Сетевая форма преподавания биоэтики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цифровая образовательная среда позволяет широко внедрять сетевую форму обучения. В сообщении приводится пример обмена лекциями по биоэтике между Ростовским, Волгоградским, Пермским медицинскими университетами, Пущинским государственным естественно-научным институтом. Отмечаются новые возможности для студентов, магистров и аспирантов в приобщении к этическим ценностям жизни. Выдвигается предложение заключать договоры между вузами, как это предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», по внедрению сетевой формы гуманитарного образования. И прежде всего в области биоэтики.

Полный текст

В новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ. В ней сказано:

«1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Элементы сетевой формы обучения студентов медицинских вузов уже начали широко внедряться. Интересен в этом отношении опыт преподавания биоэтики, о котором мы хотим рассказать.

Высшая школа медицинской гуманитаристики института общественного здоровья ВолгГМУ начала программу обмена лекциями с лучшими преподавателями медицинских вузов России. В феврале этого года перед студентами волгоградского меда выступил известный биолог, заведующий кафедрой Пущинского государственного естественнонаучного института Х.П. Тирас, который представил свой взгляд на смысл и перспективы биоэтики. Это был новый для студентов-медиков подход, который их заинтересовал, что было видно по большому количеству вопросов. Ответную лекцию в Пущино волгоградские профессора посвятили этической экспертизе экспериментов с животными – теме весьма актуальной для магистров-биологов пущинского вуза.

В марте перед аспирантами из Волгограда и Перми выступила доктор философских наук, профессор кафедры философии Пермского государственного медицинского университета Ирина Анатольевна Серова. На этот раз применили новую методику – «лекция-на-двоих». Это была лекция-дискуссия между Ириной Анатольевной и профессором ВолгГМУ Натальей Николаевной Седовой. Она получила много положительных откликов от аспирантов обоих вузов. В свою очередь, Н.Н. Седова прочла для того же контингента лекцию «Этическая экспертиза клинических исследований».

Очень интересным был обмен лекциями с Ростовским медицинским университетом. Заведующая кафедрой философии этого вуза доктор философских наук, профессор Вигель Нарине Липоритовна прочла для аспирантов ВолгГМУ лекцию на тему «Эстетика в медицине». В ВолгГМУ эта тема не изучается, тем больший интерес проявили к ней аспиранты. Они были приятно поражены изящной презентацией и уникальными сведениями, которые сообщил лектор. Профессор Н.Л. Вигель прибегла к интересной методике – она не стала делать никакого заключения, вместо этого показала аспирантам видеоролик – «Вальс цветов» Чайковского в исполнении артистов балета Большого театра. И это оказало неповторимое воздействие на слушателей, многие из которых выразили желание глубже изучать медицинскую эстетику. Сейчас в Высшей школе медицинской гуманитаристики решается вопрос о разработке соответствующего курса.

Ответная лекция для ростовчан была посвящена проблеме концептуализации современной медицины. В ней профессор Н.Н. Седова предложила авторскую типологию современных направлений в медицине, претендующих на статус концептуальных: исследования качества жизни, ассоциированного со здоровьем, доказательной медицины, персонализированной медицины, трансляционной медицины и 4П-медицины. Аспирантам было предложено определить, с каким из этих направлений связано их диссертационное исследование.

Уже эти примеры показывают перспективы преподавания биоэтики в цифровой среде. А с позиции студентов и аспирантов именно так и нужно ее преподавать. Разные подходы, разные школы, разная методика преподавания создают поливариантный контент биоэтики, в котором каждый обучающийся может найти что-то, что интересует именно его. Очень надеемся, что эта практика распространится на все медицинские вузы, что между ними будут заключены договоры о сетевой форме обучения биоэтике, и это принесет несомненную пользу и студентам, и аспирантам.

Дополнительная информация

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

×

Об авторах

Светлана Александровна Костенко

Волгоградский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kostenko_sa@inbox.ru

аспирант кафедры философии, биоэтики и права

Россия, Волгоград

Сергей Николаевич Власов

Ростовский государственный медицинский университет

Email: ser.vl4s0v02@yandex.ru

студент

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Костенко С.А., Власов С.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.