Historical and Phenomenological Dimensions of Construction of Esoteric Reality in Taromance

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

Статья посвящена изучению социальных и культурных механизмов конструирования эзотерической реальности в рамках дискурсивной практики гадания на картах Таро, демонстрирующей все большую популярность в массовой российской и глобальной культуре. В первой части рассматриваются социокультурные факторы формирования дискурса таромантии в рамках истории модернизации западноевропейского общества от «общего кризиса» XVII в. до возникновения движения новой духовности в XX в. Доказывается, что гадательная прагматика Таро не имеет отношения к древним знаниям или архетипическим символам, а конструируется как инициатическая и доктринальная система тайных обществ с целью объединения граждан в эпоху упадка инстутциональной религии ради легитимации символических универсумов альтернативной сакральности. Во второй части статьи приводятся некоторые данные многоступечатого эмпирического исследования символической и социальной структуры гадательного перформанса таромантии в онлайн-среде. Выделены типы онлайн-дивинаторов и их зрителей, их коммуникативные стратегии, показано устройство феноменологической сети ритуала гадания и его драматургический порядок.

Full Text

Restricted Access

About the authors

Ilya V. Katerny

MGIMO University; Institute of Sociology of the Federal Research Sociological Centre of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: yarkus@mail.ru

Dr. Sci. (Sociol.), Prof. of the Department of Sociology; Leading Researcher

Russian Federation, Moscow; Moscow

Diana E. Zakieva

MGIMO University

Email: diana.zakieva@list.ru

Graduate Student

Russian Federation, Moscow

References

  1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Пер. с фр. М.: Элементарные формы, 2018. [Durkheim É. (2018) Les Formes élémentaires de la vie religieuse: le système totémique en Australie. Transl. from Fr. Moscow: Elementarnye formy. (In Russ.)]
  2. Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах / Пер. с англ. СПб.: ЕУ в СПб., 2022. [Inglehart R. (2022) Religion’s Sudden Decline: What’s Causing It, and What Comes Next? Transl. from Eng. St. Petersburg: EU v SPb. (In Russ.)]
  3. Катерный И. В. Развитие теории кризиса в социологии: эволюция идей и современность // Социологические исследования. 2023. № 10. С. 14–26. [Katernyi I. V. (2023) Development of the theory of crisis in sociology: evolution of ideas and modernity. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10: 14–26. doi: 10.31857/S013216250028301–4. (In Russ.)]
  4. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. [Losev A. F. (2001) Dialectics of Myth. Moscow.: Mysl. (In Russ.)]
  5. Луман Н. Общество общества. Кн. 2: Медиа-коммуникации / Пер. с нем. М.: Логос, 2011. [Luhmann N. (2011) Die Gesellschaft der Gesellschaft. Kapitel 2: Kommunikationsmedien. Transl. from Germ. Moscow: Logos. (In Russ.)]
  6. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Пер. с англ. М.: Академ. проект, 2020. [Malinowski B. K. (2020) Magic, Science and Religion. Transl. from Eng. Moscow: Akadem. proekt. (In Russ.)]
  7. Нанн Г. Битва с экстрасенсами. Как устроен мир ясновидящих, тарологов и медиумов / Пер. с англ. М.: Individuum, 2023. [Nunn G. (2023) The Psychic Test. An Adventure in the World of Believers and Sceptics. Transl. from Eng. Moscow: Individuum. (In Russ.)]
  8. Тирикьян Э. К социологии эзотерической культуры // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4(31). С. 247–275. [Tiryakian E. A. (2013) Toward the sociology of esoteric culture. Gosudarstvo, religiya, cerkov v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide]. No. 4(31): 247–275. (In Russ.)]
  9. Court de Gébelin A., Sanacore E. (2020) Del Gioco dei Tarocchi. Ricerche sui Tarocchi. Independently published.
  10. Decker R., Depaulis T., Dummett M. (2002) A Wicked Pack of Cards: The Origins of the Occult Tarot. London: Gerald Duckworth and Co. Ltd.
  11. Fu H., Li Y., Lee F. L. (2023) Techno-cultural domestication of online tarot reading in contemporary China. Media, Culture & Society. Vol. 45. No. 1: 74–91. doi: 10.1177/01634437221104700.
  12. Jorgensen D. L. (2020 (1992)). The Esoteric Scene, Cultic Milieu, and Occult Tarot. London, New York: Routledge.
  13. Neugebauer-Wölk M. (2010) Des Esoteriker: Wie das Esoterische im 18. Jahrhundert zum Begriff wird und seinen Weg in die Moderne findet. Aries: Journal for the Study of Western Esotericism. Vol. 10: Iss. 2: 217–231. doi: 10.1163/156798910X520601.
  14. Nichols S. (1980) Jung and Tarot: An Archetypal Journey. New York: Samuel Weiser.
  15. Rosenthal B. G. (2012) Occultism as a response to a spiritual crisis. The New Age of Russia: Occult and Esoteric Dimensions. Ed. by B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal. Berlin: Verlag Otto Sagner: 390–420.
  16. Semetsky I. (2010) Interpreting the signs of the times: beyond Jung. Social Semiotics. Vol. 20. No. 2. P. 103–120. doi: 10.1080/10350330903565600.
  17. Snow P. (2010) Performing society. Thesis Eleven. Vol. 103. No. 1: 78–87. doi: 10.1177/0725513610381376.
  18. Sosteric M. (2014) A sociology of tarot. Canadian Journal of Sociology. Vol. 39. No. 3: 357–391. doi: 10.29173/cjs20000.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences