Bioethics for nurses

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The first bioethics textbook for nurses in our country has been published in the leading domestic publishing house of educational literature KNORUS [1]. This, without a doubt, can be called a long-awaited event. The fact is that until now, despite the importance of ethical problems in the work of nurses, there was little relevant educational material, it was not systematized, moreover, in some medical colleges there was no such subject as bioethics in the curriculum at all. Some issues of professional ethics were considered in courses of other academic disciplines, but no holistic teaching concept was developed. The new textbook, the authors of which are Professors N.N. Sedova, A.D. Donika and associate Professor O.V. Kostenko, allows us to overcome the existing fragmentation in the ethical training of nurses.

Full Text

Сама организация учебного материала уже отличается от общепринятой. Авторы начинают рассмотрение с истории сестринского дела, акцентируя внимание студентов на неразрывной связи его профессиональных и нравственных компонентов на всех этапах становления института медсестринского дела. Это позволило логично перейти к рассмотрению вопроса о современных подходах к определению и содержанию сестринского процесса. Отмечается, что в эпоху цифровой медицины основная моральная нагрузка при диагностике, лечении и реабилитации пациентов ложится на медицинских сестер, которые поддерживают непосредственный личностный контакт с больным, тогда как врачи переходят все больше к техницистской модели взаимоотношений с пациентом. Это неизбежно вызывает пересмотр роли медсестры как морального агента врачевания. Но адаптироваться к новым требованиям профессиональной роли можно только в том случае, если знаешь ее основы – принципиальные положения этики как науки о морали. Поэтому представляется логичным включение в материал учебника раздела об основах этики, и это позволяет перейти непосредственно к пониманию того, что такое биоэтика и почему она выделяется в особое направление развития общей этической теории.

Описание принципов биоэтики в учебнике соответствует принятой в литературе трактовке, но конкретизировано в профессиональном поле сестринского дела. Важную роль при этом имеет персонализация в описании принципов и иллюстрация их применения на практике. Особенно подробно рассмотрен принцип уважения автономии пациента, ведь именно он обеспечивает охрану его прав. Основная нагрузка и здесь ложится на медицинскую сестру, хотя, например, реализация правила информированного согласия пациента в ее функции не входит, но отслеживать выполнение этого правила она может и должна. Обсуждается и вопрос о врачебной тайне, которая, хотя и называется врачебной, но выступает общим требованием для всех медицинских работников.

В учебнике подробно, с иллюстрациями, биографическими справками и конкретными примерами рассмотрены модели врачевания. Здесь отсутствует привычная для либерального общества критика патерналистской модели и восхваление модели коллегиальной, поскольку для медицинской сестры патернализм в отношениях с пациентом – благо для него. Сострадание, забота, уверенность в благополучном исходе лечения, успокоение так или иначе соотносятся с патернализмом. А когда медицинская сестра говорит о больных: «Они мне как дети», отрицать пользу применения патерналистских методов бессмысленно.

Рассмотрение моделей врачевания и их применения в медсестринской практике завершает историко-философский раздел учебника и позволяет перейти к знакомству с конкретными проблемами профессиональной этики медицинской сестры. И здесь авторы применили новый методологический подход. Они систематизировали этические проблемы в практике сестринского дела по хронотипическому критерию как этику отношений с пациентом от рождения до смерти: забота о нерожденном человеке, забота о качестве жизни и достойный уход из жизни. Очевидно, что, несмотря на инвариантность функций в практике сестринского ухода, существуют серьезные отличия в зависимости от того, кто является ее пациентом – ребенок, взрослый человек или, что самое тяжелое в моральном отношении, человек умирающий. Такая организация материала позволяет любой медицинской сестре, в каком бы отделении она ни работала, использовать знания по этике сестринского дела.

Заслугой авторов следует признать и то, что они обратили особое внимание на этические проблемы внедрения новых биотехнологий в медицинскую практику, рассмотрев изменения в этике сестринского дела в поле цифровой медицины.

Завершает этот увлекательный учебник «возвращение к истокам» – общая характеристика современной роли медицинской сестры, включающая новые отрасли знания и новые моральные требования.

Рецензируемый учебник содержит не только краткий теоретический материал, но и вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, кейсы для закрепления материалы и самопроверки полученных знаний в области биоэтики и медицинской этики, тесты. Он хорошо иллюстрирован – портреты видных ученых-медиков и философов с краткими биографическими справками, рисунки и диаграммы. Рекомендован Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебника для специальности «Сестринское дело» среднего профессионального образования. Мы охотно присоединяемся к этой рекомендации.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional info

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The author declares that they have no competing interests.

×

About the authors

Victoria N. Vlasova

Rostov State Medical University

Author for correspondence.
Email: oip08@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3035-7249

Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Pedagogy

Russian Federation, Rostov-on-Don

References

  1. Sedova N.N., Donika A.D., Kostenko O.V. Bioethics: textbook. Moscow: KNORUS Publ., 2022. 138 p. (in Rus.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vlasova V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies