Том 12, № 2 (2019)
Статьи
Еще раз - о статусе этических комитетов
Аннотация
В связи с активным внедрением в медицину новых биотехнологий, остро стоит вопрос об этических рисках их применения. Поиски ответов на него входят в предметное поле биоэтики. Эта наука должна взять на себя не только оценочные и объяснительные, но и прогностические функции. Реализовать их могут специально организованные социальные субъекты этического регулирования -этические комитеты. Но их статус в России не легитимизирован, единой системы таких комитетов, организованной по сетевому или иерархическому принципу, нет. Необходимо предпринять теоретические и практические усилия для определения и закрепления статуса этических комитетов и активного использования их рекомендаций.
Биоэтика. 2019;12(2):4-5



Семантические алгоритмы биоэтики
Аннотация
В статье авторы рассматривают морально-нравственные и государственно-правовые алгоритмы биоэтики как общие методы решения актуальных проблем в здравоохранении, которые отражают желание граждан жить и действовать в здоровом состоянии. Специфика биоэтической идеологии в современном здравоохранении состоит в требовании соблюдения алгоритмов сохранения жизни вообще, сбережения человека и укрепления его здоровья от разного рода негативных обстоятельств, преднамеренного или случайного технологического воздействия. С целью глубже обозначить идеалы и принципы биомедицинской этики, авторы обращают особое внимание на естественное (биологическое) начало человека. Отмечается, что коэволюционный императив биоэтики призван побуждать у ученых-медиков и клиницистов стремление к преодолению социальных, экономических и политических конфликтов. Материал представлен на английском языке, что представляется актуальным в контексте растущей популярностью российского высшего образования среди иностранных студентов, а также нехваткой учебно-методической литературы на иностранном языке. Материалы статьи могут использоваться при разработке рабочих программ, лекционных и семинарских занятий по курсу «Биоэтика».
Биоэтика. 2019;12(2):6-11



Христианство и вспомогательные репродуктивные технологии: поиск нравственно-этических оснований
Аннотация
Проблемы ВРТ продолжают быть предметом как медицинских, философских и этических, так и богословских дискуссий среди представителей разных конфессий. Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) позволяют приводить в этот мир тех, кто в иной ситуации, без помощи новейших технологий, не смог бы оказаться среди нас; в той ситуации, когда естественный путь прихода невозможен. Но для этого медицина использует методы, которые чужды природе живого и природе человека как биологического вида, в частности. И надо заметить, что именно нравственно-этические нормы, укорененные в религиозном мировоззрении, испытывают наибольшее давление со стороны постоянно нарастающего потока перемен во всех сферах жизни, вызванных ускоряющимся научнотехническим прогрессом и особенно бурным развитием биотехнологий и особенно ВРТ. Можно выделить следующие проблемы ВРТ, которые, так или иначе, рассматривают все конфессии. К ним относится, прежде всего, избыток получаемых эмбрионов; суррогатное материнство; вмешательство в «судьбу» эмбрионов с помощью ПГД; недостаточная ответственность медперсонала и, как следствие, проблема «подлинности» генетического материала использующих ВРТ пациентов; использование ВРТ для одиноких женщин и мужчин, а также лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, что разрушает представление о традиционной семье.
Биоэтика. 2019;12(2):11-15



Духовность и нравственное состояние личности медицинской сестры
Аннотация
В статье изложены результаты исследования духовности и нравственного состояния личности медицинской сестры как условия формирования партнерских отношений в медицине в диадах: медицинская сестра - пациент, медицинская сестра - врач, медицинская сестра - медицинская сестра. Полученные данные позволили утверждать, что медицинские сестры являются зрелыми, духовно развитыми личностями. Они ощущают себя принадлежными к православной культуре (87,2 %) и признают необходимость сохранения в России традиционных религиозных ценностей (86,5 %). Однако 23,3 % медицинских сестер считают медицину, находящейся вне морали, а 6,3 % - даже противоречащей ей. Возможность вмешательства религии в медицину допускает очень малое число (6,6 %) медицинских сестер. Поддержание высокой духовной и нравственной культуры как условия формирования биоэтического мировоззрения в эпоху цифровой медицины требует непрерывного изучения биомедицинской этики на всех этапах профессиональной подготовки сестринских кадров.
Биоэтика. 2019;12(2):15-18



Этика тайм-менеджмента в условиях современной отечественной системы здравоохранения
Аннотация
Система здравоохранения в современных условиях взаимодействия практической медицины с наукой, образованием, бизнесом, государственными властными структурами требует эффективного управления. Этим обусловлено развитие современного этапа тайм-менеджмента, одной из важнейших задач которого является стремление к повышению собственной эффективности, быстрейшему достижению своих целей, обеспечивающему карьерный рост. Однако, в связи с невниманием к лучшим историческим традициям отечественной медицины и медицинского образования, выявилась тенденция обесценивания духовной составляющей врачевания. В связи с этим необходимо осмысление этических проблем тайм-менеджмента. Решение обозначенных проблем требует возрождения моральных и этических традиций отечественного врачевания, восстановления гуманитаризации профессии. Подходы к этому видятся в изменении организации и содержания высшего медицинского образования.
Биоэтика. 2019;12(2):19-25



Национальные особенности преподавания биоэтики в медицинском вузе
Аннотация
В статье обсуждается проблема востребованности биоэтического образования для студентов медицинского вуза, связанная с негативной тенденцией сокращения учебных часов на гуманитарные дисциплины. Такая точка зрения апеллирует к усилению профессиональной составляющей, определяющей профильные компетенции специалиста. В частности, предлагается сократить учебное время на преподавание биоэтики в медицинских вузах для его использования на обучение операциональным техникам, так называемым практическим навыкам. В качестве оппонирующей точки зрения предлагается анализ фрагмента учебной практики по биоэтике, разработанной ЮНЕСКО, по проблеме оказания медицинской помощи несовершеннолетним пациентам в области косметической хирургии. Студентам демонстрируется сложность этического решения, казалось бы, формально решенной нормами права проблемы. Сам процесс обсуждения, возникающие дискуссии, решение судьи, убеждают будущих врачей в неоднозначности принятия этических решений, а также этического контента правовых норм в области здравоохранения. Данная проблема поднимает целый ряд других этических дилемм, инициируя интерес студентов к этической стороне профессиональной деятельности. В статье приведены результаты социологического исследования студентов медицинского вуза [n = 92, средний возраст (19,2 ± 1,01) лет]. Несмотря на то, что 54,3 % респондентов считает, что 15-летний пациент не может давать согласие на косметические операции самостоятельно, 27,5 % студентов затруднились с ответом, также сомневаясь в возможности в 15-летнем возрасте адекватно принимать такие решения. Полученные данные демонстрируют общие этические проблемы, поднимаемые предлагаемой в курсе биоэтики ЮНЕСКО задачей-случаем. Несмотря на возможные расхождения правовых норм национальных законодательств, культурные, конфессиональные или атеистические особенности стран, этические проблемы профессиональной деятельности носят общий характер.
Биоэтика. 2019;12(2):25-30



Крионика: организационно-правовые и этические аспекты
Аннотация
Работа посвящена крионике как области научно-практической деятельности, занимающейся заморозкой людей с целью восстановления их жизнедеятельности в будущем при помощи соответствующих технологий. В статье рассматриваются проблемы организационного характера, связанные с деятельностью криофирм на мировом рынке. Поднимается проблематика, связанная с правовым аспектом крионики, который выражается в отсутствие нормативноправовых актов, регулирующих положения и деятельность только кампаний, занимающихся криоконсервацией. Обращается внимание на этическую составляющую крионики. Приводятся аргументы противников и сторонников крионики. Предлагаются средства и методы для решения насущных проблем, связанных с криоконсервацией человека, деятельностью крионических фирм и малой распространенностью идей крионики в современном обществе.
Биоэтика. 2019;12(2):30-36



Итоги разработки и внедрения системы персонализированного медицинского образования в Волгоградском государственном медицинском университете
Аннотация
Персонализация образовательного процесса в медицинском вузе является одним их необходимых условий успешной подготовки профессиональных медицинских кадров. В статье представлен 7-летний опыт внедрения дисциплины «Курса мануальных навыков и клинической анатомии» на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Волгоградского государственного медицинского университета и 10-летний опыт студенческого Хирургического Клуба ВолгГМУ, в работу которого внедрена персонализированная система образования будущих хирургов. Доказана целесообразность дисциплины «Курса мануальных навыков и клинической анатомии» в медицинском вузе, как составляющей части персонализированного медицинского образования. В настоящее время данная дисциплина внедрена в 27 медицинских вузах России. Итоги работы Хирургического Клуба ВолгГМУ, как прообраза инновационного студенческого медицинского профессионального сообщества, продемонстрировали успешные результаты предложенной системы персонализированного медицинского образования на этапе обучения в вузе, постдипломного обучения и в профессиональной деятельности врача.
Биоэтика. 2019;12(2):37-43



Социологическое исследование оценки выпускника медицинского вуза к выбранной профессии
Аннотация
В статье рассматривается оценка и отношение выпускника медицинского вуза к выбранной профессии. Было проведено социологическое исследование среди студентов пятого и шестого курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов Астраханского государственного медицинского университета. Проведен качественный и количественный анализ анкет («Отношение студентов Астраханского ГМУ к получаемому образованию»). В исследовании рассмотрены и протестированы две группы: юноши и девушки старших курсов медицинского вуза, определено их отношение к получаемому образованию в вузе. Проведен социологический опрос с использованием авторской анкеты, состоящей из 15 вопросов. Всем исследуемым были адекватно разъяснены цели исследования, а также их юридические права при условии добровольного участия в этом исследовании. В исследовании были рассмотрены мотивы выбора данной профессии у выпускников медицинского вуза, а также планируют ли выпускники медицинского вуза по окончании обучения остаться в системе здравоохранения и каковы причины отсутствия желания работать в медицинских учреждениях. В ходе исследования определили тенденции к утечке кадров по результатам проведенного опроса. Была определена оценка выпускников к выбранной профессии.
Биоэтика. 2019;12(2):44-46



Этические проблемы подготовки клинических психологов в контексте использования ими интернета для проведения психологической диагностики и коррекции
Аннотация
Рассмотрены этические проблемы подготовки студентов - будущих клинических психологов в контексте использования ими Интернета для проведения психологической диагностики и коррекции. Показано, что данная практика предполагает многие не только психолого-педагогические, но и этические проблемы, которые в настоящее время в отечественной литературе недостаточно проработаны. Сделан вывод о том, что проведение психологической диагностики и коррекции с помощью Интернета практикующими (в том числе клиническими / медицинскими) психологами будет постепенно приобретать всё более широкий масштаб. Поэтому учащиеся должны иметь знания об этике и специфики использования Интернет-технологий в данных направлениях. Эти знания могут быть получены в рамках соответствующего факультатива на 5-м курсе (10-м семестре), а более раннее использование студентами подобных Интернет-технологий нежелательно.
Биоэтика. 2019;12(2):46-49



Принципы «медицины 4п» в гигиене труда: этические проблемы (на примере профессии «станочник по металлообработке»)
Аннотация
В последнее время всё большее распространение получает абсолютно новая модель здравоохранения -так называемая 4П-медицина, медицина будущего. Свое название она получила от четырех основополагающих принципов: персонализации, предикции, превентивности и партисипативности. Данная модель является приоритетной для всей системы здравоохранения нашей страны, в том числе для такой отрасли профилактической медицины как гигиена труда. При этом реализация принципов «Медицина 4П» в гигиене труда затруднена в связи с наличием комплекса этических проблем. В связи с этим необходима разработка новых методических приемов и нормативных документов, регламентирующих данную деятельность в условиях реального производства.
Биоэтика. 2019;12(2):50-52



Применение интегрального подхода в этике радиологической защиты
Аннотация
Основная задача данного исследования - продолжить открытый диалог между представителями атомной отрасли и заинтересованной общественностью по вопросам этики принятия решений в ядерной энергетике. Авторы рассматривают указанные проблемы с точки зрения интегральной философии и дифференциации уровней сознания. Исследование состоит из двух частей. Первая часть, публикуемая в настоящем издании, посвящена анализу этических платформ радиологической защиты населения и принципов биомедицинской этики с точки зрения уровневого подхода. Даётся сводная таблица отображения этических коррелятов радиационной безопасности и принципов биоэтики.
Биоэтика. 2019;12(2):53-58



Формирование этических принципов у студентов на кафедре терапевтической стоматологии ВолгГМУ
Аннотация
Обучение студентов деонтологическим принципам является ключевым моментом в формировании будущего доктора, т. к. профессия врача требует серьезного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, внимательного, доброго отношения к пациентам. На кафедре терапевтической стоматологии ВолгГМУ накоплен большой опыт работы по формирование этических принципов у студентов. В статье освящены основные направления этой работы: активные и интерактивные методы обучения, привлечение студентов к практической работе и т. д. Личный пример и профессионализм преподавателя помогают общению и умению правильно выстроить диалог с пациентом, формируют у студента чувство уверенности в выполнении врачебных действий. Будущему врачу надо уметь анализировать свою работу, правильно оценивать и быть ответственным за качество выполненной работы. Формирование высокообразованной, гармоничной личности врача зависит от уровня его профессиональной подготовки, квалификации, использовании деонтологических принципов в своей работе.
Биоэтика. 2019;12(2):58-60



РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА
Биоэтика. 2019;12(2):61-61



ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
Биоэтика. 2019;12(2):61-63


