20 ЛЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА ПО БИОЭТИКЕ ЮНЕСКО В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БИОЭТИКИ
- Авторы: Кубарь О.И1
-
Учреждения:
- ФГУН НИИЭМ имени Пастера
- Выпуск: Том 6, № 1 (2013)
- Страницы: 15-19
- Раздел: Статьи
- URL: https://bioethicsjournal.ru/2070-1586/article/view/54872
- ID: 54872
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья открывает серию публикаций, посвященных 20-летию Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО с целью широкого освящения деятельности по продвижению и развитию фундаментальных направлений биоэтики в аспекте регионального влияния и взаимодействия в России и других странах кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве. Рассмотрены национальные и субрегиональные усилия и достижения по участию в биоэтической программе ЮНЕСКО, направленной на создание многоуровневой структуры комитетов по биоэтике, содействие образованию в области биоэтики и включение региона в глобальную этическую обсерваторию. В качестве самостоятельных работ планируется представление данных по осуществлению соответствующих правовых, образовательных и информационных стратегий учета и исполнения этических концепций основных нормативных актов универсального характера в области социальных и гуманитарных науки, разработанных Международным комитетом по биоэтике ЮНЕСКО, каковыми являются: Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997), Международная декларация о генетических данных человека (2003), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005).
Ключевые слова
Полный текст
В 2013 году исполняется 20 лет с момента создания Международного комитета по биоэтике (МКБ) в структуре Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 15 Уникальность МКБ ЮНЕСКО заключается в том, что данный комитет стал первым, и до настоящего времени, является единственным комитетом по биоэтике с глобальной сферой действия и подхода формирования состава экспертов. Благодаря статусу ЮНЕСКО, как крупнейшей из специализированных учреждений системы ООН международной и межправительственной организации по вопросам гуманитарного сотрудничества, Международный комитет по биоэтике наделен особыми полномочиями со стороны государств-членов по подготовке международных документов, устанавливающих фундаментальные принципы в области биоэтики. Россия традиционно проводит активную политику в ЮНЕСКО и входит в руководящие органы основных специализированных программ ЮНЕСКО, в том числе с момента создания МКБ и в его состав, объединяющий 36 независимых экспертов из различных стран мира. В личном качестве членами МКБ ЮНЕСКО были избраны: Р.В.Петров, академик РАН (1993-2000) и О.И.Кубарь, д.м.н., профессор (2008 -2015). В рамках общей стратегии ЮНЕСКО по биоэтике помимо МКБ, действует и второй совещательный орган - Межправительственном комитете по биоэтике (МПКБ), состоящий из представителей 36 государств-членов ЮНЕСКО, Россия получила мандат на представительство в состав МПКБ в октябре 2007 года. В связи с юбилеем Международного комитета по биоэтике и благодаря информационной открытости его деятельности, становится понятным целесообразность представления основных итогов реализации программ и подходов МКБ ЮНЕСКО в России и в регионе действия Бюро ЮНЕСКО в Москве. При выборе порядка изложения материала наиболее привлекательным является последовательность, определенная направлениями биоэтической программы отдела этики науки и технологии сектора социальных и гуманитарных наук штаб-квартиры ЮНЕСКО, в рамках которых осуществлялась как деятельность МКБ, так и региональных структур ЮНЕСКО. Говоря о содержании биоэтической программы, прежде всего, следует отметить объективность и реальность постановочных целей и задач. В современном мире не вызывает сомнения актуальность разработки и поддержки этического анализа и сопровождения использования новых биологических и медицинских технологий, а также создание нравственных механизмов контроля и сдерживания попытками их злоупотребления. Для осуществления таких действий, в формате активности ЮНЕСКО были четко определены стратегические направления, отвечающие на три основные категории вопросов. К первой категории следует отнести вопрос: кто, и в каком административно-правовом поле станет поднимать и решать этические проблемы? Связанным с первым, является вопрос: на основе каких фундаментальных знаний будет выработан интеллектуальный биоэтический ресурс? И, наконец, третьим вызовом должен служить вопрос: как будет обеспечена информационная доступность, дающая возможность обмена знаниями и обеспечивающая гармонизацию в сфере международного сотрудничества, что в биоэтике, представляет непреходящую ценность, так как воплощает следование принципам равноправия и справедливости. Ответами на данные вопросы послужило развитие трех направлений программы, сконцентрированных на создании и поддержке биоэтической инфраструктуры, разработке универсальной гармонизированной программы образования по биоэтике, а, в качестве, третьего компонента, обеспечение информационного доступа в формате «глобальной этической обсерватории». Усилиями аппарата отдела этики науки и технологии социальных и гуманитарных наук штаб-квартиры ЮНЕСКО и МКБ, с определяющим участием региональных структур ЮНЕСКО, внедрение конкретных элементов данной программы осуществлялось с учетом универсальных принципов биоэтики и на основе уважения и принятия правовых, культурных и религиозных традиций стран-участников. Осуществление первого направления по созданию и поддержке биоэтической инфраструктуры приобретало особое звучание в связи с историческим совпадением во времени с ходом глубоких социальнополитических преобразований, происходящих в последние десятилетия на постсоветском пространстве. Эти обстоятельства обусловили актуальность разработки и реализации национальной политики новых государств в области этики и биоэтики и поиска путей динамического правового, административного и информационного строительства в сфере этического регулирования в биомедицине путем многостороннего сотрудничества. Таким образом, особенностью подхода для реализации задач формирования биоэтической инфраструктуры в РФ и регионе в целом, служила реальная необходимость анализа и систематизации факторов и условий исторического развития биоэтики и понимание перспектив и потенциала включения в 16 глобальную систему взаимодействия в данной сфере. Структурированный анализ предшествующего опыта по вопросам исторических и культурных основ формирования этического самосознания и его практического применения в медицине; динамического процесса законотворчества в области защиты прав человека в медицине и биологии; становления биоэтики, как образовательной дисциплины, и введение этического компонента в государственную систему контроля биомедицины был осуществлен в рамках совместного проекта Форума комитетов по этике государств-участников СНГ (ФКЭСНГ) и Бюро ЮНЕСКО в Москве, при поддержке отдела этики науки и технологии сектора социальных и гуманитарных наук штаб-квартиры ЮНЕСКО. [3]. Вывод, который напрямую вытекает из проведенного анализа культурно-исторического наследия народов и государств региона подтверждает концепцию гуманитарного единства развития человечества и, в тоже время, определяет особенности, без учета которых невозможно было бы рациональное строительство биоэтической инфраструктуры. Это положение полностью совпадает с официальной позицией, высказанной в предисловии к подготовленному ЮНЕСКО Руководству № 1 «По созданию комитетов по биоэтике», где, в частности, отмечается неприемливость «диктовать или навязывать этические принципы, методы разработки конкретных подходов, на которых должна строиться политика здравоохранения, какому бы то ни было государству-члену ЮНЕСКО». В документе указывается конкретная задача внесения ряда программных предложений, основанных на предшествующих усилиях и опыта тех государств-членов, которые уже создали комитеты по биоэтике, с целью сформировать «рамки критического мышления и установить такую систему ценностей, которые бы позволили давать оценку каждому новому биологическому, молекулярному и генетическому открытию или биотехнологии» [6]. Чрезвычайно важным в данной стратегии является рассмотрение комитетов по биоэтике, как «идеальной структуры для соблюдения этических принципов здравоохранения в целом и различных нормативных актов, принятых ЮНЕСКО, в частности», что способствует целостному подходу в перспективе международного консультирования и сотрудничества. Для обеспечения гармонизированных действий при создании системы биоэтических комитетов в странах региона, включающих национальный, региональный и местный уровень, и комитетов по этике исследований, также создаваемых на разных уровнях, огромную роль сыграли 5 основных Руководств, разработанных программой ЮНЕСКО “ABC” (Assisting Bioethics Committees). Руководства покрывают вопросы организации комитетов по биоэтике (№ 1), процедур и политики их деятельности (№ 2), образовательной работы комитетов (№ 3), роль комитетов при осуществлении общественной политики (№ 4), и социальной открытости (№ 5). Опираясь на рекомендации, данные в указанных руководствах, и на основе совместных усилий региональных структур с уполномоченными на то национальными органами, путем их направленной деятельности по диссеминации принципов организации комитетов, обучению основ деятельности и последовательной поддержке, за период 2000-2007 годов комитеты по биоэтике были созданы во всех странах кластера. Для становления комитетов по этике исследований особую роль сыграла деятельность ФКЭСНГ, которая в формате общих направлений политики ЮНЕСКО, способствовала созданию нормативно-правового поля и сбалансированных методических правил и регламента по конкретным вопросам проведения этической экспертизы. Кроме того, большие усилия были направлены на образование и тренинг членов комитетов по этике, обеспечение доступа к информации, проведению широкой дискуссии и интеллектуального обмена, а также консультированию и просвещению по вопросам исследовательской этике всех заинтересованных общественных структур. Таким образом, была реализована цель первого направления биоэтической программы - содействие принятию решений и оказание практической помощи по созданию биоэтической инфраструктуры в странах региона и ее региональному и глобальному взаимодействию. Наряду с этим, проходило осуществление второго направления, посвященного продвижению и интеграции гармонизированной образовательной программы ЮНЕСКО в области этики «EEP» (EthicsEducationProgram) [7]. Следую общему подходу определения приоритетных элементов работы путем первичного изучения предшествующего опыта, в рамках нового совместного проекта ФКЭСНГ, Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ) был подготовлен аналитический обзор по состоянию преподавания 17 биоэтики в системе медицинского образования в государствах-участниках СНГ [4]. Проведенный анализ состояния преподавания биоэтики в странах региона выявил различный статус, формы и методы обучения, заключающейся в характере преподавания биоэтики как самостоятельного полноценного курса или в качестве совмещенного на отдельных медицинских кафедрах. Значительные различия имеют место по вопросу введения биоэтики на 1-2 курсах обучения студентов или на старших курсах. Нет единства в административно-методологическом подходе, как правило, преподавание ведется только на основе рабочих программ, утвержденных на уровне вузов, а официальные программы, утвержденные Министерством образования/здравоохранения, разработаны лишь в отдельных странах региона. При этом существующие программы не всегда отражают статус биоэтики как социального института современного общества, сопряженность биоэтического знания с философским осмыслением нравственно-этических проблем, не учитывают специфику медицинских учебных заведений при трактовке основных биоэтических вызовов, не ориентированы на разбор реальных клинических ситуаций. В некоторых странах отсутствуют национальные учебники, или их издание лимитировано, нет реальной системы подготовки преподавателей биоэтики с учетом междисциплинарности предмета. Смысловое содержание вышеперечисленных проблем проявляется в неравномерности качества преподавания биоэтики в разных странах, носит в ряде случаев формальный характер, что сдерживает процесс формирования ответственной и нравственно развитой личности будущего врача. В целом, на основе аналитического исследования, была выявлена насущная необходимость гармонизации учебных программ по биоэтике, действующих в странах региона с образовательной программой ЮНЕСКО. Для широкого обсуждения целей EEP и приемлемости реализации данных целей в регионе, при содействии ЮНЕСКО были организованы системные мероприятия, состоявшихся в Москве, РФ, 2005; Минске, Республика Беларусь, 2005 и 2007; Кишиневе, Республика Молдова, 2009; Ереване, Республика Армения, 2010; Баку, Азербайджанская Республика, 2009, 2011 и 2012. В ряде ведущих университетов РФ, Республик: Армения, Беларусь и Кыргызстан в течение 2010 года был осуществлен «пилотный» проект по введению образовательной программы ЮНЕСКО в области этикив учебный процесс, подготовлено издание EEP на русском языке [7]. Основным итогом этих программных усилий явилось формирование концепции и инфраструктуры сотрудничества и подготовки преподавательских кадров. Неоценимый вклад в дело развития образовательных проектов и программ в области биоэтики и прав человека внесла поддержка МПА СНГ инициативы по разработке законодательной концепции сотрудничества стран региона, направленной на приведение медицинского образования в соответствие с базовой учебной программой ЮНЕСКО по биоэтике. Результатом стало создание соответствующих рекомендаций МПА СНГ, явившихся заключительным и резюмирующим этапом работы по анализу образовательного статуса по биоэтике в регионе [4]. Стратегическим назначением рекомендаций является объединение усилий по развитию системного и всеобъемлющего подхода к интеграции принципов биоэтики и прав человека в образовательную политику и учебные программы подготовки медиков, для формирования у медицинских работников позитивных нравственных навыков и установок в целях преобразования абстрактных этических норм в реальные условия профессиональной деятельности. Конкретными шагами, направленными на повышение качества образования по биоэтики, также является создание в 2013 году отделений международной сети Кафедры ЮНЕСКО по образованию в области биоэтики на базе Государственного медицинского Университета (Волгоград, РФ) и Государственного педиатрического медицинского Университета (Санкт - Петербург, РФ). Суммарный позитивный вклад политики ЮНЕСКО в вопросе образования по биоэтике, кроме того, должен способствовать усилению сотрудничества в данной сфере путем расширение доступа к существующим информационным ресурсам и контактов между преподавателями биоэтики. Последнее, в свою очередь, обращено на развитие и внедрение в практику образовательных программ по биоэтике, подходов и методик, обеспечивающих осознание и понимание этических проблем, возникающих под воздействием научно-технического и социального прогресса. В целом, очевидно, что реализация второго направления биоэтической программы - продвижение и интеграция гармонизированной образовательной программы ЮНЕСКО в области биоэтики, напрямую сочетается с задачей третьего компонента программы по созданию условий и ресурсов включения региона в глобальную этическую обсерваторию « GEObs» (GlobalEthicsObservatory) [2]. Создание глобальной этической обсерватории была инициирована ЮНЕСКО 18 в 2005 году с целью обеспечения государств-членов необходимыми ресурсами и соответствующими средствами разрешения этических проблем, возникающих в ходе прогресса науки. Для целостного сбора и охвата информации были разработаны шесть баз данных, содержание которых формировалось на основе широкого взаимодействия специалистов различных государств-членов ЮНЕСКО. Формат глобальной этической обсерватории включает данные об экспертах, учреждениях и организациях, специализирующихся на работе в сфере этики науки (базы № 1, 2), содержание и специфику образовательных программ по биоэтике (база № 3), а также нормативно-законодательные акты в области этики и этические кодексы поведения (базы № 4, 5). МЕДИО - ресурсы по этике науки в различных государствах-членах ЮНЕСКО явились предметом интереса для Базы № 6. Доступность представленной в GEObsинформации обеспечена ее наличием на шести официальных языках ЮНЕСКО - английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском. Качественным вкладом региона в GEObsстали представленные выше обзоры по культурно-исторической, законодательной и образовательной деятельности в области этики науки, несомненно, ценным ресурсом по диапазону включения и глубине рассмотрения биоэтических проблем науки является публицистическая и издательская деятельность [1, 3, 4, 5]. Резюмируя материалы настоящей - первой публикации, посвященной 20-летию Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО, и анализу целостного и всестороннего включения России и других странах кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве в реализацию и развитие фундаментальных направлений биоэтики, необходимо особо подчеркнуть неангажированность и ответственность Международного комитета по биоэтике при исполнении данных ему высоких полномочий. Убедительным примером такого подхода, должны послужить и материалы последующих публикаций о деятельности МКБ по разработке и принятию основных международных нормативных актов: Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека (1997), Международная Декларация о генетических данных человека (2003) и Всеобщая Декларация о биоэтике и правах человека (2005), в аспекте рассмотрения регионального резонанса этих универсальных документов в области социальных и гуманитарных наук. В заключение, считаю своим приятным долгом искренне поздравить своих коллег, нынешних и предшествующих членов МКБ ЮНЕСКО, с 20-летним Юбилеем и восхититься их бескорыстным и плодотворным гуманитарным трудом. Особые слова благодарности обращены сотрудникам Бюро ЮНЕСКО в Москве, членам Российского комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, руководству и сотрудникам отдела этики науки и технологии сектора социальных и гуманитарных наук штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Специальная признательность всем экспертам и специалистам национальных и международных организаций за неоценимый вклад в дело распространения и включения достижений МКБ ЮНЕСКО в странах региона.×
Об авторах
О. И Кубарь
ФГУН НИИЭМ имени Пастера
Email: okubar@list.ru
доктор медицинских наук, Руководитель клинического отделения ФГУН НИИЭМ имени Пастера, Вице -председатель Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО, Член Российского комитета по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
Список литературы
- Апресян Р.Г., Кубарь О.И., Юдин Б.Г. Об этических принципах научной деятельности: Аналитический обзор и Проект Декларации для государств-участников СНГ// Издательство НИИЭМ им. Пастера - Санкт -Петербург, 2011. - 80 с.
- Глобальная этическая обсерватория (ГЭОбс) www.unesco.org/shs/ethics/geobs).
- Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е. Этическая экспертиза биомедицинских исследований в государствах-участниках СНГ (социальные и культурные аспекты) // Феникс. - Санкт - Петербург, 2007. - 406 с.
- Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е., Состояние преподавания биоэтики в системе медицинского образования в государствах - участников СНГ // Издательство НИИЭМ им. Пастера. - Санкт - Петербург, 2010. - 200 с.
Дополнительные файлы
