Реализация права на образование детьми с миграционной историей: российские практики и зарубежный опыт

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Вовлеченность детей с миграционной историей в российскую систему образования – необходимое условие их интеграции в принимающее общество, будущей экономической и социальной успешности. Однако в школах обучается менее 20% детей-мигрантов, проживающих в нашей стране. В процессе обучения они сталкиваются с серьезными проблемами в связи с плохим знанием русского языка и пробелами в общеобразовательной подготовке, воспитанием в иной этнокультурной среде, часто отличающейся по своим ценностям и принятым правилам поведения. В России и зарубежных государствах реализуются разнообразные правовые и организационные меры, направленные на решение данных проблем и социальную адаптацию детей-мигрантов. Предметом настоящей статьи является анализ и обобщение наиболее эффективных практик.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Наталия Владимировна Варламова

Институт государства и права Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: varlam_n@list.ru

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора прав человека

Россия, г. Москва

Татьяна Андреевна Васильева

Институт государства и права Российской академии наук

Email: tan-vas@mail.ru

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник сектора прав человека

Россия, г. Москва

Елена Александровна Сорокина

Институт государства и права Российской академии наук

Email: sorokina_ea@mail.ru

кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора прав человека

Россия, г. Москва

Валентина Ивановна Чехарина

Институт государства и права Российской академии наук

Email: chekharina@mail.ru

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора прав человека

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Антонова Л. Н., Боярская С. П., Черникова И. И. Обучение и интеграция детей-мигрантов в социум // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 4. С. 4.
  2. Железнякова Е. Краткосрочное обучение детей мигрантов русскому языку как неродному: опыт Ленинградской области // Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ». 2017. № 2 (53). С. 133.
  3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Соц. исследования. 2013. № 2. С. 82, 84.
  4. Королёва Л. В. Проблемы образования детей мигрантов в городе Москве // Вестник МГПУ. Сер. «Философские науки». 2019. № 2 (30). С. 30.
  5. Куликова О. П. Обучение русскому языку детей мигрантов в рамках центра культурно-языковой адаптации (из опыта работы) // Обучение и воспитание: методика и практика. 2015. № 19. C. 124.
  6. Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проб- лемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. Т. 9. С. 69.
  7. Мукомель В. И. Особенности адаптации и интеграции детей мигрантов – представителей «полуторного поколения» // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. «Политология. Религиоведение». 2013. № 2 (11). Ч. 2. С. 192– 196, 202.
  8. Омельченко Е. А. Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 312, 313.
  9. Плюгина И. В. Правовые средства адаптации иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации // Ежегодник росс. образовательного законодательства. 2021. Т. 16. № 21. С. 109.
  10. Полетаев Д. В. Адаптация и интеграция детей мигрантов на примере Москвы: науч.-практ. конф. Интеграция и адаптация мигрантов и беженцев в России: сб. материалов. 15 ноября 2018 года г., Санкт-Петербург. СПб., 2018. С. 98–101, 107.
  11. Рудашевская О. «Для детей мигрантов все, что учитель говорит на уроке, звучит как шум дождя». Интервью с филологом Маргаритой Русецкой – членом Совета по русскому языку при Правительстве РФ // Газета.ru. 2022. 25 мая. URL: https://www.gazeta.ru/family/2022/05/25/14898422.shtml?updated (дата обращения: 21.08.2023).
  12. Семья и дети в России. 2021: стат. сб. М., 2021. С. 67.
  13. Троицкий К. Е. Всеобщее право не для каждого. Доступ к школьному образованию для детей беженцев и трудовых мигрантов в России. Доклад Комитета «Гражданское содействие». М., 2017. С. 8, 59, 60. URL: http://refugee.ru/wp-content/uploads/2017/05/Doklad-o-dostupe-k-obrazovaniyu.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
  14. Трудненко Д. А. К вопросу о перспективе обучения детей-мигрантов русскому языку при помощи технологии работы в сотрудничестве // Развитие современной науки: опыт теоретического и эмпирического анализа: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2022. С. 130–136.
  15. Beiter K. D. The Protection of the Right to Education by International Law: Including a Systematic Analysis of Article 13 of the International Covenant on Economic, Social, and Cultural Rights. Leiden; Boston, 2005.
  16. Bulandra A., Kościółek J., Majcher-Legawiec U. Educational Community and School Systems: Poland. Migrant Children and Communities in a Transforming Europe. Koper, 2019. Pp. 21, 30.
  17. Burner T., Carlsen C. Integrating Migrant Children in Primary Education: An Educator Survey in Four European Countries // Moving English Language Teaching Forward / ed. by M. Dypedahl. Oslo, 2022. Pp. 74–76.
  18. Chrzanowska A. Asystent kulturowy – innowacyjny model pracy w szkołach przyjmujących dzieci cudzoziemców // Stowarzyszenie Interwencji Prawnej. Analizy. Raporty. Ekspertyzy. 2009. Nr. 5. URL: https://interwencjaprawna.pl/wp-content/uploads/2020/04/ARE-509-asystent-miedzykulturowy.pdf (дата обращения:12.08.2023).
  19. Cummins J. Language, Power and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon, 2006. P. 35.
  20. Devine D. Value’ing Children Differently? Migrant Children in Education // Children and Society. 2013. Vol. 27. Iss. 4. Pp. 282–294.
  21. Heisler B. S. The Sociology of Immigration: From Assimilation to Segmented Integration // Migration Theory: Talking Across Disciplines / ed. by C. B. Brettell, J. F. Hollifield. New York; London, 2000. P. 83.
  22. Huttova J., Kalaycioglu E., Molokotos-Liederman L. The Education of Migrant Children. An NGO Guide to EU Policies and Actions. New York, 2010. P. 17.
  23. Jalušič V. EU Policy Brief. Migrant Children and Communities in a Transforming Europe. Koper, 2022. P. 11.
  24. Kiseleva E. V., Osipova M. N., Emelianova N. The Right to Education for Migrant Children in Light of the Latest General Comments by the UN Treaty Bodies // Proceedings of the 2018 2nd International Conference on Management, Education and Social Science (ICMESS2018). Paris, 2018. P. 1768.
  25. Osman A., Lund S. Local School Desegregation Practices in Sweden // Education Sciences. 2022. Vol. 12. Iss. 8. Pp. 1, 2, 13, 14.
  26. Siarova H., Essomba M. Á. Language Support for Youth with a Migrant Background. Policies that Effectively Promote Inclusion // Sirius Network Policy Brief Series. 2014. Iss. 4. Pp. 2, 4.
  27. Szymczyk A., Popan C., Arun, S. Othering through Language: English as an Additional Language in England’s Educational Policy and Practice // Studies in Ethnicity and Nationalism. 2022. Vol. 22. Iss. 2. Pp. 117–131.
  28. Todorovska-Sokolovska V. Integracja i edukacja dzieci imigrantów w krajach UE. Ośrodek Rozwoju Edukacji // Instytut Spraw Publicznych. URL: https://www.isp.org.pl/uploads/drive/oldfiles/17880708880897304001270035288.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
  29. Weiser B. Recht auf Bildung für Flüchtlinge – Rahmenbedingungen des Zugangs zu Bildungsangeboten für Asylsuchende, Schutzberechtigte und Personen mit Duldung (schulische oder beru iche Aus- und Weiterbildung). Berlin: Informationsverbund Asyl und Migration, 2016. S. 18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024