Humanitarian expertise in higher medical education from the perspective of implementing the decree the President of the Russian Federation No. 809
- Authors: Sedova N.N.1
-
Affiliations:
- Volgograd State Medical University
- Issue: Vol 17, No 2 (2024)
- Pages: 3-6
- Section: Editorials
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/642404
- DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2024-17-2-3-6
- ID: 642404
Cite item
Full Text
Abstract
The Forum of Civil Initiatives “Russia 809” was held in St. Petersburg on July 28–30, 2024. In order to understand the full importance and social significance of this event, you need to go back a little bit. In 2014, Decree of the President of the Russian Federation No. 808 dated December 24, 2014 “On Approval of the Fundamentals of State Cultural Policy” (Collection of Legislation of the Russian Federation, 2014, No. 52, Article 7753) was published. The events taking place in the world forced us to return to some, not to say “many”, provisions of this document and seriously supplement it. This was done in two documents: Decree of the President of Russia “On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values” dated November 9, 2022 No. 809 and Decree of the President of the Russian Federation “On Amendments to the Foundations of State Cultural Policy approved by Decree of the President of the Russian Federation dated December 24, 2014 No.808” dated January 25, 2023 No. 35.
Full Text
В Указе № 35 от 25.01.2023 г. определены базисные положения для выработки государственной культурной политики: «Перед Российской Федерацией стоит задача сбережения народа России, сохранения фундаментальных ценностей и принципов, на которых основано единство российского общества, обеспечения дальнейшего развития страны как социального государства, гарантирующего защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни граждан. Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса»[1].
Принципиальное значение в современной ситуации в России и в мире имеют положения Указа № 809, они конкретны, чрезвычайно актуальны и ориентированы четко на общество в целом, на территориальные образования и социальные группы, на каждого человека. Можно предположить, что без детализации и категориальной определенности системы традиционных российских ценностей, задачи прогрессивного развития России решены быть не могут. Это было центральной проблемой петербургского Форума «Россия 809». Необычное название объясняется просто: Форум был посвящен реализации Указа Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года № 809. Разработка и принятие этого Указа ориентированы, в первую очередь, на практические действия.
Какие же задачи определены в Указе Президента?
Вот основные:
«а) разработка органами публичной власти планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
б) оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;
в) мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ»[2].
При этом характер таких действий должен логично вписываться в профессиональную или учебную деятельность каждого человека, быть не чем-то специально организованным в дополнение к жизнеобеспечивающим компонентам бытийности (семья, профессия, увлечения и т. п.), а базисным инвариантом личности, проявляющимся во всех ее действиях.
Каким образом можно этого достичь в области высшего образования? Знакомство с материалами форума, участие в дискуссиях, заседаниях круглых столов, мастер-классах позволило сформулировать некоторые положения и предложения, которые мы предлагаем рассмотреть и обсудить на страницах нашего журнала:
- Необходимо повысить статус гуманитарного образования в непрофильных вузах: ввести сквозной график изучения гуманитарных дисциплин на всех курсах, на первых двух – теоретическая часть социально-гуманитарных дисциплин, ориентированная на профессию, на остальных – практикумы по выбору по социально-гуманитарным дисциплинам. Практикумы ведут совместно преподаватель-гуманитарий и преподаватель-специалист в данной дисциплине. Целесообразно утвердить единую номенклатуру гуманитарных дисциплин для всех непрофильных вузов. В системе ДПО: Обязательный курс по этико-правовым основам профессиональной деятельности.
- Разработать и внедрить систему Непрерывного Гуманитарного Образования (НГО): включить гуманитарную проблематику в курсы профильных теоретических дисциплин и практикумов; предусмотреть обязательное повышение квалификации по гуманитарным наукам для преподавателей и специалистов негуманитарных направлений.
- Разработать и ввести в социальную практику систему Гуманитарной экспертизы в высшем образовании с перспективой расширения ее применения. В работе «Основы гуманитарной экспертизы» Б. Г. Юдин пишет: «…необходима особого рода систематически организованная деятельность, направленная на прогнозирование вновь возникающих угроз для человеческого потенциала. Ядром такого рода деятельности, на наш взгляд, должна быть гуманитарная экспертиза» [1]. Гуманитарная экспертиза в высшем образовании в контексте реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» – это экспликация ценностных ориентаций в выработке профессиональных навыков, оценка их содержания и корректировка применения.
Методика реализации Гуманитарной экспертизы (ГЭ):
Объект ГЭ. Образовательная, научная и практическая деятельность вуза.
Субъекты ГЭ. Независимая комиссия (по аналогии с этическими комитетами медицинских вузов и научных организаций). Выбирается общим собранием коллектива. Ротация – один раз в три года. 50 % членов – гуманитарии, 25 % – специалисты по профилю вуза, 25 % – представители общественности, не связанные личными, профессиональными или любыми другими отношениями с данным вузом.
Формы проведения ГЭ. Сбор информации о характере использования гуманитарных знаний и формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Открытое обсуждение. Выработка рекомендаций
Индикаторы. Указ 809, п. 1.5.
Результаты и использование. Рекомендации для субъектов государственной политики в гуманитарной сфере.
Какие риски выявляет гуманитарная экспертиза?
«… а) создание условий для саморазрушения общества, ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;
б) усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;
в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;
г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков;
д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;
е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;
ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом»[3] (п.II.17).
Как реализовать положения Указа Президента в медицинском образовании?
Вариант 1. Выход в социальную практику.
В преподавании каждой клинической дисциплины в заключительной части цикла ввести занятие на тему «Социально-гуманитарные проблемы клинической практики». Контингент – студенты. Форма проведения занятия – лекция-диалог + практикум, 2 часа. Преподаватели – 1 клиницист и 1 гуманитарий.
Вариант 2. Непрерывный процесс.
Шаг 1
Курс 1–2 – теоретическая часть социально-гуманитарных дисциплин, ориентированная на медицинские профессии (например, философия медицины, а не философия; биомедицинская этика, а не биоэтика; медицинское право, а не правоведение и т.п.).
Шаг 2
Курс 3, 4, 5, 6 – практикумы по выбору по социально-гуманитарным дисциплинам (например, «Hard skills и Soft skills в профессиональной деятельности врача», «Медицина в решении демографической проблемы», «Профессиональная деятельность врача по повышению качества жизни», «Особенности общения с пациентами врача-геронтолога», «Новые биомедицинские технологии в клинической практике: польза и риски», «Пациенториентированный подход в 4П-медицине», «Практическое использование достижений персонализированной медицины», «Теория доказательств и практика доказательной медицины», «Отношения врача и пациента: от рождения до смерти», «Социально-психологические методы в танатологии», «Принятие решений в медицинской практике», «Врачебная ошибка: причины и пути предупреждения», «Как овладеть навыками Soft Skills молодому врачу» и т.п.). Тематика практикумов по выбору определяется вузом с учетом приоритетных научных направлений и кадрового состава преподавателей.
Шаг 3
Ординатура. Обязательный курс по этико-право-вым основам медицинской деятельности (72 ч, лекции 12 ч, практикум 30 ч, самостоятельная работа 30 ч). курсы по выбору по направлениям ординатуры «Социально-гуманитарные навыки в работе врача-….. (специальность)».
Шаг 4
Аспирантура. Обязательный курс «Методология научной деятельности в медицине». Курсы по выбору (например, «Этическая экспертиза клинических и доклинических исследований», «Защита прав пациента в клинических испытаниях», «Этические комитеты и этическое консультирование в медицине», «Критическое мышление и искусственный интеллект», «Логика и методология эмпирических исследований в медицине» и т. п.).
Наши предложения – варианты для размышлений. Будем признательны за ваше участие в их обсуждении.
Дополнительная информация
Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Additional information
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The author declares that they have no competing interests.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301250004
[2] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019
[3] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
About the authors
Natalya N. Sedova
Volgograd State Medical University
Author for correspondence.
Email: nns18@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6775-0787
Doctor of Philosophy, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Higher School of Medical Humanities of the Institute of Public Health, member of the Clinical Research Ethics Council of the Ministry of Health of Russia
Russian Federation, VolgogradReferences
- Ashmarin, I. I., Yudin, B. G. Fundamentals of humanitarian expertise. Chelovek = Man. 1997;3:77. (in Rus.).
Supplementary files
