«Осман» (1647) Тристана Лермита: классицистическая трагедия с романтическим конфликтом. К проблеме поэтологических возможностей драматургического текста классицизма
- Авторы: Симонова Л.А.1
-
Учреждения:
- Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 84, № 2 (2025)
- Страницы: 61-79
- Раздел: Статьи
- URL: https://bioethicsjournal.ru/1605-7880/article/view/684274
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1605788025020067
- ID: 684274
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается драматургическое творчество Тристана Лермита, определяется его исключительное место в истории французской классицистической трагедии. В силу неоднородности, «эклектичности» его драматического письма, в котором сочетаются архаические элементы доклассицистической трагедии XVI в. и новые принципы дискурсивно-риторического построения текста, пьесы Лермита заметно отличаются от тех форм трагедийного жанра, в границах которых тот функционирует в первой половине XVII в. в творчестве П. Корнеля, Ж. Мерэ, Ж. де Ротру, Ж. де Скюдери и других современников автора. В пьесах Лермита отчётливо прослеживается характер трагедии следующих периодов: расиновского («Смерть Криспа»), просветительского («Смерть Сенеки») и романтического («Осман»). В «Османе» Лермит показал исчерпанность исторического сюжета, каким он разрабатывался классицистической трагедией с её героико-политическим идейным основанием, и вывел новый тип героя, чья исключительность раскрывается в его противопоставлении инертной, недостойной его толпе и власть которого является не свидетельством социального статуса, ролевой заданности поведения, а выражением его духовных потенций и усилий воли / действия в достижении принципиально нереализуемого (как в политике, так и в любви) идеала. Поведение Османа есть настойчивая демонстрация гордыни, стремление к абсолютной свободе в превозмогании любых препятствий, вызов невозможности. Лермиту удалось обнаружить новую природу трагедийного конфликта – несоответствие личности историческому времени, в своей сущности антигероическому, абсурдному.
Об авторах
Л. А. Симонова
Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: mouette37@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7019-0215
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Россия, 105066, Москва, ул. Спартаковская, д. 9Список литературы
- Bernardin N.-M. Un précurseur de Racine. Tristan LʼHermite, sieur du Solier (1601 – 1655). Sa famille, sa vie, ses œures. Thèse pour le doctorat, présentée à la Faculté des lettres de Paris. P.: Picard, 1895. 632 p.
- Sage P. Le préclassicisme. P.: Del Duca, 1962. 487 p.
- Schweitzer Z. La Mort de Sénèque: adieu à Sénèque ou continuation du théâtre humaniste? Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et le théâtre du XVI-e siècle. 2020. № 40. P. 19–29.
- Fournial C. Lʼinvention tragique de Tristan LʼHermite. Retour cyclique ou inspiration sérielle. Cahiers Tristan L`Hermite. Tristan et le théâtre du XVI-e siècle. 2020. № 40. P. 31–47.
- Berregard S. Le parcours théâtral de Tristan au regard de lʼexemple cornélien. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et le théâtre de son temps. 2008. № 30. P. 37–47.
- Carriat A. Préface. Tristan LʼHermite. Choix de pages. Limoges: Rougérie, 1959. P. 9–17.
- Guichemerre R. Deux conseilleres perfides dans le théâtre de Tristan. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et la politique. 1994. № 16. P. 21–28.
- Mallet N. Osman et les politiques. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et la politique. 1994. № 16. P. 31–40.
- Moncondʼhui D. Éblouissement et désillusion: représentation du politique dans le théâtre de Tristan. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et la politique. 1994. № 16. P. 5–11.
- Arland M. Préface. Tristan LʼHermite. Le Page digracié. P.: Stock, 1946. P. 11– 61.
- Abraham Cl. Préface. Tristan LʼHermite. Œuvres complète. T. IV. Les Tragédies. P.: Champion, 2001. P. 12–28.
- Forsyth E. La tragédie de Jodelle à Cornelle (1553–1640): le thème de la vengeance. P.: Nizet, 1962. 528 p.
- Carriat A. Préface. Tristan LʼHermite. Théâtre complet. Alabama, University of Alabama Press, 1975. P. III–XII.
- Berregard S. Tristan LʼHermite, “heritier” et “precurseur”: imitation et innovation dans la carrière de Tristan L’Hermite. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2006. 480 p.
- Forestier G. Essai de génétique théâtrale: Corneille à lʼœuvre. Genève: Droz, 2004. 392 p.
- Fumaroli M. Héros et Orateurs. Rhétorique et dramaturgie cornélien. Genève: Droz, 1996. 532 p.
- Mallet N. Introduction dʼOsman. Tristan LʼHermite. Œuvres complètes. T. IV. Les Tragédies. P.: Honoré Champion, 2001. P. 454–461.
- Fort S. Le héros et l`Histoire sur la scène romantique. La pesanteur et la disgrâce // Littérature. 1999. № 41. P. 159–181.
- Tristan L`Hermite. Osman. P.: Éditeur Guillaume de Luznes, 1656. 198 р.
- Dalla Valle D. Introduction. Tristan LʼHermite. Œuvres complètes. T. IV. Les Tragédies. P.: Honoré Champion, 2001. P. 5–17.
- Dalla Valle D. Il Teatro di Tristan LʼHermite. Turin, Giappichelli, 1964. 339 p.
- Laubner J. “Tant de chimères et de monstres fantasques”. Les visions intérieures dans les tragédies Tristan LʼHermite. Cahiers Tristan LʼHermite. 2017. № 39. P. 41–55.
- Mallet N. Les plaintes de la mal-aimée: passion et scénographie dans la tragédie dʼOsman. Cahiers Tristan LʼHermite. 1998. № 20. P. 17–27.
- Mazouer Ch. La vision tragique dans La Mariane, La Mort de Sénèque et La Mort de Crispe de Tristan. Cahiers Tristan LʼHermite. Tristan et le théâtre du XVI-е siècle. 2000. № 22. P. 4–16.
Дополнительные файлы
