Биоэтика для медицинских сестер
- Авторы: Власова В.Н.1
-
Учреждения:
- Ростовский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 15, № 2 (2022)
- Страницы: 68-69
- Раздел: Рецензия на книгу
- Статья опубликована: 22.11.2022
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/114782
- DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2022-15-2-68-69
- ID: 114782
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В ведущем отечественном издательстве учебной литературы КНОРУС вышел первый в нашей стране учебник по биоэтике для медицинских сестер [1]. Это, без сомнения, можно назвать долгожданным событием. Дело в том, что до сих пор, при всей важности этических проблем в работе медицинских сестер, соответствующего учебного материала было мало, он не был систематизирован, более того, в некоторых медицинских колледжах вообще отсутствовал в учебной программе такой предмет, как биоэтики. Некоторые вопросы профессиональной этики рассматривались в курсах других учебных дисциплин, но целостной концепции преподавания выработано не было. Новый учебник, авторами которого являются профессора Н.Н.Седова, А.Д. Доника и доцент О.В. Костенко, позволяет преодолеть существующую фрагментарность в этической подготовке медицинских сестер.
Ключевые слова
Полный текст
Сама организация учебного материала уже отличается от общепринятой. Авторы начинают рассмотрение с истории сестринского дела, акцентируя внимание студентов на неразрывной связи его профессиональных и нравственных компонентов на всех этапах становления института медсестринского дела. Это позволило логично перейти к рассмотрению вопроса о современных подходах к определению и содержанию сестринского процесса. Отмечается, что в эпоху цифровой медицины основная моральная нагрузка при диагностике, лечении и реабилитации пациентов ложится на медицинских сестер, которые поддерживают непосредственный личностный контакт с больным, тогда как врачи переходят все больше к техницистской модели взаимоотношений с пациентом. Это неизбежно вызывает пересмотр роли медсестры как морального агента врачевания. Но адаптироваться к новым требованиям профессиональной роли можно только в том случае, если знаешь ее основы – принципиальные положения этики как науки о морали. Поэтому представляется логичным включение в материал учебника раздела об основах этики, и это позволяет перейти непосредственно к пониманию того, что такое биоэтика и почему она выделяется в особое направление развития общей этической теории.
Описание принципов биоэтики в учебнике соответствует принятой в литературе трактовке, но конкретизировано в профессиональном поле сестринского дела. Важную роль при этом имеет персонализация в описании принципов и иллюстрация их применения на практике. Особенно подробно рассмотрен принцип уважения автономии пациента, ведь именно он обеспечивает охрану его прав. Основная нагрузка и здесь ложится на медицинскую сестру, хотя, например, реализация правила информированного согласия пациента в ее функции не входит, но отслеживать выполнение этого правила она может и должна. Обсуждается и вопрос о врачебной тайне, которая, хотя и называется врачебной, но выступает общим требованием для всех медицинских работников.
В учебнике подробно, с иллюстрациями, биографическими справками и конкретными примерами рассмотрены модели врачевания. Здесь отсутствует привычная для либерального общества критика патерналистской модели и восхваление модели коллегиальной, поскольку для медицинской сестры патернализм в отношениях с пациентом – благо для него. Сострадание, забота, уверенность в благополучном исходе лечения, успокоение так или иначе соотносятся с патернализмом. А когда медицинская сестра говорит о больных: «Они мне как дети», отрицать пользу применения патерналистских методов бессмысленно.
Рассмотрение моделей врачевания и их применения в медсестринской практике завершает историко-философский раздел учебника и позволяет перейти к знакомству с конкретными проблемами профессиональной этики медицинской сестры. И здесь авторы применили новый методологический подход. Они систематизировали этические проблемы в практике сестринского дела по хронотипическому критерию как этику отношений с пациентом от рождения до смерти: забота о нерожденном человеке, забота о качестве жизни и достойный уход из жизни. Очевидно, что, несмотря на инвариантность функций в практике сестринского ухода, существуют серьезные отличия в зависимости от того, кто является ее пациентом – ребенок, взрослый человек или, что самое тяжелое в моральном отношении, человек умирающий. Такая организация материала позволяет любой медицинской сестре, в каком бы отделении она ни работала, использовать знания по этике сестринского дела.
Заслугой авторов следует признать и то, что они обратили особое внимание на этические проблемы внедрения новых биотехнологий в медицинскую практику, рассмотрев изменения в этике сестринского дела в поле цифровой медицины.
Завершает этот увлекательный учебник «возвращение к истокам» – общая характеристика современной роли медицинской сестры, включающая новые отрасли знания и новые моральные требования.
Рецензируемый учебник содержит не только краткий теоретический материал, но и вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, кейсы для закрепления материалы и самопроверки полученных знаний в области биоэтики и медицинской этики, тесты. Он хорошо иллюстрирован – портреты видных ученых-медиков и философов с краткими биографическими справками, рисунки и диаграммы. Рекомендован Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебника для специальности «Сестринское дело» среднего профессионального образования. Мы охотно присоединяемся к этой рекомендации.
Дополнительная информация
Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Additional info
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The author declares that they have no competing interests.
Об авторах
Виктория Николаевна Власова
Ростовский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oip08@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3035-7249
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики
Россия, Ростов-на-ДонуСписок литературы
- Седова Н.Н., Доника А.Д., Костенко О.В. Биоэтика: учебник. М.: КНОРУС. 2022. 138 с.(eLIBRARY ID: 48310789).
Дополнительные файлы



