Этика в медицинском образовании (к 85-летию Волгоградского государственного медицинского университета)
- Авторы: Седова Н.Н1,2,3
-
Учреждения:
- Журнал «Биоэтика»
- ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
- ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр»
- Выпуск: Том 13, № 1 (2020)
- Страницы: 3-4
- Раздел: Статьи
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/55351
- DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2020-1(25)-3-4
- ID: 55351
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье прослеживается сорокалетняя история становления учебного курса «Биоэтика» в Волгоградском государственном медицинском университете, которому в этом году исполняется 85 лет. Рассказано о тех, кто сыграл главную роль в становлении биоэтики как учебного курса, какие трудности и успехи были на этом пути. Прослежена логика институализации биоэтики путем создания процедур этической экспертизы. Актуальные проблемы биоэтики, а также проводимые мероприятия биоэтической направленности не освещаются и не называются, поскольку именно им посвящены материалы юбилейного выпуска журнала.
Ключевые слова
Полный текст
В этом году исполняется 85 лет со дня открытия Сталинградского медицинского института. Сейчас это Волгоградский государственный медицинский университет. И поэтому в предлагаемом читателям номере журнала «Биоэтика» мы публикуем, в основном, материалы профессоров и преподавателей этого вуза. Его богатая история вобрала в себя все, что за эти годы переживала страна. В юбилейные дни об этом много говорят, пишут, поэтому не будем повторяться. Но есть одна страница в биографии вуза, которая отличает его от любого другого медицинского образовательного учреждения. И связана она с традицией этической подготовки будущих врачей. В мае 1980-го года заведующий кафедрой марксистско-ленинской философии заслуженный деятель науки РФ профессор Матвей Абрамович Свердлин вызвал к себе двух доцентов - Евгению Антоновну Родионову и Наталью Николаевну Седову и распорядился, чтобы к новому учебному году они подготовили курс этики для студентов трех факультетов - лечебного, педиатрического и стоматологического. Надо пояснить, что в те годы об академических свободах еще не говорили, но зато они реально существовали. И кафедры не были связаны по рукам и ногам строгим перечнем учебных дисциплин и закодированным списком вырабатываемых компетенций. Кроме того, профессор М. А. Свердлин был видным ученым, участником ВОВ, известным организатором науки. Тогдашнее руководство вуза выделило учебные часы на преподавание курса этики. С этого все и началось. 3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1 (25)2020 Мне лично идея Матвея Абрамовича не понравилась. В МГУ мы ее изучали, но курс был коротким и, скорее, историческим, нежели философским. Первой ассоциацией при слове «этика» почему-то был Моральный Кодекс строителя коммунизма. Документ, кстати, был неплохой, но «навязанный», а в морали нет и не может быть безусловных норм, кем-то специально разработанных, в ней всегда есть выбор, поэтому скепсис в отношении Кодекса был оправдан. Профессор Свердлин был мудрым и прозорливым человеком, он мягко, но настойчиво вводил нас в мир нравственных ценностей медицины беседами, собственными книгами, статьями, лекциями. Он был абсолютно прав, предвидя будущие проблемы развития медицины именно как проблемы этические и правовые. В 80-х годах этика закрепилась как учебный курс в нашем вузе, хотя в других медицинских вузах ее либо не преподавали вообще, либо относили на факультатив, либо то читали, то не читали... У нас тоже были трудности, особенно в 90-е, когда случилась серьезная атака на гуманитарные дисциплины в медицинских (и не только!) вузах. Тех, кто требовал убрать этику из учебного процесса, можно было понять. Когда они учились, им это не преподавали. И вообще, кроме марксизма-ленинизма ничего не преподавали. Они не знали о существовании моральной философии, даже с «Этикой» Аристотеля вряд ли кто был знаком, кроме специалистов. И нужно было доказывать, что врач всегда решает нравственные проблемы, и лучше, если он будет решать их сознательно, опираясь на опыт поколения и понимая, почему поступает так, а не иначе. Этика врачевания в конце XX века вошла в новый период, связанный с промышленным производством лекарств, новыми открытиями в медицине, появлением новых технологий и расширением медикализации. Пришло осознание того, что бурное развитие медицины несет в себе риски для пациентов и испытуемых. В зарубежных странах создавались специальные этические комиссии и комитеты при лидерах государств. В Волгоградском медицинском уже был накоплен опыт этической подготовки будущих врачей, но нужно было сделать следующий шаг, чтобы соответствовать новым международным требованиям. И вот в 1993 году в вузе была создана одна из первых, если не первая, в стране Этическая комиссия для экспертизы научных исследований в медицине. Ее возглавил доктор медицинских наук, ныне академик РАН, Александр Алексеевич Спасов. Впоследствии комиссия была преобразована в Независимый этический комитет (НЭК). Об истории этических комитетов в России мы уже писали на страницах нашего журнала, поэтому не будем повторяться. Скажем только, что было очень-очень трудно. Много сил отдал легитимизации этической экспертизы диссертационных работ тогдашний проректор по научно-исследовательской работе профессор Вячеслав Борисович Писарев (светлая ему память!). И он добился того, чтобы все научные исследования, включая диссертационные, проходили этическую экспертизу в НЭКе! И случилось это в 2001-м году, задолго до того, как ВАК и Минобрнауки обязали все научные и учебные заведения проводить такую экспертизу. А в 2002 году, по инициативе основоположника российской биоэтики и нашего большого друга члена-корреспондента РАН Бориса Григорьевича Юдина (светлая ему память!), в Волгограде прошел Международный семинар ЮНЕСКО «Этическая экспертиза биомедицинских исследований с участием человека». Представители разных стран высоко оценили опыт Волгоградского медицинского в развитии - нет, уже не этики, а биоэтики. Именно она в те годы сформировалась как самостоятельная дисциплина, изучающая нравственное отношение к живому. И учебный курс этики в вузе постепенно трансформировался в курс биоэтики. Очень помогло то, что он был «узаконен» как обязательная учебная дисциплина в медицинских вузах Минздравом РФ. Естественно, активизировались научные исследования в области биоэтики, наши ученые стали уча ствовать в международных мероприятиях, проходили стажировку по биоэтике за рубежом, публиковали результаты своих исследований в российских и зарубежных изданиях. Логическим продолжением этой работы стало учреждение Федерального научно-практического журнала «Биоэтика» в 2008 году. Созданный по инициативе и при серьезной помощи академика РАН, ныне президента ВолгГМУ и главного редактора журнала Владимира Ивановича Петрова, сейчас он входит в Перечень ВАК и до сих пор является единственным научным периодическим изданием подобной проблематики в России. В наше время взрывного развития новых биотехнологий стал очевиден бинарный характер биоэтических проблем. Есть этика медико-биологических наук (технонаук?) и есть этика биомедицинской практики. Совмещение этих двух вариантов необходимо, но порождает серьезные гносеологические и аксиологические проблемы, разобраться в которых мы стараемся на страницах нашего журнала. Мы бережем своих авторов, мы бережем традиции этического образования Волгоградского государственного медицинского университета, мы бережем своих студентов и их будущих пациентов, потому что только умный и добрый врач может неукоснительно следовать главному принципу медицины - «Не навреди!». Спасибо нашему университету! Спасибо тем, кто были до нас, и тем, кто придет после. Главное, чтоб в их сердце всегда оставалось добро, которому учит нас БИОЭТИКА.×
Об авторах
Н. Н Седова
Журнал «Биоэтика»; ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России; ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр»
Email: nns18@yandex.ru
заместитель главного редактора журнала «Биоэтика» доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой философии, биоэтики и права; руководитель Отдела этической, правовой и социологической экспертизы в медицине
Список литературы
Дополнительные файлы
