Этико-правовые проблемы организации психологической помощи в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Состояние психологического здоровья населения требует незамедлительного решения этических, правовых и социально-медицинских проблем в плане организации психологической помощи в России. Сохранение и укрепление психологического здоровья населения является приоритетной задачей современной государственной политики, что подтверждается многими правительственными законодательными актами, содержащими подобную информацию. Здоровье населения в данных социально-экономических и политических условиях отличается крайней нестабильностью, ростом числа психопатий, суицидального и девиантного поведения, особенно среди молодежи. Постковидное социальное пространство характеризуется увеличением депрессивных состояний, тревожных расстройств, связанных с длительной изоляцией населения. Это усугубляется рядом социальных и военно-политических факторов, вызывающих постоянное стрессирование населения вплоть до откровенной паники и фобий, толкнувших значительную часть населения на принятие опрометчивых решений вплоть до выезда из страны и суицидальных попыток. Однако при грамотно организованной и качественно проведенной психологической помощи массового оттока населения на фоне паники вполне возможно было бы избежать. В связи с этим проблема создания единого правительственного закона об организации психологической помощи в России является наиболее актуальной. Подобные законы были приняты, но они отличались разрозненностью и недоработками в плане профессионального образования и подготовки специалистов-психологов.

В данной статье рассматриваются пути решения этических и правовых проблем, связанных с созданием единого федерального закона о психологической помощи населению и разработке профессионального стандарта для подготовки специалистов-психологов с учетом этических, правовых, образовательных и личностных качеств, с четким описанием прав и обязанностей практикующих психологов. Автором также рассматривается необходимость и возможность введения должности штатного психолога в каждом образовательном, ведомственном учреждении, в офисе, на предприятии, в медицинских и социальных учреждениях, включая женские консультации и хосписы. Особое внимание следует уделить совершенствованию Уголовного кодекса в части положений, регламентирующих безопасную психологическую помощь и предусматривающих уголовное наказание за нанесение ущерба психологическому здоровью пациента при использовании профессиональных знаний в корыстных целях, а также при привлечении людей, нуждающихся в психологической помощи, в секты под видом групповой психотерапии. Предполагается обязательная сертификация и регистрация практикующих психологов, введение сертификационного лицензирования психологов.

Полный текст

Психологическое здоровье населения, характеризующееся душевным равновесием и комфортом, стабильной внутриличностной гармонией и позитивным социальным настроем, является главным достоянием общества, нацеленного на благополучие и развитие народа и страны в целом.

На современном этапе в период новых социально-экономических и геополитических преобразований психологическое здоровье населения значительно ухудшилось. В настоящее время 792 млн человек (10,7 %) от всего населения планеты страдает различными психическими и ментальными расстройствами. В России, по данным Минздрава, количество людей с психическими расстройствами составляет 5,6 млн человек. Из них расстройствами непсихотического характера страдает 2 920 000 человек. Согласно данным Института показателей и оценки здоровья, численность таких людей составляет в России 17 467 400 человек. Из них депрессивными расстройствами страдает 5 453 800 человек, тревожными расстройствами – 4 999 400 человек, синдромом дефицита внимания и гиперактивности – 1 208 400 человек, биполярным расстройством – 853 000 человек, идиопатической умственной отсталостью в развитии – 594 400 человек, расстройствами аутистического спектра – 541 000 человек, шизофренией– 498 100 человек, расстройствами пищевого поведения – 200 600 человек, другими психическими расстройствами – 2 540 400 человек (URL; https://rosstat.gov.ru). Статистический анализ показывает, что большая часть – это пациенты, нуждающиеся в психологической помощи [1, 2]. Чаще всего в помощи психолога нуждаются психически здоровые люди, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. В квалифицированной психологической помощи нуждаются также люди с отклонениями психологического здоровья, которые могут привести к суициду, агрессии, девиантному и антисоциальному поведению.

Нынешняя обстановка в стране характеризуется напряженностью, обилием стрессорных факторов, которые, в дополнение к постковидным депрессиям, могут приводить к росту числа психозов, тревожных состояний, фобий у населения. Чаще всего такими заболеваниями страдает молодежь – главный трудовой, научный, репродуктивный и военный потенциал страны. Гораздо чаще стали встречаться проявления девиантного поведения среди молодежи в виде неадекватных мыслей и эмоций, вербальной и физической агрессии по отношению к окружающим. Между тем это может быть первым проявлением психических заболеваний, аффективных расстройств и расстройств аутистического спектра, алкогольных и токсических психозов, которые возможно предотвратить при своевременно оказанной качественной психологической помощи. Так, по данным Росстата, количество обращений за психологической помощью в период с 2019 по 2020 г. возросло на 89 %. В связи с этим необычайно актуальной проблемой является организация психологической помощи на государственном уровне [2].

Для более полного понимания проблемы необходимо дифференцировать понятия психического и психологического здоровья, так как психологическая помощь не рассматривается как обеспечение психического здоровья [3]. Психическое здоровье – это состояние духовного благополучия, когда человек способен полностью реализовать свои способности, самостоятельно справляться со стрессами, сознательно и продуктивно трудиться и вносить свой вклад в развитие общества. Психическое здоровье включает в себя состояние полного эмоционального, социального и психологического здоровья. Состояние психического здоровья определяют врачи-психиатры.

Психологическое здоровье касается личностных качеств человека и характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием собственной значимости, цели и смысла жизни, способностью к саморегуляции, самосохранению и сбережению собственного здоровья.

Психологическая помощь заключается в сохранении психологического здоровья, достижении личностного комфорта человека, а также в диагностике психических заболеваний с целью срочного направления к врачу психиатру, если таковые имеются.

Особое значение при разработке единого федерального закона по оказанию психологической помощи следует уделить профессиональной подготовке психологов. Важную роль при этом играет предварительный отбор абитуриентов, желающих обучаться по направлению «Психология». Ранее психологическое консультирование и психотерапия осуществлялись только специально подготовленными врачами-психиатрами. Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 01.06.2021 года № 852, редакция от 20.03.2024 «О лицензировании медицинской деятельности» лицензирование стало необязательным. В связи с этим в последнее время отмечается тенденция к увеличению количества психологов без медицинского образования, которые работают в области психотерапии. При этом ответственность за эффективность проводимых мероприятий возрастает, как и требование к профессиональным качествам психологов. Психологу-консультанту необходимо уметь игнорировать собственные проблемы и внимательно вникать в проблемы пациента. При этом полностью должны быть исключены агрессия или негативные эмоции у психолога. Наиболее важными качествами для психолога, как и для врача, являются уравновешенность и беспристрастность в сочетании с полным принятием клиента и эмпатией [4, 5].

С целью исследования личностных качеств будущих психологов автором было проведено пилотное исследование студентов первого курса ММУ, обучающихся по направлению «Психология». Для экспресс-диагностики использовались проективные методики (рисуночная методика М.З. Друкаревич). Данные методики отличаются направленностью на выявление неосознаваемых, скрытых особенностей личности. Они не являются стандартизированными, однако играют неоценимую роль в исследовании личностных качеств студентов.

В исследовании приняли участие 85 студентов. Оценка личностных качеств проводилась по следующим критериям: самооценка, эмпатия, агрессия, депрессия. Анализ результатов показал, что адекватная и завышенная самооценка наблюдалась у 79 % студентов, эмпатийные способности – у 76 %, отсутствие эмпатии – у 23,6 %. Наличие депрессии отмечалось у 56,3 % студентов, отсутствие депрессии – у 44,7 %. Выраженная агрессия наблюдалась у 20 % студентов, защитная агрессия – у 49,4 %, отсутствие агрессии – у 30,6 %, то есть агрессия у студентов-психологов либо отсутствовала, либо проявлялась как защитная реакция в большинстве случаев – 80 %. При этом студенты в основном обладали высокой степенью эмпатии – 76,4 %, редко подвержены были депрессии – 78,8 %, обладали адекватной самооценкой – 79 % случаев. В результате проведенного исследования было выявлено также, что 20 % студентов обладали тенденцией к агрессии, а 55,3 % студентов склонны к депрессии. Поскольку выявленные эмоциональные качества психологов не соответствовали профессиональным требованиям, им была рекомендована консультация психолога, релаксирующие занятия с психологом и аутотренинг [3].

В связи с этим при разработке единого профессионального стандарта Российской Федерации для лицензирования психологов следует учитывать положение об обязательном профессиональном отборе на обучение по специальности «Психология».

Анализ современных нормативно-правовых актов показал, что существуют документы, лишь косвенно регламентирующие права российских граждан на обеспечение психологического здоровья и психологической помощи. Например, статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует права граждан на охрану и укрепление здоровья. При этом отсутствует положение о праве граждан на получение квалифицированной психологической помощи [6].

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует право граждан на сохранение и укрепление здоровья. Но в основном это касается обеспечения психического здоровья, а об обеспечении психологической помощи населению конкретных упоминаний нет [6].

Статья 36 Федерального Закона предусматривает возможность оказания мер психологической поддержки, духовной помощи в амбулаторных условиях, то есть при поликлиниках. Однако не в каждой поликлинике имеется штатный психолог.

Статья 40 Федерального Закона рассматривает гарантию мероприятий по медицинской реабилитации граждан с психологической помощью семье.

Статья 51 Федерального Закона регламентирует право на получение консультации по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений. Все эти статьи лишь косвенно гарантируют психологическую помощь гражданам. Наиболее эффективной мерой, гарантирующей психологическую помощь в экстренном случае, является организация телефона «горячей линии» согласно приказу МЧС России от 20.09.2011 и создание службы «Телефон доверия» [6].

Отсутствие единого Федерального закона о психологической помощи в Российской Федерации повлекло за собой внедрение подобных законов в различных субъектах Российской Федерации. В Москве, в частности, закон был принят 7 октября 2009 года, № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве». Но и эти законы не учитывают всех нюансов психологической помощи. Отсутствуют и конкретные разграничения между сферами деятельности психологов различной специализации: педагогов-психологов, психологов-консультантов, клинических психологов, что имеет важное значение при оказании профильных услуг пациентам [6].

Кроме того, отсутствуют границы между правами и обязанностями психиатров и психологов. Возможно, следует распределить сферы компетенции по нозологическим формам и по правомерности применения некоторых лечебных методик и техник психологами во избежание нанесения вреда психическому здоровью пациента в результате некомпетентности психолога.

Следует заметить, что попытки создания единого Федерального Закона предпринимались неоднократно. Так, в 2014 г. депутатом Государственной Думы Л.И. Шевцовой был предложен проект Федерального Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации». Проект был отклонен. В декабре 2020 г. проект был доработан, в нем были определены понятия психологической помощи, ее виды, рассмотрены права и обязанности практикующего психолога и, главное, определены права пациента на оказание психологической помощи. Однако, несмотря на многочисленные попытки и представленные проекты, Федеральный Закон так и не был принят.

Анализ современной нормативно-правовой базы показал, что правовые аспекты оказания психологической помощи не доработаны, а сами законы не систематизированы и разрознены. Между тем, каждый гражданин Российской Федерации может находиться в сложной жизненной ситуации и имеет полное гарантированное государством право на оказание квалифицированной психологической помощи.

В отличие от других стран психологическая помощь в России недостаточно популярна среди населения. Это может быть связано с недоверием и настороженностью по отношению к лицам, оказывающим подобные услуги. В настоящее время психологическую помощь предлагают абсолютно некомпетентные люди, не имеющие не только профильного образования, но и любого образования вообще. При этом предлагаются платные услуги в онлайн-формате. Подтверждением тому могут служить нарративные интервью с практикующими психологами.

Интервью с практикующим психологом Ф. Базовое образование – экономическое. Стаж работы психологом-консультантом – 3 года:

«... Мы с пациенткой N прошли долгий путь процесса родов. Вместе прошли по родовым путям, пережили все трудности вплоть до момента родов...».

«... В состояние транса ввожу сразу, как только пациент заходит в кабинет, и говорю: вы уже в трансе". Свои услуги я оцениваю недорого: введение в транс индивидуальным методом стоит 15000 рублей, групповым 3000 рублей…».

Интервью с практикующим психологом Н. Базовое образование – профильное, психологическое. Стаж работы – 4 года.

«... Во время прохождения стажировки был поражен тем, что квалифицированные психологи, владеющие техникой суггестии, откровенно навязывают выгодные для них установки пациентам с корыстными целями. При этом они не нарушают договоры, имеют лицензию, профильное образование и достаточно хорошо известны в научных кругах...».

Оказание такого рода психологической помощи, основанной исключительно на извлечении финансовой выгоды от пациента, может нанести непоправимый вред больному.

Интервью с врачом-психиатром, клиническим психологом П. Стаж работы – 18 лет.

«... Очень часто к нам поступают больные в крайне тяжелом состоянии. Это больные после неадекватной психотерапии, проведенной неквалифицированным психологом. Состояние бывает настолько тяжелым, что мы не можем вывести больного даже с помощью сильнодействующего медикаментозного лечения...»

Для решения сложившихся проблем необходимо создать единый государственный профессиональный стандарт лицензирования психологов в Российской Федерации, регламентирующий права и обязанности лиц, оказывающих психологическую помощь. В современном законодательстве наблюдаются явные пробелы в данном направлении. Следует также четко разграничить сферы деятельности и полномочия психологов и врачей-психиатров. Осуществление всех видов психотерапии должно быть исключительно в компетенции врачей-психиатров, как более подготовленных специалистов в этой области. При этом необходимо сохранить преемственность между системой психологической помощи и психиатрической службой.

Таким образом, современная социально-экономическая и военно-политическая обстановка в стране определила острую необходимость создания единой государственной службы психологической помощи населению. С целью создания государственной службы психологической помощи следует разработать и утвердить Федеральный Закон об осуществлении психологической помощи в Российской Федерации с четким определением прав и обязанностей практикующих психологов и их пациентов и конкретным разграничением сферы деятельности психологов и врачей-психиатров, сохраняя при этом преемственность психологической помощи и психиатрической службы, определяя круг задач психолога, в который входит не только оказание помощи психически здоровым людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, но и выявление больных с психическими заболеваниями с целью немедленного направления их к психиатру во избежание суицидов, аффективных и психопатических выпадов, приступов ярости и социальной агрессии.

Допуск к профессиональной психологической практике необходимо обеспечить только специалистам с высшим профильным психологическим или медицинским образованием (специалитет, бакалавриат, магистратура).

Внедрение предварительного профессионального отбора будущих студентов психологов с прохождением практики в волонтерских организациях, хосписах, реабилитационных центрах, домах ребенка и домах престарелых могло бы способствовать формированию эмпатии и милосердию.

Особое внимание следует уделить совершенствованию положений, регламентирующих безопасную психологическую помощь и предусматривающих уголовное наказание за нанесение ущерба психическому и психологическому здоровью пациента при использовании профессиональных знаний в корыстных целях, а также при привлечении людей, нуждающихся в психологической помощи, в секты под видом групповой психотерапии. Рекомендуется обязательная сертификация психологов каждые 5 лет и регистрация их в Едином реестре профессиональных психологов, а также внедрение ежемесячных супервизий в центрах психологической помощи.

Создание единого стандарта Российской Федерации по лицензированию психологов могло бы способствовать конкретизации их прав и обязанностей и определению требований к профессиональной деятельности, а введение системы сертификационного лицензирования психологов с последующей сдачей экзамена способствовало бы повышению качества психологической помощи населению.

В свою очередь, следует разработать определенные положения в Уголовном кодексе, предусматривающие уголовное наказание за нанесение ущерба здоровью пациента при оказании психологической помощи.

Особое внимание следует уделить разработке и внедрению законодательного утвержденного кодекса чести профессионального психолога, включающего в себя присягу, аналогично клятве Гиппократа у врачей.

В целом, Федеральный закон Российской Федерации должен утвердить обязательное наличие штатного психолога в любом образовательном, медицинском (включая женские консультации и хосписы), ведомственном учреждении, в офисах, банках, на предприятиях, и других подразделениях.

С целью воспитания стрессоустойчивости и умения управлять своими эмоциями и поведением, формирования ответственного родительства и способности разрешать конфликтные ситуации, развития здраво- и самосохранительного поведения следует уже в школе внедрять такие дисциплины, как «Психология здоровья», «Семьеведение», «Конфликтология» с дальнейшим изучением их в колледже и вузе.

Дополнительная информация

Вклад автора. Автор подтверждает соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional information

Author contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

Об авторах

Ольга Николаевна Потапова

Московский международный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: onpot61@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-8926-4101

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры психологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. Потапова О.Н. Ментальное здоровье населения современной России // Проблемы научной мысли. 2024. Т. 3. № 2. С. 75–79.
  2. Здравоохранение в России: российский статистический сборник, М.: Росстат, 2021. 220 с.
  3. Калашникова А.А. Психология в медицинской практике // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018. Т. 8. № 1. С. 30–31.
  4. Седова Н.Н., Сергеева Н.В. Биоэтика в пространстве культуры: монография. М.: Триумф, 2010. 128 с.
  5. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов в профессиональной деятельности врача // Биоэтика. 2015. № 1 (15). С. 58–60.
  6. Исмаилова Ю.В. Современное состояние законодательства в сфере оказания населению психологической помощи // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 51–58.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Потапова О.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.