Динамика развития исламского образования в Мавритании


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется трансформация системы религиозного образования в Мавритании. Традиционное арабо-исламское образование находится в центре общественного внимания в мусульманском мире, потому что оно тесно связано как с проблемой безопасности, так и с укреплением идентичности. Современная мавританская уникальная модель религиозного образования, снискавшая авторитет и популярность в исламском мире, базируется на фундаменте исторического образовательного института под названием махдара. В статье рассматривается история возникновения махдары, цели, формы и методы обучения, адаптация древней модели образования к современности. Проведен анализ государственной политики последних десятилетий по отношению к институтам исламского образования. Установлены факторы, способствовавшие росту престижа данного вида образования. Автор приходит к выводу, что махдара смогла эффективно адаптировать свои функции, образ жизни, систему образования, социальную деятельность и интеллектуальную составляющую к современности.

Об авторах

Н. А Жерлицына

Институт Африки РАН; НИУ ВШЭ

Email: ns_inafr@mail.ru
доктор исторических наук, заместитель директора; главный научный сотрудник Центра истории и культурной антропологии, ведущий научный сотрудник, Центр изучения стабильности и рисков, Факультет социальных наук Москва, Россия; Москва, Россия

Список литературы

  1. Kobo O. M. Paths to progress: Madrasa education and Sub-Saharan Muslims’ pursuit of socioeconomic development. In: The State of Social Progress of Islamic Societies. H.Tiliouine & R.J.Estes (Eds.). Switzerland: Springer International Publishing, 2016. 727 p.
  2. Benaouda Bensaid. The Struggle of Traditional Religious Education in West Africa: The Case of Mahdara in Mauritania. Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2019. Vol. 6. № 1. Pp. 152–161.
  3. Филиппов В.Р. Системный кризис «Франсафрик». Ученые записки института Африки РАН. 2024. № 2 (67), с. 144–156. doi: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156
  4. Filippov V.R. Systemic crisis of “FranceAfrique”. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 2 (67), с. 144–156. (In Russ.). doi: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156
  5. Tarek Ladjal, Benaouda Bensaid. Desert-Based Muslim. Religious Education: Mahdara as a Model. Religious Education. 2017. March. Pр. 529–541. doi: 10.1080/00344087.2017.1297639
  6. Ould Izid Bih, El Bou. Lenseignement coranique traditionnel dans les Mahadras de Nouakchott: Etats des lieux et perspectives. Réseau Ouest et Centre Africain de Recherche en Education. Mauritania. 2009. 52 р.
  7. Hamidou Dia. Les institutions d’éducation islamique au Sahel. Agence française de développement, Paris l, France. 2022. 47 р.
  8. Jirari A. The Culture of the Desert. Rabat: al-Dar al-Bayda, 1978. 73 р.
  9. Frede B. Following in the Steps of Аisha: Ḥassāniyya – Speaking Tijānī Women as Spiritual Guides (Muqaddamāt) and Teaching Islamic Scholars (Limrābṭāt) in Mauritania. Islamic Africa. 2014. Vol. 5. № 2. Рp. 225–273.
  10. Izama M.P. Muslim Education in Africa: Trends and Attitudes Towards Faith-Based Schools. The Review of Faith & International Affairs. 2014. № 12. Рр. 38–50.
  11. Khouma S. L’école publique laïque à l’épreuve de l’éducation religieuse: analyse d’un processus d’accommodation. Liens. 2018. Vol. 1. № 26. Рp. 113–125.
  12. Ould Ahmedou E.G. L’enseignement traditionnel en Mauritanie: La mahadra ou l’école «à dos de chameau». Paris/Montréal: L’Harmattan, 1997. 225 p.
  13. Ould Ahmedou E.G. L`enseignement coranique traditionnel dans les Mahadras de Nouakchott: Etats des lieux et perspectives. Paris: L` Harmattan, 1999. 189 р.
  14. Mauritanian General Population and Housing Census. National Office of Statistics. Mauritania. 1977. https://www.healthdata.org/research-analysis/health-by-location/profiles/mauritania
  15. Ould Abdel Wedoud M. Y. Islamic scholar links religious schools and radical ideology. Magharebia Newpaper. 2011, September 23.
  16. Benaouda Bensaid, Tarek Ladjal. The Struggle of Traditional Religious Education in West Africa: The Case of Mahdara in Mauritania. Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2019. Vol. 6. № 1. Рр.152–161.
  17. Мелконян Л.А., Жерлицына Н.А. Действенная модель противостояния террористической опасности: успешный опыт Мавритании. Азия и Африка сегодня. 2023. № 3. С. 46–54. . doi: 10.31857/S032150750024990-1
  18. Melkonyan L.A., Zherlitsyna N.A. An Effective Model of Countering Terrorist Danger: Successful Experience of Mauritania. Asia and Africa today. 2023. № 3. С. 46-54. (In Russ.). doi: 10.31857/S032150750024990-1
  19. Mohammad M. Abul Maali. Foreign Students in Mauritanian Mahdaras: Eligible for jihad or secret migration? Kiffainfo. 2015, May 15. http://kiffainfo.net/article10183.html
  20. Исаев Л.М., Шишкина А.Р., Иванов Е.А. Исламское высшее образование в России: локальный опыт и влияние Ближнего Востока. Азия и Африка сегодня. 2022. № 1. С. 5–14. doi: 10.31857/S032150750018302-4
  21. Isaev L.M., Shishkina A.R., Ivanov E.A. Islamic Higher Education in Russia: Local Experience and Influence of the Middle East. Asia and Africa Today. 2022. № 1. С. 5–14. (In Russ.). doi: 10.31857/S032150750018302-4
  22. Hamidou Dia. Les institutions d’éducation islamique au Sahel. Agence française de développement, Paris l France. 2022. https://www.afd.fr/fr/actualites/agenda/les-institutions-deducation-islamique-au-sahel
  23. Asnib S. National Plan to Develop the Mahdara in Mauritania. Al-Arabiya news. 2015, June 30.
  24. Ould Abu M. Foreign students in Mauritanian courts: Candidates for jihad and secret immigration. Dune-voices news. 2017, November 29. http://dune-voices.info/public/index.php/ar
  25. Umar J. Mauritania aims to reform Mahdara education. Magharebia Newspaper. 2011, September 30.
  26. Ware R.T. The Walking Qur’an: Islamic Education, Embodied Knowledge, and History in West Africa. The University of North Carolina. 2014. 352 p.
  27. Maʼal-ʻAynayn wuld M Al-Amin. Ibn Al-Talamid Al-Shanqiti, his life and his legacy. MA Theses, University of Tripoli. 1984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025