Этические проблемы обучения клинических психологов в супервизии


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены этические проблемы достаточно новой учебной дисциплины у психологов - супервизии. Представлены два подхода к ее реализации в процессе додипломной подготовки специалистов - обучающий и личностный; затронуты такие этические вопросы, как: в каких группах должны обучаться студенты, учебных или терапевтических, содержание таких занятий с точки зрения этики и др. Предлагается обсуждение данных вопросов на посвященной супервизии специальной Всероссийской конференции.

Полный текст

Во второй половине XX века этическим аспектам в психологии стало придаваться большое значение. В частности, знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо (1971 год), посвященный исследованию реакции человека на ограничение свободы и влияния навязанной социальной роли на поведение, именно по этическим соображениям вместо запланированных двух недель продолжался всего 6 дней [2]. Значимость этико-деонтологического регулирования помогающих профессий возросла на рубеже XX-XXI веков [3, 7, 8, 9]; что в полной мере затронуло и ставшую в России массовой профессией психологию [1, 4, 6]. При этом встают различные этические проблемы, связанные не только с практической деятельностью психолога как «дипломированного специалиста», но и с его подготовкой на додипломном этапе, в частности, с супервизией. В настоящее время супервизия (от supervidere - обозревать сверху) рассматривается, прежде всего, как один из методов теоретического и практического повышения квалификации уже дипломированных специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др., в ходе которого осуществляется анализ целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии в работе с клиентами. Благодаря супервизии специалисты проясняют цели и направления своей работы с клиентами, формируют системные подходы к стратегии и тактике, она дает возможность более точно спланировать и спрогнозировать эффекты психотерапевтического вмешательства, а также осознать собственные ошибки и скорректировать процесс изменения поведения клиента. Особенно значимый результат супервизии заключается в том, что в ее процессе корректируются в нужном направлении слабые профессиональные и индивидуальноличностные особенности супервизируемого, что, как следствие, напрямую влияет на благо клиента [5]. Относительно супервизии как важной и неотъемлемой части додипломной подготовки специалиста в вузе, можно говорить, как минимум, о двух подходах к ее реализации, в частности, в соответствии с действующим Федеральным государственным стандартом специальности «Клиническая психология» (утвержден Приказом Минобрнауки России №1181 от 12.09.2016 г.). Первый подход реализуется в рамках учебной дисциплины «Психологическая супервизия», где предусмотрены как лекционные, так и семинарские занятия с обучающимися. Целью ее освоения выступает формирование у студентов-клинических психологов знаний и умений оказания оперативной и своевременной психологической помощи клиенту в решении возникших у него проблем, готовности стать консультантами для супервизируемых. В процессе изучения дисциплины студенты обучаются методам, приемам и техникам ведения различных форм психологической супервизии (индивидуальной, групповой и организационной). Специфика первого подхода представляется вполне понятной и не вызывает вопросов в части организации образовательного процесса по данной дисциплине. Что касается второго подхода, то именно он содержит в себе целый ряд проблем этического плана. Так, одновременно с дисциплиной «Психологическая супервизия» будущие клинические психологи изучают такую дисциплину специализации, как «Супервизия», которая направлена на анализ и решение собственных психологических проблем в процессе прохождения личной супервизии у опытного практикующего психолога. На практических занятиях этой дисциплины студенты осваивают супервизию как важнейшую форму психологической рефлексии работы, групповой консультативной и психотерапевтической психологической практики; «прорабатывают» и решают собственные психологические проблемы для успешной социализации и профессионализации в специальности, относящейся к группе помогающих профессий под руководством супервизора, в роли которого выступает преподаватель. В связи с этим возникают следующие вопросы. В каких группах по супервизии должны / могут быть студенты, проходящие обучение: в составленных исключительно из обучающихся «учебных» группах (и тогда занятия проводятся в обычной учебной аудитории кафедры?) или же в наряду с реальными клиентами включаться в «терапевтические» группы (работа таких групп осуществляется на базе учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, работником которого является преподаватель)? Как должны вести себя студенты в «терапевтических» группах: говорить, что они учащиеся и занимаются в группе исключительно в учебных целях или же придумывать легенду: говорить, что они - учащиеся, имеющие такие-то и такие-то проблемы и поэтому участвуют в группе или же ходят за компанию, ради интереса (рекомендовала походить подруга, которой очень понравилось) т.п. Кто должен быть руководителем терапевтической группы - преподаватель психологии вуза, у которого обучались и обучаются студенты или же совершенно «сторонний» психолог, но тогда встаёт вопрос о заключении с ним соответствующего договора, в частности, для оплаты его труда и он, фактически, становится сотрудником кафедры (внешним совместителем)? 56 Представляется, что принципиальное решение данных (и ряда других) вопросов может базироваться на этических принципах и кодексе поведения психологов Американской Психологической Ассоциации 2002-го года с исправлениями от 2010-го года. В частности, проходящий в связи с требованиями учебной программы супервизию в качестве участника группы студент не обязан разглашать в её процессе личную информацию относительно сексуального опыта, опыта злоупотребления психоактивными веществами, психологического лечения (помощи), отношений с родителями, сверстниками или другими значимыми лицами (раздел 7.04); профессорско-преподавательский состав, оценивающий академическую учебу студентов, не проводит являющуюся требованием учебной программы индивидуальную или групповую терапию, а организует возможность её прохождения у практикующих специалистов (раздел 7.05). Однако, представляется понятным, что данный подход, с одной стороны, во многом лимитирует учебную значимость супервизии (будущий психолог сообщает формальную, крайне ограниченную информацию о себе, что препятствует осознанию им процесса проработки «проблемы» на личностном уровне), а, с другой стороны, разработанные в иных социо-культуральных особенностях принципы не могут механически переноситься в иные (т.е. российские) условия. Рассматриваемые этические аспекты подготовки психологов имеют большое значение, но не всегда однозначное решение. При этом даже на специализированных конференциях, посвященным этике в психологии, им практически не уделяется внимания (как, например, на прошедшей 26 мая 2017 года I Международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии). Вышеизложенное делает целесообразным широкое обсуждение специалистами этических вопросов подготовки психологов (в частности, обучению в супервизии) на таком представительном форуме, как посвященная данной тематике специальная Всероссийская конференция и сформулированными по её материалам рекомендациями для специалистов, занимающихся супервизией.
×

Об авторах

В. В Деларю

ФГБОУВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: vvdnvd@gmail.com
кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии г. Волгоград

М. Е Волчанский

ФГБОУВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: socpsymed@mail.ru
доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и клинической психологии г. Волгоград

В. В Болучевская

ФГБОУВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: boluchevskaya@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии г. Волгоград

Ю. С. Навроцкая

ФГБОУВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: taranova.uliya@mail.ru
преподаватель кафедры общей и клинической психологии г. Волгоград

Список литературы

  1. Болучевская В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа / В.В. Болучевская // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области. - 2007. -№4. - С. 5-6.
  2. Будников М.Ю. Хранитель времени: к 85-летию Филипа Зимбардо / М.Ю. Будников // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2018. - T. 10, № 2 (49) [Электронный ресурс].
  3. Деларю В.В. Диссертации по социологии медицины / В.В. Деларю // Социологические исследования. - 2010. - № 5. - С.151-152.
  4. Деларю В.В. Некоторые этико-правовые коллизии деятельности психологической службы в вузе / В.В. Деларю, Г.В. Кондратьев, Ю.С. Навроцкая // Биоэтика. - 2017. - № 2 (20). - С.53-54.
  5. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии: Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов / С.А. Кулаков -СПб., 2004. - URL: http://medpsy.ru/meds/meds272.php
  6. Петров А.В. Этическая оценка роли клинического психолога в медицинском учреждении России (по материалам фокус группы) / А.В. Петров, Д.А. Сидорова, Ю.С. Навроцкая // Биоэтика. - 2016. - № 2 (18). - С.52-55.
  7. Седова Н.Н. Этические гарантии доказательности клинических испытаний / Н.Н. Седова // Биоэтика. - 2008. - № 1. - С.16-21.
  8. Sedova N. Ethical and legal regulation of medicine in Russia: historical overview / N. Sedova, A. Petrov // Medicine and Law. - 2016. - V 35. № 2. -P.115-130.
  9. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.
  10. Vinokur V. Social Phenomena developing in Supervision process in Balint group work / V. Vinokur // Journal Balint Society. - 2017. - V. 45. - P.17-22.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Деларю В.В., Волчанский М.Е., Болучевская В.В., Навроцкая Ю.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах