Network form of teaching bioethics

Cover Page

Cite item

Abstract

The digital educational environment makes it possible to widely implement the network form of education. The report gives an example of the exchange of lectures on bioethics between Rostov, Volgograd, Perm Medical Universities, Pushchino State Natural Science Institute. New opportunities are noted for students, masters and graduate students in familiarizing themselves with the ethical values ​​of life. A proposal is put forward to conclude agreements between universities, as provided for by the Federal Law "On Education in the Russian Federation", on the introduction of a network form of liberal education. And, above all, in the field of bioethics.

Full Text

В новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ. В ней сказано:

«1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Элементы сетевой формы обучения студентов медицинских вузов уже начали широко внедряться. Интересен в этом отношении опыт преподавания биоэтики, о котором мы хотим рассказать.

Высшая школа медицинской гуманитаристики института общественного здоровья ВолгГМУ начала программу обмена лекциями с лучшими преподавателями медицинских вузов России. В феврале этого года перед студентами волгоградского меда выступил известный биолог, заведующий кафедрой Пущинского государственного естественнонаучного института Х.П. Тирас, который представил свой взгляд на смысл и перспективы биоэтики. Это был новый для студентов-медиков подход, который их заинтересовал, что было видно по большому количеству вопросов. Ответную лекцию в Пущино волгоградские профессора посвятили этической экспертизе экспериментов с животными – теме весьма актуальной для магистров-биологов пущинского вуза.

В марте перед аспирантами из Волгограда и Перми выступила доктор философских наук, профессор кафедры философии Пермского государственного медицинского университета Ирина Анатольевна Серова. На этот раз применили новую методику – «лекция-на-двоих». Это была лекция-дискуссия между Ириной Анатольевной и профессором ВолгГМУ Натальей Николаевной Седовой. Она получила много положительных откликов от аспирантов обоих вузов. В свою очередь, Н.Н. Седова прочла для того же контингента лекцию «Этическая экспертиза клинических исследований».

Очень интересным был обмен лекциями с Ростовским медицинским университетом. Заведующая кафедрой философии этого вуза доктор философских наук, профессор Вигель Нарине Липоритовна прочла для аспирантов ВолгГМУ лекцию на тему «Эстетика в медицине». В ВолгГМУ эта тема не изучается, тем больший интерес проявили к ней аспиранты. Они были приятно поражены изящной презентацией и уникальными сведениями, которые сообщил лектор. Профессор Н.Л. Вигель прибегла к интересной методике – она не стала делать никакого заключения, вместо этого показала аспирантам видеоролик – «Вальс цветов» Чайковского в исполнении артистов балета Большого театра. И это оказало неповторимое воздействие на слушателей, многие из которых выразили желание глубже изучать медицинскую эстетику. Сейчас в Высшей школе медицинской гуманитаристики решается вопрос о разработке соответствующего курса.

Ответная лекция для ростовчан была посвящена проблеме концептуализации современной медицины. В ней профессор Н.Н. Седова предложила авторскую типологию современных направлений в медицине, претендующих на статус концептуальных: исследования качества жизни, ассоциированного со здоровьем, доказательной медицины, персонализированной медицины, трансляционной медицины и 4П-медицины. Аспирантам было предложено определить, с каким из этих направлений связано их диссертационное исследование.

Уже эти примеры показывают перспективы преподавания биоэтики в цифровой среде. А с позиции студентов и аспирантов именно так и нужно ее преподавать. Разные подходы, разные школы, разная методика преподавания создают поливариантный контент биоэтики, в котором каждый обучающийся может найти что-то, что интересует именно его. Очень надеемся, что эта практика распространится на все медицинские вузы, что между ними будут заключены договоры о сетевой форме обучения биоэтике, и это принесет несомненную пользу и студентам, и аспирантам.

Дополнительная информация

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

×

About the authors

Svetlana A. Kostenko

Volgograd State Medical University

Author for correspondence.
Email: kostenko_sa@inbox.ru

Postgraduate student of the Department of Philosophy

Russian Federation, Volgograd

Sergey N. Vlasov

Rostov State Medical University

Email: ser.vl4s0v02@yandex.ru

student

Russian Federation, Rostov-on-Don

References


Copyright (c) 2022 Kostenko S.A., Vlasov S.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies