«Осман» (1647) Тристана Лермита: классицистическая трагедия с романтическим конфликтом. К проблеме поэтологических возможностей драматургического текста классицизма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается драматургическое творчество Тристана Лермита, определяется его исключительное место в истории французской классицистической трагедии. В силу неоднородности, «эклектичности» его драматического письма, в котором сочетаются архаические элементы доклассицистической трагедии XVI в. и новые принципы дискурсивно-риторического построения текста, пьесы Лермита заметно отличаются от тех форм трагедийного жанра, в границах которых тот функционирует в первой половине XVII в. в творчестве П. Корнеля, Ж. Мерэ, Ж. де Ротру, Ж. де Скюдери и других современников автора. В пьесах Лермита отчётливо прослеживается характер трагедии следующих периодов: расиновского («Смерть Криспа»), просветительского («Смерть Сенеки») и романтического («Осман»). В «Османе» Лермит показал исчерпанность исторического сюжета, каким он разрабатывался классицистической трагедией с её героико-политическим идейным основанием, и вывел новый тип героя, чья исключительность раскрывается в его противопоставлении инертной, недостойной его толпе и власть которого является не свидетельством социального статуса, ролевой заданности поведения, а выражением его духовных потенций и усилий воли / действия в достижении принципиально нереализуемого (как в политике, так и в любви) идеала. Поведение Османа есть настойчивая демонстрация гордыни, стремление к абсолютной свободе в превозмогании любых препятствий, вызов невозможности. Лермиту удалось обнаружить новую природу трагедийного конфликта – несоответствие личности историческому времени, в своей сущности антигероическому, абсурдному.

Об авторах

Л. А. Симонова

Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: mouette37@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7019-0215

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Россия, 105066, Москва, ул. Спартаковская, д. 9

Список литературы

  1. Bernardin N.-M. Un précurseur de Racine. Tristan LʼHermite, sieur du Solier (1601 – 1655). Sa famille, sa vie, ses œures. Thèse pour le doctorat, présentée à la Faculté des lettres de Paris. P.: Picard, 1895. 632 p.
  2. Sage P. Le préclassicisme. P.: Del Duca, 1962. 487 p.
  3. Schweitzer Z. La Mort de Sénèque: adieu à Sénèque ou continuation du théâtre humaniste? Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et le théâtre du XVI-e siècle. 2020. № 40. P. 19–29.
  4. Fournial C. Lʼinvention tragique de Tristan LʼHermite. Retour cyclique ou inspiration sérielle. Cahiers Tristan L`Hermite. Tristan et le théâtre du XVI-e siècle. 2020. № 40. P. 31–47.
  5. Berregard S. Le parcours théâtral de Tristan au regard de lʼexemple cornélien. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et le théâtre de son temps. 2008. № 30. P. 37–47.
  6. Carriat A. Préface. Tristan LʼHermite. Choix de pages. Limoges: Rougérie, 1959. P. 9–17.
  7. Guichemerre R. Deux conseilleres perfides dans le théâtre de Tristan. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et la politique. 1994. № 16. P. 21–28.
  8. Mallet N. Osman et les politiques. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et la politique. 1994. № 16. P. 31–40.
  9. Moncondʼhui D. Éblouissement et désillusion: représentation du politique dans le théâtre de Tristan. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et la politique. 1994. № 16. P. 5–11.
  10. Arland M. Préface. Tristan LʼHermite. Le Page digracié. P.: Stock, 1946. P. 11– 61.
  11. Abraham Cl. Préface. Tristan LʼHermite. Œuvres complète. T. IV. Les Tragédies. P.: Champion, 2001. P. 12–28.
  12. Forsyth E. La tragédie de Jodelle à Cornelle (1553–1640): le thème de la vengeance. P.: Nizet, 1962. 528 p.
  13. Carriat A. Préface. Tristan LʼHermite. Théâtre complet. Alabama, University of Alabama Press, 1975. P. III–XII.
  14. Berregard S. Tristan LʼHermite, “heritier” et “precurseur”: imitation et innovation dans la carrière de Tristan L’Hermite. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2006. 480 p.
  15. Forestier G. Essai de génétique théâtrale: Corneille à lʼœuvre. Genève: Droz, 2004. 392 p.
  16. Fumaroli M. Héros et Orateurs. Rhétorique et dramaturgie cornélien. Genève: Droz, 1996. 532 p.
  17. Mallet N. Introduction dʼOsman. Tristan LʼHermite. Œuvres complètes. T. IV. Les Tragédies. P.: Honoré Champion, 2001. P. 454–461.
  18. Fort S. Le héros et l`Histoire sur la scène romantique. La pesanteur et la disgrâce // Littérature. 1999. № 41. P. 159–181.
  19. Tristan L`Hermite. Osman. P.: Éditeur Guillaume de Luznes, 1656. 198 р.
  20. Dalla Valle D. Introduction. Tristan LʼHermite. Œuvres complètes. T. IV. Les Tragédies. P.: Honoré Champion, 2001. P. 5–17.
  21. Dalla Valle D. Il Teatro di Tristan LʼHermite. Turin, Giappichelli, 1964. 339 p.
  22. Laubner J. “Tant de chimères et de monstres fantasques”. Les visions intérieures dans les tragédies Tristan LʼHermite. Cahiers Tristan LʼHermite. 2017. № 39. P. 41–55.
  23. Mallet N. Les plaintes de la mal-aimée: passion et scénographie dans la tragédie dʼOsman. Cahiers Tristan LʼHermite. 1998. № 20. P. 17–27.
  24. Mazouer Ch. La vision tragique dans La Mariane, La Mort de Sénèque et La Mort de Crispe de Tristan. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et le théâtre du XVI-е siècle. 2000. № 22. P. 4–16.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025