавляющее большинство опрошенных (71%) иногда или практически никогда не испытывают поддержку со стороны своих друзей. Полученные данные подтверждают существующие проблемы не только в семье, но и в ближайшем окружении, в общении с друзьями. В результате исследования установлено, что курят 44% бывших атлетов. Можно сделать вывод, что в процессе восприятия личной и социальной действительности после завершения спортивной карьеры у экс-спортсменов имеются определенные сложности. Выявленные проблемы (отсутствие поддержки со стороны семьи, серьезные проблемы и разногласия, ссоры с близкими, родственниками, отсутствие желания связывать свое будущее со спортом, сложности в решении повседневных проблем, отсутствие планов на будущее, недостаток времени, уделяемого родным и близким, наличие вредных привычек (курение), сложности во взаимоотношениях на работе (учебе)) в процессе постпрофессиональной социальной адаптации можно считать предикторами нарушений этически-моральных качеств у экс-спортсменов, связанных с завершением регулярных тренировочных и соревновательных нагрузок. Следовательно, по результатам проведенного исследования мы можем выделить некоторые этические характеристики, присущие экс-спортсменам и связанные с проблемами постспрофессиональной адаптации, возникающей после завершения активной тренировочной и соревновательной деятельности. Этические аспекты негативного характера, присущие экс-спортсменам: • легко вытесняют «посторонние» чувства, склонны к лживости; • в поведение преобладает сдержанность и холодность, либо презрительность; • имеет тенденцию к агрессивности; • ценность других людей в их представлении связана с их стойкостью к их негативному отношению ко всему вокруг; • не способны членораздельно выражать свои эмоции; • не способны устанавливать стабильные отношения, серьезно любить и делать выводы из прошлого; • постоянное чувство правомерности своего поведения, отсутствие чувства стыда; • бессердечное отношение к чувствам других. Несомненно, перечисленные характеристики в будущем могут привести к образованию уже привычных отрицательных морально-этических стереотипов: • безответственность, пренебрежение социальными нормами, правилами, обязанностями. • неспособность к поддержанию устойчивых отношений при отсутствии затруднений в их установлении. • низкий порог появления агрессивного или насильственного поведения. • отсутствие осознания своей вины или неспособность извлекать уроки из негативного жизненного опыта. • склонность обвинять других или благовидно объяснять поведение, приводящее к конфликту с обществом. Знание основ спортивной этики необходимо каждому спортсмену в период активной тренировочной и соревновательной деятельности. Нормы спортивной этики должны стать их личными убеждениями. Это необходимое условие нравственного сознания и духовного совершенствования. В современном спорте суровые условия подготовки спортсменов высокого класса оказывают влияние на многие функции и системы организма, затрагивая не только биологические, но психологические, социальные структуры. Необходимы теоретические занятия, приобретенные в процессе спортивной карьеры 41 необходимо моделировать на другой образ жизни, с которым спортсмен сталкнется после завершения активных теринировочных и соревновательных нагрузок. В процессе постпрофессиональной адаптации экс-спортсменов активно должны рассматриваться как общие нравственные критерии, так и специфические этические принципы спорта и «жизни после спорта».
×

Об авторах

И. В Федотова

ФГБО ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Email: calin.fedotova@mail.ru
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины г.Волгорад

М. Е Стаценко

ФГБО ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Email: mstastsenko@voldmed.ru
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней стоматологического и педиатрического факультетов г.Волгорад

М. А Сухоручко

ФГБО ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Email: mixsyx@mail.ru
Аспирант кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины г.Волгорад

Список литературы

  1. Клюев С.В. Спортивная этика в условиях профессиональной спортивной деятельности//Культура физическая и здоровье.-2011.-№5.-С.50-52.
  2. Медведева Л. М. Информированное согласие как реализация прав пациента: ретроспектива проблемы // Биоэтика. - 2009. - № 1. - С. 22-24.
  3. Миронова С.П. Нормы спортивной этики в зеркале современной российской публицистики//Современные проблемы социально-гуманитарных наук.-2015.-№1.-С31-34.
  4. Полозов А.А., Набойченко Е.С. Личность и характер в свете звезд спорта. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 355 с.
  5. Радченко Л., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте//Наука в олимпийском спорте.-2007.-№2.-С.126-132.
  6. Седова Н.Н., Навроцкий Б.А., Волчанский М.Е., Ковалева М.Д., Фомина Т.К.,Чижова В.М., Шипунов Д.А. Теория и практика применения качественных методов в социологии//Медицинский вестник Северного Кавказа.-2015, Т.10.-№3.-С.327-331.
  7. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентции выпускников интернатных учреждений//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. -2010.-№ 1.-С.5 -11.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Федотова И.В., Стаценко М.Е., Сухоручко М.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах