Смыслы ценности достоинства человеческой жизни и геноевгени-зация

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Среди направлений современного научно-технического развития одно из лидирующих мест занимают новые технологии медицинской генетики: генетическое редактирование генома эмбриона человека (эмбриоинженерия), медико-генетическое консультирование, пренатальная, неонатальная, преконцепционная диагностика наследственных заболеваний, технологии отбора и селекции эмбрионов, терапевтическое и репродуктивное клонирование человека и др. Возникает вопрос: как воздействуют генетические технологии и развитие геномной медицины на изменение общественного и индивидуального сознания, и прежде всего на значение смыслов ценности и достоинства человеческой жизни?

Цель: рассмотреть основные результаты развития технологий геномной медицины, таких как рост выявления генетических заболеваний, возрастание потребности в евгенических абортах и использования эмбрионов в исследованиях, внедрение генетического тестирования.

Материалы и методы. Исторический и логический метод исследования, а также историко-философский подход позволяют автору выявить не только этическую новизну проблем генетизации здравоохранения, но и новую форму социального воплощения идей натуралистическо-прагматической этики.

Результаты. Ценностно-мировоззренческое осмысление последствий развития технологий геномной медицины приводит к необходимости введения понятия «геноевгенизации» как характеристики морального смысла происходящих в обществе процессов под влиянием внедрения новых медико-генетических практик.

Заключение. Автор обосновывает значение гуманитарно-образовательного, юридического и морально-философского уровня знания для решения задач сохранения традиционной морально-нравственной ценности достоинства человеческой жизни.

Полный текст

Развитие науки, безусловно, влияет на ментальное состояние современной цивилизации, на переоценку ценностей, на изменение интересов и доминирующих значений смыслов жизни. Это влияние выражается в таких явлениях как «цифровизация», «роботизация», «содомизация» сознания. Сегодня к этим тенденциям присоединяются и процессы геноевгенизации мышления.

Среди направлений современного научно-техни-ческого развития одно из лидирующих мест занимают новые технологии медицинской генетики: генетическое редактирование генома эмбриона человека (эмбриоинженерия), медико-генетическое консультирование, пренатальная, неонатальная, преконцепционная диагностика наследственных заболеваний, технологии отбора и селекции эмбрионов, терапевтическое и репродуктивное клонирование человека и др. Возникает вопрос: как воздействуют генетические технологии и развитие геномной медицины на изменение общественного и индивидуального сознания, и прежде всего на значение смыслов ценности и достоинства человеческой жизни? Ответ на этот вопрос включает две линии рассмотрения: деонтологический (медицинский уровень) и ментально-нравственный (уровень цивилизационный).

Цель работы

Рассмотреть основные результаты развития технологий геномной медицины, таких как рост выявления генетических заболеваний, возрастание потребности в евгенических абортах и использования эмбрионов в исследованиях, внедрение генетического тестирования.

Материалы и методы

Исторический и логический метод исследования, а также историко-философский подход позволяют автору выявить не только этическую новизну проблем генетизации здравоохранения, но и новую форму социального воплощения идей натуралистическо-прагматической этики.

Результаты и их обсуждение

Деонтологический уровень относится к системе взаимоотношений «врач – пациент». На этом уровне происходит изменение стандартов получения согласия пациентов на информацию о состоянии здоровья. Особое право приобретает «право не знать» о возможности заболевания. Ю. Хабермас трактует такое право на «генетическое незнание» как новый тип свободы [1].

Меняются традиционные временные контакты отношений «врач – пациент», включая позицию «врач – пациент в ожидании». Нового регулирования отношений требует ориентация на генетизацию здравоохранения. «Потребительская генетика» внедряет услуги на «исправление и изменение» состояния здоровья, включая «меры долголетия и активности», схемы «дизайна детей» и др.

В отличие от деонтологических перемен рассмотрение изменений под воздействием геномной медицины на цивилизационном уровне связан с ментально-нравственными процессами: переосмыслением человеком самого себя, своего достоинства и ценностей своей жизни.

Результаты и достижения исследовательской познавательной деятельности отражаются в общественном сознании и требуют оценки своего значения и осмысления.

О каких основных результатах идет речь и какие достижения требует своего отражения в понимании человеком самого себя?

К таким результатам относится:

1) возможность диагностики более 6000 наследственных заболеваний, что требует признания правомерности евгенических абортов на основании медицинских показаний состояния плода;

2) уничтожение эмбрионов человека в генетических исследованиях и практике регенеративной медицины, что требует признания права врачей и исследователей на это уничтожение;

3) возможность прогнозирования наследственных заболеваний, что требует внедрения генетического тестирования здоровья человека до рождения, после рождения и при планировании семьи.

Значение данных результатов познавательной деятельности заслуживает последовательного рассмотрения.

Возможности генетической диагностики и евгенические аборты

В результате развития генных технологий появилась возможность диагностирования более 6000 наследственных заболеваний. Как возможно использовать эти достижения? Прежде всего, разрабатывать методы их лечения. Тем не менее, к сожалению, сегодня основная масса этих заболеваний не излечивается. В этом случае преодоление болезни может быть достигнуто ее тотальным блокированием, то есть не появлением ее в ее носителе.

Речь идет о целесообразности абортов зародышей с пороками развития и о необходимости социального признания евгенических абортов. Успехи генетической диагностики логически ведут к резкому увеличению числа абортов по основанию пороков и хромосомных нарушений плода.

Как добиться социального признания массового уничтожения человеческой жизни на основе ее генетических характеристик? Для достижения социального признания евгенических абортов используется ряд прагматических аргументов:

1) евгенические аборты прагматически целесообразны, так как избавляют от забот о больном ребенке социальные службы и являются средством обеспечения комфорта и качества жизни родителям;

2) евгенические аборты – это экономически целесообразное действие, освобождающее общество от груза финансового обеспечения инвалидов и неизлечимо больных;

3) евгенические аборты – это профилактическая работа по снижению показателей детской смертности и движение к такому показателю здоровья, как «генетическая норма».

Набирающим силу прагматическим тенденциям противостоят традиционные консервативные моральные позиции:

1) евгенические аборты уничижают ценность жизни и достоинства человека. Достоинство человеческого зародыша не зависит от пороков его развития. В статье 1 «Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека» (ЮНЕСКО 1997г.) утверждается: «Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик» [2];

2) евгенические аборты – это препятствие рождению и умаление естественного права человека на жизнь независимо от «генетической нормы». Конституция РФ (ст. 20, ч.1) специально не фиксирует ни качества здоровья, ни возрастную стадию развития человеческой жизни: «Каждый имеет право на жизнь» (URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/);

3) евгенические аборты обесценивают социальное значение заботы о родившихся детях-инвалидах, снижают уровень социальной солидарности, нравственного достоинства личности и гуманности общества. Какой моральный смысл в словах Христа «был болен, и вы посетили Меня» (Матф. 25:34-36)? Речь идет не о факте нахождения в больнице, а о важности и необходимости участия, сострадания, милосердия для любого человека, как болеющего, так и для заботящегося о нем.

Конфликт между интересами научных медицинских исследований и значением сохранения в обществе ценности достоинства человеческой жизни

О наличии сложной морально-нравственной ситуации в научных медицинских исследованиях свидетельствует статья 3 (п. 5) Федерального закона РФ «О биомедицинских клеточных продуктах» от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ. В ней говорится о «недопустимости использования для разработки, производства и применения биомедицинских клеточных продуктов биологического материала, полученного путем прерывания процесса развития эмбриона или плода человека или нарушения такого процесса» (URL: https://base.garant.ru/71427992/).

Сама постановка вопроса о недопустимости подобной практики говорит не только о ее возможности, но и ее реальности. Не будем при этом ссылаться на устные признания самих исследователей, эмпирическим материалом работы которых являются абортусы, эмбрионы, полученные при in vitro оплодотворении, эмбрионы-химеры, эмбрионы, полученные терапевтическим клонированием.

Среди перечисленных форм начальных стадий жизни человека явных моральных нарушений не прослеживается в работе с абортусами. Они относятся к трупному материалу, а допустимость исследований на трупном материале в медицинском сообществе не вызывает сомнений.

Интересен в этом отношении опыт работы такого хирурга, как Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Он описывает свои исследования на трупах, которые составили важнейшую основу для написания им книги «Очерки гнойной хирургии». Ему не раз приходила мысль о недопустимости такой работы для христианина и епископа. «В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение своих работ по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!» [3]. Тем не менее очевидно, что на уровне обыденного общественного сознания сохраняется экзистенциальное почитание и традиционное уважительное отношение к мертвому человеческому телу и значение похоронного благочестия.

Допустимость использования абортного трупного материала не может быть распространена на живую человеческую жизнь в эмбриональной стадии, будь то эмбрионы, полученные при in vitro оплодотворении, или эмбрионы, полученные терапевтическим клонированием. Конфликт между научными интересами и моральным благоговением перед начавшейся жизнью очевиден.

Современные молекулярно-генетические методы прогнозирования, диагностики и мониторинга течения заболеваний, новые методы регенеративной медицины, в том числе с применением биомедицинских клеточных продуктов требуют пересмотра действующих правовых норм и этических координат. В десятом пункте «Федеральной научно-технической программе развития генетических технологий на 2019–2027 годы» к основным рискам реализации Программы отнесены «нормативные запреты и этические соображения», влекущие ограничения на проведение исследований (URL: minobrnauki.gov.ru›common/up-load/library/2020/08/). На конференциях звучат предложения о создании особой «биоэтики генетики», допускающей на основании важности генетических технологий, эксперименты и исследования на ранних стадиях человеческой жизни.

Именно поэтому особо значимо Постановление Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2023 года «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», где однозначно утверждается: «Недопустимы любые манипуляции с эмбрионами, предполагающие их умерщвление» (URL: http://patriarchia.ru›db/ text/6088088.html).

Генетическая диагностика и «новая евгеника»

К важным оценкам происходящих процессов в генетических технологиях относится позиция генетика, академика АН УССР (1976), Героя Социалистического Труда (1990) С. М. Гершензона: «… Сейчас евгеника – это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед» [4].

В медицинской генетике быстро и успешно продвигаются вперед три основные формы генетической диагностики.

Наиболее распространенной является пренатальная (дородовая) диагностика (ПД) наследственных заболеваний внутриутробного развития плода человека.

Цель пренатальной диагностики – это выявление на этапе внутриутробного развития человека имеющейся генетической патологии или генетической предрасположенности к возникновению в будущем заболеваний.

Согласно Приказу Департамента здравоохранения Москвы от 4 апреля 2005 г. № 144 «О совершенствовании организации пренатальной диагностики врожденной и наследственной патологии» ультразвуковое исследование плода и биохимическое исследование крови проводится для всех беременных в обязательном порядке без добровольного информированного согласия (URL: base.garant.ru›387381/).

При этом важно отметить, что пренатальная диагностика включает ряд процедур, которые могут сопровождаться нанесением вреда здоровью и женщине, и плоду: биопсия хориона, амниоцентез, плацентоцентез и кордоцентез. Тем не менее, нужно подчеркнуть, что для проведения аборта на основании показаний ПД получение информированного согласия пациентки все же обязательно.

В отличие от пренатальной диагностики неонатальное тестирование – это тестирование новорожденных, уже родившихся детей, как правило, в течение 10 дней после рождения. Сначала в большинстве регионов России разрешено было проводить тестирование новорожденных на 5 основных генетических заболеваний. В 1993 году неонатальный скрининг вышел на федеральный уровень. С 2018 года по приказу Департамента здравоохранения Москвы в роддомах проводилось расширенное неонатальное тестирование новорожденных на 11 наследственных заболеваний. Сегодня неонатальный скрининг проводится в 50 странах мира на 50–60 заболеваний.

С 2023 года и Россия присоединилась к диагностике 50 патологий. Ученые не скрывают своей заинтересованности в расширении масштабов диагностики. Цели благородные – выявить заболевание и начать лечение (если оно есть). Но что делать в случае неблагоприятных анализов и отсутствия методик и средств лечения выявленных заболеваний?

Выход и ответ на этот вопрос уже предложен Западом. В США в Калифорнии представили законопроект, который позволит матерям на основании неблагоприятного тестирования убивать своих детей в течение 7 дней после рождения (Тимошина Н. В США представили законопроект, разрешающий убивать новорожденных детей. 2022. URL: https://spzh.media/ ru/news/87437-v-ssha-predstavili-zakonoprojekt-razre-shajushhij-ubivaty-novorozhdennyh-detej). Цель этого законопроекта – защита матери от преследований за совершение таких действий, которые будут расцениваться как реализация женщиной ее «репродуктивных прав». Появление таких предложений явно свидетельствуют о необходимости осмысления процессов соотношения «генетического прогресса» и «нравственного регресса» современной цивилизации.

«Преконцепционная диагностика» – еще одна евгеническая по сути программа. Преконцепционная диагностика предназначена для молодых людей и пар, собирающихся вступить в брак. Она позволит выявить возможное наличие у них различных патологий, или препятствующих наступлению беременности, или осложняющих ее течение, или предупреждающих о возможной патологии их будущих детей.

Прохождение преконцепционной диагностики людьми – гарантия рождения здорового ребенка. «В России будет внедрена преконцепционная диагностика», утверждает главный специалист по акушерству и гинекологии МЗ РФ, заведующая кафедрой репродуктивной медицины и хирургии факультета постдипломного образования МГМСУ им. А.И. Евдокимова Лейла Адамян. Речь идет об административных мероприятиях – приказах, протоколах, отчетах. К сожалению, организаторы здравоохранения не учитывают перспективы изменений на уровне общественного и индивидуального сознания, возможность роста и распространения евгенических, потребительских установок в обществе.

Особой группой риска становится молодежь, осмысливающая цели и планирующая свою жизнь, вступление в брак, отношение к людям и к здоровью своих детей.

Благость целей инициаторов генетической диагностики связана с ценностями здоровья и комфорта. Выбирая на эти ценности и опираясь на потребительские интересы, отечественное здравоохранение все же евгенические термины не использует. Очевидно, сказывается историческая память о противостоянии с фашистской Германией с ее практикой евгенического регулирования жизнью общества. В отличие от России на Западе понятия «новая евгеника», «либеральная евгеника» сегодня уже вводятся в оборот и ставятся вопросы о «морально» хороших и полезных евгенических вмешательствах [5]. Например, биоэтик Николас Агар относит к ним преимплантационную генетическую диагностику эмбрионов, которая проводится при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) с целью исключения генетических аномалий плода до момента имплантации эмбрионов в полость матки [6]. С нашей точки зрения, моральность этих генетических практик весьма сомнительна, так как она допускает уничтожение не только не прошедших положительную оценку эмбрионов, но и просто «лишних».

Гласное признание полезности евгенических практик на Западе и умолчание по сути евгенической направленности исследований в медицинской генетике свидетельствуют об опасной тенденции, которую можно обозначить понятием «геноевгенизация». Геноевгенизация – термин, который фиксирует формирование социальной установки на развитие медицинских генетических технологий во имя ценности «здоровья» с опорой на идею о возможности улучшения человеческой природы. Это понятие отражает происходящие ментально-нравственные процессы и движение от «цивилизация милосердия и сострадания» к «цивилизации санатопотребления». Эти цивилизационные сдвиги неизбежно приводят к переосмыслению человеком самого себя, своего достоинства и ценностей своей жизни.

О новизне происходящих процессов

В данной ситуации важным становится вопрос о степени новизны происходящих процессов и их ментальных основаниях. Какова роль перечисленных новаций в медицине? Нужно ли их рассматривать как явления, которые требуют изменений морального сознания или сами эти достижения все же зависят от идей, уже существующих в культуре и которые влияют на современную медицинскую науку? История философской мысли свидетельствует о связи ряда направлений медицины с существующими натуралистическо-прагматическими идеями. Наиболее ярко эту связь в медицине выявил Ф. Ницше еще в XIX веке. Он даже спрогнозировал развитие направлений в медицине, которые максимально будут определяться натуралистическо-прагматическими установками. «Мораль для врачей. Больной – паразит общества… Его право на жизнь должно вызывать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении, – не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Новая ответственность врача требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни – например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить…» [7]. Удивительно, но именно эта ницшеанское понимание «новой ответственности» созвучно уже легализованной сегодня в Европе эвтаназии, практикам генетического тестирования, приводящим к многочисленным абортам, связывающим достоинство и ценность человека с состоянием его здоровья и генетическими характеристиками.

Заключение

В связи с процессами развития геномных технологий в медицине и рисками геноевгенизации общественного сознания особое значение приобретает сохранение подлинного смысла ценности достоинства человеческой жизни. Традиционно он был связан с оценкой человека и самого себя и другого человека. Эта оценка признавала достоинство человека как его неотъемлемое свойство и его сущностную особенность на уровне представителя человечества как биологического рода. Ценность достоинства включала не только признание значения жизни каждого человека, но являлась формой защиты и самозащиты жизни человека. В современной культуре ценность достоинства составляет основу признания и уважения всех прав и свобод человека, принадлежащих ему даже независимо от того, воспринимает ли и оценивает ли это он сам.

Сохранение традиционного смысла ценности достоинства человеческой жизни предполагает осознание значения задач, по крайней мере, трех уровней. Задачи образовательного уровня связаны с необходимостью совершенствования гуманитарного образования в медицинской школе. Юридические задачи относятся к разработкам на законодательном уровне максимально приемлемых форм защиты жизни человека на ранних стадиях развития и на введение принципа информированного согласия на все формы генетического тестирования.

Задачи морально-философского значения заключаются в проведении основательной теоретической работы по обоснованию смыслов ценности жизни и достоинства человека, что соответствует Указу Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502).

 

Дополнительная информация

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional information

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The author declares that they have no competing interests.

×

Об авторах

Ирина Васильевна Силуянова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Автор, ответственный за переписку.
Email: siluan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9321-9519

доктор философских наук, профессор, кафедра биоэтики, почетный профессор 

Россия, Москва

Список литературы

  1. Социогуманитарные контуры геномной медицины. Коллективная монография. М.: ИНИОН РАН, 2021. 232 с.
  2. Биомедицинская этика // Сборник нормативно-правовых документов в области прав человека в кон-тексте биомедицинских исследований / под ред. И.В. Силуяновой. Москва; Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2014. С. 304–394.
  3. Св. Лука Крымский. Я полюбил страдание… Автобио-графия. М., 2001. 79 с.
  4. Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 сто лет спустя // Чело-век. 1996. № 1.
  5. Agar N. Liberal Eugenics // Defence of Human Enhance-ment. 2004. ISBN 1-4051-2390-7. URL: https://ru.wiki-pe-dia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1% 8F_%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  6. Agar N. Why we Should Defend Gene Editing as Eugenics // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. 2019. No. 28 (1). P. 9–19. URL: https://www.cambridge.org/ core/jour-nals/cambridge-quarterly-of-healthcare-ethics/article/abs/why-we-should-defend-gene-editing-as-eugenics/00B15A EB625379F8543C43E286160B87.
  7. Ницше Ф. Сумерки кумиров. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Мысль», 1990.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Силуянова И.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах