Реализация права на образование детьми с миграционной историей: российские практики и зарубежный опыт
- Авторы: Варламова Н.В.1, Васильева Т.А.1, Сорокина Е.А.1, Чехарина В.И.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права Российской академии наук
- Выпуск: № 7 (2024)
- Страницы: 141-154
- Раздел: Права и свободы человека и гражданина
- URL: https://bioethicsjournal.ru/1026-9452/article/view/649143
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224070124
- ID: 649143
Цитировать
Аннотация
Вовлеченность детей с миграционной историей в российскую систему образования – необходимое условие их интеграции в принимающее общество, будущей экономической и социальной успешности. Однако в школах обучается менее 20% детей-мигрантов, проживающих в нашей стране. В процессе обучения они сталкиваются с серьезными проблемами в связи с плохим знанием русского языка и пробелами в общеобразовательной подготовке, воспитанием в иной этнокультурной среде, часто отличающейся по своим ценностям и принятым правилам поведения. В России и зарубежных государствах реализуются разнообразные правовые и организационные меры, направленные на решение данных проблем и социальную адаптацию детей-мигрантов. Предметом настоящей статьи является анализ и обобщение наиболее эффективных практик.
Полный текст

Об авторах
Наталия Владимировна Варламова
Институт государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: varlam_n@list.ru
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваТатьяна Андреевна Васильева
Институт государства и права Российской академии наук
Email: tan-vas@mail.ru
доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваЕлена Александровна Сорокина
Институт государства и права Российской академии наук
Email: sorokina_ea@mail.ru
кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваВалентина Ивановна Чехарина
Институт государства и права Российской академии наук
Email: chekharina@mail.ru
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Антонова Л. Н., Боярская С. П., Черникова И. И. Обучение и интеграция детей-мигрантов в социум // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 4. С. 4.
- Железнякова Е. Краткосрочное обучение детей мигрантов русскому языку как неродному: опыт Ленинградской области // Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ». 2017. № 2 (53). С. 133.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Соц. исследования. 2013. № 2. С. 82, 84.
- Королёва Л. В. Проблемы образования детей мигрантов в городе Москве // Вестник МГПУ. Сер. «Философские науки». 2019. № 2 (30). С. 30.
- Куликова О. П. Обучение русскому языку детей мигрантов в рамках центра культурно-языковой адаптации (из опыта работы) // Обучение и воспитание: методика и практика. 2015. № 19. C. 124.
- Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проб- лемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. Т. 9. С. 69.
- Мукомель В. И. Особенности адаптации и интеграции детей мигрантов – представителей «полуторного поколения» // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. «Политология. Религиоведение». 2013. № 2 (11). Ч. 2. С. 192– 196, 202.
- Омельченко Е. А. Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 312, 313.
- Плюгина И. В. Правовые средства адаптации иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации // Ежегодник росс. образовательного законодательства. 2021. Т. 16. № 21. С. 109.
- Полетаев Д. В. Адаптация и интеграция детей мигрантов на примере Москвы: науч.-практ. конф. Интеграция и адаптация мигрантов и беженцев в России: сб. материалов. 15 ноября 2018 года г., Санкт-Петербург. СПб., 2018. С. 98–101, 107.
- Рудашевская О. «Для детей мигрантов все, что учитель говорит на уроке, звучит как шум дождя». Интервью с филологом Маргаритой Русецкой – членом Совета по русскому языку при Правительстве РФ // Газета.ru. 2022. 25 мая. URL: https://www.gazeta.ru/family/2022/05/25/14898422.shtml?updated (дата обращения: 21.08.2023).
- Семья и дети в России. 2021: стат. сб. М., 2021. С. 67.
- Троицкий К. Е. Всеобщее право не для каждого. Доступ к школьному образованию для детей беженцев и трудовых мигрантов в России. Доклад Комитета «Гражданское содействие». М., 2017. С. 8, 59, 60. URL: http://refugee.ru/wp-content/uploads/2017/05/Doklad-o-dostupe-k-obrazovaniyu.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
- Трудненко Д. А. К вопросу о перспективе обучения детей-мигрантов русскому языку при помощи технологии работы в сотрудничестве // Развитие современной науки: опыт теоретического и эмпирического анализа: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2022. С. 130–136.
- Beiter K. D. The Protection of the Right to Education by International Law: Including a Systematic Analysis of Article 13 of the International Covenant on Economic, Social, and Cultural Rights. Leiden; Boston, 2005.
- Bulandra A., Kościółek J., Majcher-Legawiec U. Educational Community and School Systems: Poland. Migrant Children and Communities in a Transforming Europe. Koper, 2019. Pp. 21, 30.
- Burner T., Carlsen C. Integrating Migrant Children in Primary Education: An Educator Survey in Four European Countries // Moving English Language Teaching Forward / ed. by M. Dypedahl. Oslo, 2022. Pp. 74–76.
- Chrzanowska A. Asystent kulturowy – innowacyjny model pracy w szkołach przyjmujących dzieci cudzoziemców // Stowarzyszenie Interwencji Prawnej. Analizy. Raporty. Ekspertyzy. 2009. Nr. 5. URL: https://interwencjaprawna.pl/wp-content/uploads/2020/04/ARE-509-asystent-miedzykulturowy.pdf (дата обращения:12.08.2023).
- Cummins J. Language, Power and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon, 2006. P. 35.
- Devine D. Value’ing Children Differently? Migrant Children in Education // Children and Society. 2013. Vol. 27. Iss. 4. Pp. 282–294.
- Heisler B. S. The Sociology of Immigration: From Assimilation to Segmented Integration // Migration Theory: Talking Across Disciplines / ed. by C. B. Brettell, J. F. Hollifield. New York; London, 2000. P. 83.
- Huttova J., Kalaycioglu E., Molokotos-Liederman L. The Education of Migrant Children. An NGO Guide to EU Policies and Actions. New York, 2010. P. 17.
- Jalušič V. EU Policy Brief. Migrant Children and Communities in a Transforming Europe. Koper, 2022. P. 11.
- Kiseleva E. V., Osipova M. N., Emelianova N. The Right to Education for Migrant Children in Light of the Latest General Comments by the UN Treaty Bodies // Proceedings of the 2018 2nd International Conference on Management, Education and Social Science (ICMESS2018). Paris, 2018. P. 1768.
- Osman A., Lund S. Local School Desegregation Practices in Sweden // Education Sciences. 2022. Vol. 12. Iss. 8. Pp. 1, 2, 13, 14.
- Siarova H., Essomba M. Á. Language Support for Youth with a Migrant Background. Policies that Effectively Promote Inclusion // Sirius Network Policy Brief Series. 2014. Iss. 4. Pp. 2, 4.
- Szymczyk A., Popan C., Arun, S. Othering through Language: English as an Additional Language in England’s Educational Policy and Practice // Studies in Ethnicity and Nationalism. 2022. Vol. 22. Iss. 2. Pp. 117–131.
- Todorovska-Sokolovska V. Integracja i edukacja dzieci imigrantów w krajach UE. Ośrodek Rozwoju Edukacji // Instytut Spraw Publicznych. URL: https://www.isp.org.pl/uploads/drive/oldfiles/17880708880897304001270035288.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
- Weiser B. Recht auf Bildung für Flüchtlinge – Rahmenbedingungen des Zugangs zu Bildungsangeboten für Asylsuchende, Schutzberechtigte und Personen mit Duldung (schulische oder beru iche Aus- und Weiterbildung). Berlin: Informationsverbund Asyl und Migration, 2016. S. 18.
Дополнительные файлы
