A new view on the philosophy of medicine (Review of the textbook by N.N. Sedova "Philosophy of Medicine")

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

N.N. Sedova's textbook "Philosophy of Medicine", intended for specialty students, as well as for graduate students of medical universities, students of DO, DPO and NMFO, is a relevant original and timely work on the analysis of medical activity from the point of view of the humanitarian context of modern scientific knowledge. Along with successes and achievements, today medical knowledge is unsystematized and fragmented, the main focus is not on the ways and methods of managing the internal reserves of a person, but on the creation of more and more new technological prospects and medicines. In medicine, there is no philosophical basis, the presence of which would be able to represent both the general direction of the development of medical theory and practice, and the interpretation of the innovations achieved, their conceptualization.

Full Text

В новом, и пока единственном в России, учебнике Н.Н. Седовой «Философия медицины» [1] автором предложена и логически обоснована новая структура философско-медицинского знания: медицинской онтологии, медицинской гносеологии, медицинской аксиологии и медицинской праксиологии. При рассмотрении медицинской онтологии делается вывод о ее бинарности: с точки зрения философии, вопрос о том, быть ли человеку, всегда остается положительным, а медики о нем никогда не задумываются, поскольку профессия врача существует только тогда, когда есть пациент. Возникает резонный вопрос о том, когда начинается бытие человека? Вероятнее всего, с момента рождения. А если у семейных пар возникает проблема с деторождением? Сегодня им приходят на помощь ВРТ, которые, с одной стороны, расширяют границы человеческого бытия в противовес естественному отбору, с другой стороны, применение ВРТ не влечет за собой решения моральных и правовых проблем. Следует указать, что ВРТ применяют также в случаях, когда есть вероятность возникновения генетических нарушений плода, для предотвращения передачи вирусных заболеваний партнеру или будущему ребенку, кроме того, дают возможность иметь ребенка одинокой женщине. В связи с этим возникают этические и социокультурные вопросы, особенно жаркие дебаты разгораются при обсуждении суррогатного материнства и суррогатного отцовства, где этическими экспертами становятся сами медики, ориентированные на утилитаризм, основанием которого является «польза» без учета ценности. Хотя медицинское участие в решении данного вопроса может быть выражено в оценке клинических перспектив матери и плода, а суждения о качестве и границах бытия уместны только с философских позиций. Аксиологическое пространство философии подменяется медицинским мировоззрением, которое зачастую носит субъективный характер.

Современная культура подверглась многогранным культурным и мировоззренческим трансформациям, результатом которых становится трансформация идеалов и ценностей, что позволяет достоверно демонстрировать метаморфозы в мировоззрении людей, их ценностно-мотивационную ориентацию. И если лет двадцать тому назад происходящие трансформации декларировали свободу самовыражения и поведения вопреки общественному мнению, культивирование таких ценностей, личностных качеств и свойств, как «польза», «правильные маркетинговые решения» в качестве распространенных атрибутов культуры, традиционные ценности и идеалы постепенно вытеснялись из культуры, поскольку становились все менее актуальными и востребованными, то сегодня наблюдается возрождение традиционных ценностей, основанных на помощи и сострадании, добре и благе, справедливости и стремлении к истине. В Специальной военной операции мы становимся свидетелями героизма и самоотверженности, мужества наших сограждан в утверждении российских традиционных ценностей, которые коренным образом противостоят западным ценностям «свободы». Возвращение к исконным традиционным ценностям человека и человечества должно происходить и в медицине (его осмысление). В СМИ освещается, как российские врачи в полевых условиях провели операцию и спасли жизнь украинского солдата, украинские пленные поблагодарили российских врачей и т. д. Долг врача – оказывать помощь страждущему, даже тем, которые стреляют в наших солдат в зоне боевых сражений.

Особое значение для философии медицины имеет тема отношения человека к смерти, поскольку на протяжении всей человеческой истории отношение к смерти в разных культурах было и остается весьма различно. Абсолютное большинство людей и сегодня, сознавая ее неотвратимость, никак не могут с этим примириться. О смерти, как таковой, раздумывает среди живущих только человек. Ужас смерти, горе по поводу погребения и страх перед исчезновением мертвого тела – это есть следствие потери индивидуальности, причиняемой смертью. Только с осознанием личностью индивидуальности неизменно возникает у нее страх перед неминуемой смертью. Несмотря на этот страх, вызываемый неотвратимостью смерти, у человека есть еще возможность «забыть» о ней, поставив на первый план смысл жизни. Это – естественное свойство человека, позволяющее рисковать своей жизнью, выражая тем самым способность к реализации возможности активно и продуктивно действовать.

Важнейшей компонентой в философии медицины стала потребность в философском осознании идентичности человеческого существа. Речь идет об осознании неизбежности биологической смерти человека и о необходимости определения критериев полной или частичной смерти мозга, права собственности на генетическую информацию и вопросы защиты ее идентификации. При рассмотрении всех этих и многих других биоэтических проблем сохранения здоровья людей остро встает задача философского осмысления и научного рассмотрения новейших знаний о жизни как таковой и человеческой жизни, в особенности. Жизнь людей сопряжена с социально-исторической и творческо-созидательной деятельностью. При этом единство жизни и деятельности представляется в виде целостной ко-эволюции человека со всей земной биосферой, гармонического процесса естественного сосуществования людей с природой.

Проблема жизни и смерти человека – сложнейшая философская и медико-биологическая проблема, которая имеет особый философско-мировоззренческий и морально-правовой смыслы. С общебиологической точки зрения, смерть – это один из факторов всеобщей эволюции, ее своеобразный двигатель. В результате смерти и смены поколений людей происходит естественный отбор наиболее приспособленных к жизни. Как говорили в древности, mors creator vitae est – «творцом жизни является смерть». Жить – значит умирать, то есть постепенно приближаться к своему естественному и неизбежному концу. Однако эта диалектика жизни и смерти не должна порождать в сознании людей трагического чувства приближающегося конца.

В современной теории трансгуманизма предлагается обрести человеческое бессмертие в виртуальной реальности, то есть по окончании своего земного пути человек может продолжить существование в виртуальности.

Существует проект бессмертия человека в результате «загрузки» сознания в виртуальную среду, что представляет собой концепцию прогрессивных технологий, позволяющих транслировать личность индивида на долговременных носителях информации.

Особое внимание в учебнике Н.Н. Седовой «Философия медицины» уделяется медицинской гносеологии. В этом разделе задается животрепещущий вопрос о том, является ли информатизация наукой? Недооценка научного знания, принижение роли фундаментальных наук по сравнению с новыми технологическими и техническими решениями – это результат новых методов получения информации. Технологии смогут воспроизводить сами себя не на основе разума ученых, а на основе искусственного интеллекта. В основе чего будет имитация разума. И тогда возникает вопрос о том, можем ли называть продукт работы искусственного интеллекта знанием и сможет он устанавливать истину там, где для эффективной работы потребуется мнение. В вопросах для размышления автором ставится задача о том, сможет ли искусственный интеллект заменить врача. Скорее всего, на основе полученных результатов анализов будет поставлен диагноз и далее по алгоритму лечения пациент получит лечение. Зато пациентов будут принимать во время и без огромных очередей (как это практикуется в поликлинике).

Следующий раздел учебника посвящен медицинской праксиологии, которая имеет неподтвержденный философский статус. Часть контента праксиологии взяла социальная философия, а другую – социальная психология, общая психология и социология. Автор дает определение праксиологии как философской концепции деятельности, совмещающей представления об общих правилах и ценностях кооперированных действий. При этом структура действия остается инвариантом в любых практиках: мотив – средства – цель.

Для медицины тут актуально следующее. Мотив – это ценность жизни во всех ее проявлениях. Средства – научная медицина. Цель – сохранение жизни и (или) возвращение здоровья.

Подробно рассмотрен статус медицины как социального института и ее связи с другими социальными институтами общества (государством, правом экономикой, политикой и образованием).

Достоинством учебника являются иллюстративные примеры, кейсы из практики деятельности медицины в период пандемии коронавирусной инфекции.

Рецензируемый учебник представляет собой анализ современной ситуации в современной медицине, которая нуждается в философском обосновании и гуманитарной экспертизе своих достижений для социального прогноза своего развития. Седова Н.Н. логично, обоснованно и доказательно указывает, что в этом процессе должны принимать участие и специалисты в области философии и специалисты в области медицины.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Additional Information

Funding source. The author states that there is no external funding for the study.

Competing interests. The author declares the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.

×

About the authors

Narine L. Vigel

Rostov-on-Don State medical University

Author for correspondence.
Email: 22nara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0382-4665

Head of the Department of Philosophy of the Rostov-on-Don State Medical University, Doctor of Philosophy, Professor

Russian Federation, Rostov-on-Don

References

  1. Sedova N.N. Philosophy of Medicine. Moscow, KNORUS Publ., 2023.154 p. (in Rus)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vigel N.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies