Гигиена детей и подростков: популяционное и персонализированное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в современных условиях

Обложка
  • Авторы: Кучма В.Р.1,2,3
  • Учреждения:
    1. ФГAУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    2. ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)
    3. Российская академия наук
  • Выпуск: Том 98, № 1 (2019)
  • Страницы: 61-67
  • Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Статья опубликована: 14.10.2020
  • URL: https://bioethicsjournal.ru/0016-9900/article/view/640176
  • DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-1-61-67
  • ID: 640176

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Популяционная и вторичная массовые профилактики в современных условиях не обеспечивают желаемых результатов, в существующем виде они исчерпали свои возможности. Дети, подростки и молодежь на них практически не реагируют. Цели исследования – обоснование роли и места гигиены детей и подростков в современном обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. Выполнено экспертно-аналитическое, наблюдательное исследование. 

Развитие профилактической медицины требует изучения формирования здоровья индивидуума и детской популяции в условиях современных антропогенной и информационных нагрузок; обоснования системы гигиенической безопасности использования систем электронного образования в рамках основного и дополнительного образования, досуга детей и подростков; обоснования системы персонализированной профилактики наиболее распространённых среди детей и подростков болезней и школьно-обусловленных заболеваний. Представлена стратегия научно-технологического развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины на современном этапе социально-экономического и научно-технологического развития России. Стратегия включает популяционный и персонализированный уровни обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, формирования культуры и навыков здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Популяционный уровень – гигиеническая диагностика; совершенствование контрольно-надзорных мероприятий; осуществление производственного контроля, проведение экспертного контроля и санитарно-эпидемиологический аудит в образовательных организациях; анализ результатов медицинских осмотров и данных инфекционной заболеваемости; оценка рисков здоровью, связанных с условиями обучения; разработка и совершенствование критериев оценки обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Персонализированный уровень включает расчёт индивидуальных рисков для здоровья ребенка с последующей разработкой дорожной карты профилактической и оздоровительной работы с ним. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков требует соответствующего ресурсного обеспечения. Основные инвесторы развития гигиены детей и подростков, школьной медицины – государственные структуры и бизнес-сообщество. 

Заключение. Современный этап социально-экономического и научно-технологического развития России требует использования достижений и технологий популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков. Популяционный уровень включает гигиеническую диагностику, контрольно-надзорные мероприятия, производственный контроль, экспертный контроль, санитарно-эпидемиологический аудит, анализ медицинских осмотров и инфекционной заболеваемости, оценку рисков здоровью, разработку профилактических мероприятий. Персонализированная гигиена обеспечивает разработку дорожных карт профилактической и оздоровительной работы. Дальнейшее научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков требует соответствующего ресурсного обеспечения.

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма

ФГAУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет); Российская академия наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchmavr@nczd.ru
ORCID iD: 0000-0003-4404-2213

Член-корреспондент РАН, зам. директора по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета Сеченовского Университета Минздрава России.

e-mail: kuchmavr@nczd.ru

Россия

Список литературы

  1. Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 400 с.
  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.
  3. Величковский Б.Т. Социальная биология человека. Вестник РГМУ, 2013; 5-6: 9-18.
  4. Иванов А.Ю. Работа и здоровье подростков: гендерные аспекты. Гигиена и санитария. 2016; 95(8): 754-9.
  5. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Врач по гигиене детей и подростков - новое действующее лицо школьного здравоохранения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 2: 4-8.
  6. Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
  7. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2015; 6: 66-70.
  8. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2013. 379 с.
  9. Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2016. 610 с.
  10. Ендовицкий Д.А., Есауленко И.Э., ред. Опыт и стратегические подходы к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи на примере Воронежской области: монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 20177 400 с. ISBN 978-5-4446-0988-0.
  11. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 1: 4-11.
  12. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Методика оценки образа жизни школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 13-6.
  13. Сухарева Л.М. Актуальные проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков в развитии научной платформы «Профилактическая среда». Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 10-16.
  14. Сухарева Л.М., Поленова М.А. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене и охране здоровья детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 3: 14-9.
  15. Хизгияев В.И., Брико Н.И., Кучма В.Р., Мельниченко П.И., Гордеева Т.И., Волкова Н.А. Стандарт специалиста в области медико-профилактического дела как основа подготовки и деятельности в сфере медицинской профилактики. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 382-7.
  16. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2015; 3: 28-31.
  17. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростов. Российский педиатрический журнал. 2015; 2: 23-7.
  18. Надеждин Д.С., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Сахаров В.Г. Особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений. Российский педиатрический журнал. 2015; 2: 18-22.
  19. Алексеева Е.Г., Кучма В.Р. Оценка эффективности средств и каналов массовых коммуникаций в снижении уровня рискованного сексуального поведения подростков и молодёжи. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 2:15-20.
  20. Eggermont S. Growing up in a sexualized media culture: effects of media on adolescent`s sexual development. Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6-8 September 2017. P.24. ISBN 978 94 6165 226 3. (in English)
  21. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. 364 с. Available at: http://philosophica.ru/irvin/06.htm Дата обращения 10.05.2017 г.
  22. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с. ISBN 5-2-1-02323-1, 5-8291-0028-2.
  23. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С., Андреева Е.Е. Концептуальные и методические аспекты повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на основе оценки опасности объекта с позиций риска причинения вреда здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 12: 4-7.
  24. Зайцева Н.П., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 20-25.
  25. Шубочкина Е.И. Социальные факторы риска ухудшения здоровья подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования. Здоровье населения и среда обитания. 2008; 2: 32-35.
  26. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В., Молдованов В.В., Сафонкина С.Г. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 4: 110-115.
  27. Молдованов В.В. Методические подходы к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 8: 53-55.
  28. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Шумкова Т.В. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях г. Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 12: 13-16.
  29. Сафонкина С.Г., Иваненко А.В., Кучма В.Р. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях. Гигиена и санитария. 2012; 6: 46-48.
  30. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Оценка эффективности использования современных моделей производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита образовательными организациями города Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 8: 50-52.
  31. Huber-Stuhlpfarrer A. School doctors in Austria provide medical supply for children and adolescents independent of the socioeconomic status of their families. Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6-8 September 2017. P.67. ISBN 978 94 6165 226 3.
  32. Kluppels K., Portzky G., Hoppenbrouwers K. Early detection of adolescent mental health problems through school health care in Flanders: a feasibility study with adapted version of the youth health monitor Rotterdam. Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6-8 September 2017. P.46. ISBN 978 94 6165 226 3.
  33. Zulfu Genc. Parents` Perceptions about the Mobile Technology Use Preschool Aged Children. Journal of Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; 146: 55-60.
  34. Van Leerdam F. Youth health care the move. Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. Leuven, 6-8 September 2017. P.26. ISBN 978 94 6165 226 3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кучма В.Р., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.