Том 14, № 2 (2020)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Биоэтика на «удаленке» или удаленная биоэтика?

Седова Н.Н.

Аннотация

Активный переход к цифровой цивилизации совпал с пандемией нового коронавируса. Можно предположить, что именно она ускорила этот процесс. Но, в любом случае, люди столкнулись сразу с двумя новыми для них явлениями, что не может не сказаться как на здоровье физическом, так и на здоровье социальном. Многие феномены и цифровизации, и пандемии не нашли пока объяснения, не получили должной оценки, а без нее создается благодатная почва для страхов, сомнений и ошибок. Поэтому незаменима оценочно-объяснительная роль биоэтики в настоящее время. Но складывается парадоксальная ситуация: чем больше нужна помощь биоэтики, тем меньше уделяется внимание ее развитию. Перевод изучения биоэтики студентами медицинского вуза в дистанционный формат элиминирует ее коммуникативные смыслы и лишает будущих врачей возможности выработать необходимые навыки и компетенции работы в медицине. Надо что-то делать, чтобы не потерять достижения отечественной системы подготовки в области биоэтики. Некоторые предложения высказываются в этой статье.
Биоэтика. 2020;14(2):4-5
pages 4-5 views

К вопросу о врачебной этике (историческая реконструкция на основе комплементарных дискурсов)

Семенова Е.Г., Черемушникова И.К.

Аннотация

Достоверная реконструкция историко-культурного прошлого, в том числе связанного с медицинской культурой, остается важной методологической задачей. Однако большинство документов и материалов, традиционно привлекаемых для таких реконструкций, часто сами являются «мифологемами», опыленными официальной идеологией. Неизбежно происходит подмена историкокультурного контекста историко-клиническим. Исследователь переносится из поля культуры в пространство профессиональных конструкций, которые обедняют наши представления о таких «ускользающих феноменах», как медицинская этика, телесные практики, отношение к болезни и здоровью. В статье обоснована возможность привлечения художественных текстов в качестве комплементарных дискурсов для таких реконструкций. Важные темы развития медицины могут проясняться для нас в их художественной рефлексии.
Биоэтика. 2020;14(2):6-8
pages 6-8 views

Этическая интерпретация трех элементов медицины в период COVID-19

Кубарь О.И.

Аннотация

Гуманитарная идея, положенная в основу данной статьи, направлена на попытку эпидемиологической интерпретации классической триады Гиппократа: «Медицина состоит из трех элементов: болезнь, больной и врач». В XIII веке сирийский врач Абуль-Фараджа в своем изречении «Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам, двоим, будет легче одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих» расшифровал магический смысл этих слов. На протяжении веков фундаментальная цельность данной формулы является этической и профессиональной гарантией успеха лечения каждого больного и перспективой строительства персонализированной системы здравоохранения. В рамках данной работы осуществлен поиск нового содержания трех ключевых элементов хрестоматийного афоризма в условиях пандемии COVID-19. Представлено понимание роли врача - «Я», как всего комплекса усилий, направленных на борьбу с пандемией. Статус больного «Ты» рассмотрен не только с позиций общества, охваченного эпидемическим кризисом, но и имеет долгосрочный посыл для физического, психического, социального и геополитического здоровья будущих поколений. Значение «Болезнь» осмыслено с позиций проблем всей системы здравоохранения и логистического невежества, ставшего препятствием в достижении этической целостности управления эпидемическими вызовами. В работе показано, каким образом приверженность этическим принципам социальной ответственности, доверия, солидарности должна становиться нравственным сопровождением всего комплекса санитарно-противоэпидемических, экономических, правовых и социальных технологий, способных обеспечить успех в борьбе с пандемией и предотвратить развитие необоснованных рисков.
Биоэтика. 2020;14(2):9-14
pages 9-14 views

Межкультурная коммуникация в области здравоохранения

Жура В.В., Утешева А.П.

Аннотация

В современных реалиях наблюдается устойчивая тенденция к актуализации в межкультурном общении в области здравоохранения такого принципа биоэтики, как социальная справедливость. Учет культурных различий пациентов, принадлежащих к разным этническим группам, становится гарантией соблюдения права человека на медицинскую помощь и сохранение здоровья. Выявлены наиболее уязвимые группы пациентов - иммигранты и представители социальных меньшинств. Обращаясь за медицинской помощью, они сталкиваются с такими коммуникативными помехами, как культурный и языковой барьеры, низкий социальноэкономический статус, недостаточный уровень образования, которые затрудняют предоставление им эффективной медицинской помощи. Один из основных способов решения данной проблемы состоит в повышении уровня культурной компетенции медицинских работников и применении пациент-центрированного подхода. Для этой цели разрабатываются учебные курсы по повышению культурной компетенции для студентов медицинских учебных заведений.
Биоэтика. 2020;14(2):14-17
pages 14-17 views

Медицинская наука и биоэтика (Нарекаци в рамках учебной программы по биоэтике)

Давтян С.

Аннотация

В данной статье анализируются идеи гениального армянского мыслителя X века Григора Нарекаци и их связь с идеями В. Поттера. Сила «Нарека» анализируется также словесным лечением.
Биоэтика. 2020;14(2):17-20
pages 17-20 views

Античные предпосылки современных представлений о природе, жизни и нечеловеческих живых существах

Калудерович Д.

Аннотация

Противники доминирующей антропоцентрической перспективы мира все более настойчиво предъявляют (био)этические требования к новому решению взаимоотношений человека и других существ, заявляя, что приверженность западным философским и теологическим традициям вызвала нынешний экологический, и не только экологический, кризис. Предпринимаются попытки установить новые отношения путем релятивизации различий между человеком и нечеловеческими живыми существами, часто путем приписывания нечеловеческим живым существам специфически человеческих черт и категорий, таких как достоинство, моральный статус и права. Автор исследует предпосылки точек зрения, отклоняющихся от господствующей западной философии, в терминах неантропоцентрического расширения этики, и находит их в фрагментах первых мыслителей, подчеркивавших родство всех разновидностей жизни. Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит в этом контексте рассматривали некоторых животных и растения как священные, то есть они верили, что они в некотором смысле ответственны за то, что они делают, и что они не только могут быть движимы естественным желанием, могут дышать, чувствовать, быть печальными и счастливыми, но также имеют душу, силу различения, осознанность, способность думать, понимать и ум. Наконец, автор полагает, что разрешение или смягчение упомянутого кризиса заключается не в простом эзоповском нивелировании животных и растений «вверх», а в адекватном пайдеутическом подходе, который в человеке выработает присущую ему (био)этическую модель принятия нечеловеческих живых существ как существ, заслуживающих морального и достойного обращения и уважения.
Биоэтика. 2020;14(2):21-28
pages 21-28 views

Этические и правовые проблемы, вызванные пандемией COVID-19

Петров А.В., Доника Д.А.

Аннотация

В статье обсуждаются этические и правовые проблемы, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции. Здравоохранение, экономика, образование, приняв неожиданный вызов, продемонстрировали не только степень своей устойчивости и мобильности, но и невысокую готовность быстрого реагирования на внезапные риски, что, несомненно, отразилось на всех сферах жизни общества. Авторами проведен краткий кросскультурный анализ рассматриваемой проблемы на основе данных, проведенных Международной сетью кафедр биоэтики ЮНЕСКО панельных сессий «Этические и правовые вызовы пандемии COVID-19», заседания комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, а также открытых официальных источников системы здравоохранения и правовой сферы РФ. Показана взаимообусловленность правовых рисков в междисциплинарном поле медицины и права: с одной стороны, вводимые санитарно-гигиенические меры (использование средств индивидуальной защиты, санитарная обработка, социальная дистанция и др.) направлены на реализацию права на сохранение здоровья, с другой, - инициируют нарушения основных свобод. Кроме теоретического подхода к проблеме обеспечения конституционных прав в условиях пандемии, существует и реальная угроза их нарушения вследствие отсутствия специальных механизмов их реализации с соблюдением санитарно-гигиенических мер к социально незащищенным группам населения. Сделан вывод о необходимости международной коллаборации для выработки совместных решений в области здравоохранения, в связи с интернациональным характером этических и правовых проблем, вызванных пандемией COVID-19, с учетом национальных экономических, культурных, конфессиональных особенностей.
Биоэтика. 2020;14(2):29-32
pages 29-32 views

Тенденции развития системы инклюзивного образования в высшей медицинской школе: адаптация, сопровождение, профессиональная готовность

Жолудова А.Н., Оськин Д.Н., Полякова О.В., Вершинин Е.Г.

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы адаптации и организации образовательного процесса, условиях безбарьерной среды и готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью и/или ОВЗ в условиях инклюзивного образования в медицинском вузе. Актуальность данной работы определена одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования - доступность высшего образования для людей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в вузе призвано обеспечить не только реализацию права лиц с инвалидностью и/или ОВЗ на получение высшего образование, но и решить проблемы социализации и профессиональной востребованности таких людей. В целях совершенствования процесса внедрения инклюзивного образования в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова было проведенного исследование, обозначены основные проблемы и пути их решения, связанные с организацией образовательного процесса, условиями безбарьерной среды и готовностью к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Решению проблем способствуют также увеличение доли преподавателей вуза, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования; адаптация образовательных программ и учебнометодического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и/или лиц с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение и др. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из приоритетных условий обучения студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Использование данной технологии позволяет в значительной мере расширить и видоизменить некоторые стандарты образования для студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, а именно создать каждому студенту с инвалидностью и/или ОВЗ индивидуальную траекторию развития в медицинском вузе. Предлагается использовать такие техники обучения, как: online-консультация преподавателей; VR-технологии; доступность учебных материалов 24/7; online-вебинары, которые способствуют включению таких обучающихся в учебную и научно-исследовательскую деятельность вуза. Профессионально организованные образовательное пространство и учебный процесс вуза обеспечивают не только высокий уровень овладения профессиональными компетенциями, но и способствуют формированию личностных качеств студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, необходимых для их успешной социализации, жизни и деятельности в обществе.
Биоэтика. 2020;14(2):32-38
pages 32-38 views

Психологическая помощь детям с аутизмом: биоэтические проблемы в условиях пандемии

Волчанский М.Е., Деларю В.В., Болучевская В.В., Раевский А.А.

Аннотация

Компарация мнений, работающих с детьми практических психологов Волгоградского региона, относительно оказания психологической помощи детям с ранним детским аутизмом в 10-летнем интервале (2009-2019 гг.) показала происходящую институционализацию данной социальной практики, хотя и носящую недостаточно интенсивный характер. Однако начавшаяся в начале 2020 года пандемия COVID-19 практически сделала невозможным психологическое сопровождение детей с расстройством вследствие многочисленных факторов как объективного, так и субъективного плана. Сделан вывод о необходимости региональным медицинским и социальным службам проявить особую активность в организации поддержки незащищенных категорий лиц (в частности, относительно психологического сопровождения детей с ранним детским аутизмом).
Биоэтика. 2020;14(2):39-41
pages 39-41 views

Рекламно-спонсорская деятельность в сфере физической культуры, спорта и Олимпийского движения

Мандриков В.Б., Замятина Н.В., Зубарев Ю.А., Комлева Л.А., Вакалова Л.Г., Виниченко А.А.

Аннотация

Уровень развития рекламно-спонсорской деятельности в России пока существенно уступает западным странам, но с каждым годом мы видим колоссальное развитие в данной сфере. Спонсорство пока не рассматривается большинством как инвестирование и маркетинговая коммуникация, скорее оно воспринимается как благотворительность. Такой подход, по мнению авторов, больше соответствует меценатству. В связи с этим в статье дается определение понятий «спонсорство» и «меценатство», показана разница между ними. Рассмотрены примеры взаимодействия спортивных организаций и спонсоров. Проанализирована роль рекламы в таком взаимодействии. По мнению авторов, в России существует хорошая законодательная база для регулирования отношений спонсоров, меценатов, спортсменов и болельщиков, но пока плохо разработана система этического контроля таких отношений.
Биоэтика. 2020;14(2):42-45
pages 42-45 views

Особенности «актуальных» изменений внешности у студентов-медиков

Худина Ю.С., Койчуев А.Г., Тутова З.О., Пшунов Т.С.

Аннотация

В современном демократичном обществе внешнему виду придается большое значение. Особенно это касается дресс-кода в медицинской деятельности. Еще совсем недавно изменение своего облика посредством татуировок и бодмода в медицинском сообществе порицалось разными поколениями. Однако насколько значима внешность медицинского работника во время эпидемиологической нестабильности во всем мире? Ответ на данный вопрос был освещен в нашей работе. Задачами исследования стали: изучение отношения студентов медицинского университета к медицинским работникам с татуировками, а также выявление студентов-медиков, «подверженных» модной тенденции татуировок и бодмода. Для осуществления данных задач в исследовании приняли участие 106 студентов-медиков различных курсов и факультетов Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава РФ). Результаты исследования показали, что большинство студентов-медиков не прибегали к изменениям своей внешности, хотя татуировки и бодмод не обошли стороной среду студентов-медиков.
Биоэтика. 2020;14(2):46-49
pages 46-49 views

Этические и психологические коллизии оформления выпускников учреждений VIII вида в дома-интернаты для хронически психических больных

Деларю В.В., Кондратьев Г.В., Шутова О.И., Губа Т.И.

Аннотация

Выполненные ранее региональные исследования показали, что до 20-25 % выпускников школьных учреждений VIII вида (для детей с нарушениями интеллектуального развития) переводятся в дома-интернаты для хронически психически больных не столько из-за медицинских, сколько из-за социальных проблем. Согласно мнению авторов статьи, данная социальная практика является скорее позитивным, чем негативным явлением. Однако она требует широкого обсуждения и дискуссий. Также предлагается организация на постдипломном этапе специальных курсов повышения квалификации в объеме 16-24 часа, посвященных этико-психологическим аспектам оформления различных категорий лиц (не только выпускников учреждений VIII вида) в дома-интернаты для хронически психически больных.
Биоэтика. 2020;14(2):50-52
pages 50-52 views

Фрагмент исследования качества жизни и профессионального выгорания врачей детских поликлиник г. Волгограда

Сливина Л.П., Морозов М.Е., Хайдукова А.А., Калинченко Е.И., Федотова И.В.

Аннотация

Уровень качества оказания медицинской помощи пациентам и успешность реализации национального проекта «Здоровье» напрямую зависит от состояния здоровья и профессионализма врачей. Современное реформирование здравоохранения реализуется путем оптимизации расходов, слияния медицинских организаций, закрытия неэффективных стационаров, расширения использования высокотехнологичных помощи, информатизации деятельности врача. Все это определяет необходимость осуществления оценки самочувствия врачей. Проводилось изучение качества жизни и выявление наличия профессионального (эмоционального) выгорания врачей детских поликлиник в различных возрастных группах. Выявлена высокая оценка качества жизни врачей первичного звена педиатрической службы в сравнении со стандартизированными показателями [1]. При этом во всех группах отмечается высокий уровень профессионального выгорания. Более неблагоприятные показатели характерны для предпенсионной группы врачей, которые, с одной стороны, являются высокопрофессиональными специалистами, с другой стороны, могут испытывать эмоциональный дискомфорт в связи с реформированием пенсионной системы, что требует внедрения профилактической работы с врачами этого возраста, как группы, обладающей большим потенциалом и способной на профессиональное долголетие.
Биоэтика. 2020;14(2):52-57
pages 52-57 views

Международный день биоэтики в Волгоградском медицинском университете

Доника А.Д., Стрельченко А.С., Соловьев Н.В.

Аннотация

В статье представлены результаты проведения научных мероприятий в Волгоградском медицинском университете в рамках празднования Международного дня Биоэтики. Тема научных мероприятий, организованных на базе кафедры биоэтики, философии и медицинского права с курсом социологии медицины при участии Отдела этической, правовой и социологической экспертизы в медицине Волгоградского медицинского научного центра - «Благо и вред». В статье представлена Программа проведения научной онлайн-конференции с международным участием и результаты конкурса эссе среди студентов и молодых ученых.
Биоэтика. 2020;14(2):58-60
pages 58-60 views

РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА

- -.
Биоэтика. 2020;14(2):61-61
pages 61-61 views
pages 61-62 views