Армянская грамматика Ованнеса Крнеци († 1347) и ее латинские источники
- Авторы: Мурадян Г.С.1
-
Учреждения:
- Матенадаран
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 130-144
- Раздел: Из истории науки
- URL: https://bioethicsjournal.ru/0373-658X/article/view/683517
- DOI: https://doi.org/10.31857/0373-658X.2025.3.130-144
- ID: 683517
Цитировать
Аннотация
Описание грамматики армянского языка имеет давнюю историю. Через несколько десятилетий после создания алфавита Месропом Маштоцем, по всей вероятности, во второй половине V в., было переведено с греческого «Искусство грамматики» Дионисия Фракийского, и до конца XVI в. было написано 12 комментариев на него. В переводе, создавшем ядро армянской грамматической терминологии, и в комментариях некоторые факты греческого языка были искусственно приписаны армянскому. В 40-х гг. XIV в. появился отличный от них труд «О грамматике» (сохранился в единственной рукописи 1350 г.) Ованнеса, возглавившего в 1333–1347 гг. католический монастырь Крна в Нахичевани, основанный католическими миссионерами, посланными в Восточную Армению папой римским и сотрудничающими с ними братьями униторами. Фонетический раздел в нем списан с перевода Дионисия, названия частей речи и многих грамматичеких категорий следуют ему. Однако Ованнес пользовался также латинскими источниками, по образцу которых он посвятил два последних раздела синтаксису. В труде упоминается имя Присциана (VI в.), но также имеются параллели с его комментариями, в особенности с «Summa super Priscianum» Петра Гелийского (XII в.). Некоторые формулировки, в основном определения, переведены из этих источников, под их влиянием в разделе «Об имени» выделены существительное и прилагательное, более достоверно описаны глагольные времена и залог, введены понятие и термины для предложения, его видов, управления, а также упомянуто согласование. Тем не менее труд «О грамматике» содержит также самостоятельные наблюдения автора. Он написан на классическом грабаре, однако некоторые примеры в нем приводятся на среднеармянском языке.
Полный текст

Об авторах
Гоар Саркисовна Мурадян
Матенадаран
Автор, ответственный за переписку.
Email: gohar_muradyan@yahoo.com
Армения, Ереван
Список литературы
- Адонц 1915 — Адонц Н. Диoнисий Фракийский и армянские толкователи. Петроград: Типография Императорской Академии наук, 1915. [Adonc N. Dionisii Frakiiskii i armyanskie tolkovateli [Dionysius Thrax and Armenian commentators]. Petrograd: Press of the Imperial Academy of Sciences, 1915.]
- Abeghyan 1970 — Abeghyan M. Erker [Works]. Vol. IV: Hayoc‘ hin grakanut‘yan patmut‘yun, erkrord šrjan [History of Old Armenian literature, Second Period]. Yerevan: Press of the Armenian Academy of Sciences, 1970.
- Ačaṙyan 1957 — Ačaṙyan H. Hayoc‘ lezvi patmut‘yun [History of Armenian]. Vol. 2. Yerevan։ Haypethrat, 1957.
- Anasyan 1950, 1976 — Anasyan H. Haykakan matenagitut‘yun, V–XVII dd. [Armenian bibliography, V–XVII cc.]. Vols. 1, 2. Yerevan: Press of the Armenian Academy of Sciences, 1950, 1976.
- Avagyan 1977 — Avagyan S. Yovhannēs Kʻṙnecʻu ‘Hamaṙot hawak‘umn yałags k‘erakanin’ erki k‘erakanagitakan nšanakut‘yunə [The significance of the grammatical work by Yovhannēs Kʻṙnecʻi]. Yałags k‘erakanin [On grammar]. Yovhannēs Kʻṙnecʻi. Yerevan: Armenian Academy of Sciences, 1977, 52–153.
- Casella 2024 — Casella A. Bartolomeo de Podio (da Bologna) e la Scuola teologica tomista dei “Fratres Unitores” in Armenia tra il XIV e il XV secolo: un caso di interculturazione? [Bartholomew of Podio (of Bologna) and the Thomist Theological School of the “Fratres Unitores” in Armenia in the 14th and 15th centuries: A case of interculturation?]. Bologna: Edizioni Studio Domenicano, 2024.
- Cowe 2020 — Cowe P. The role of Priscian’s Institutiones Grammaticae in informing Yovhannēs K‘ṙnec‘i’s innovative account of Armenian grammar with regard to terminology, classification, and organization with special focus on his investigation of syntax. Revue des Études Arméniennes, 2020, 39: 91–121.
- Dashian 1895 — Dashian P. J. Catalog der Armenischen Handschriften in der Mechitharisten-Bibliothek zu Wien. Wien: Mechitharisten-Buchdruckerei, 1895.
- Hambardzumyan 2010 — Hambardzumyan V. Latinaban hayereni patmut‘yun [History of Latinizing Armenian]. Yerevan: Nairi, 2010.
- J̌ahukyan 1954 — J̌ahukyan G. K‘erakanakan ew ułłagrakan ašxatut‘yunnerə hin ew mijnadaryan Hayastanum [Grammatical and orthographical works in Ancient and Medieval Armenia]. Yerevan: Armenian State Univ., 1954.
- J̌ahukyan 1974 — J̌ahukyan G. Grabari k‘erakanut‘yan patmut‘yun [History of Ancient Armenian grammar]. Yerevan: Armenian State Univ., 1974.
- Khаcհikyan 1973 — Khаcհikyan L. Artazi haykakan išxanut‘yunə ev Corcori dprocə [The Armenian princedom of Artaz and the School of Corcor]. Banber Matenadarani, 1973, 11: 125–210.
- Khachikyan 1977 — Khachikyan L. K‘ṙnayi hogevor-mšakut‘ayin kentronə ew Hovhannes K‘ṙnec‘u gitakan gorcuneut‘yunə [The religious and cultural center of Kʻṙnay and the scholarly activities of Yovhannēs Kʻṙnecʻi]. Yałags k‘erakanin [On grammar]. Yovhannēs Kʻṙnecʻi. Yerevan: Armenian Academy of Sciences, 1977, 3–51.
- Kneepkens 1976 — Kneepkens C. H. “Mulier qui damnavit, salvavit”: A note on the early development of the relatio simplex. Vivarium, 1976, 14(1): 1–25.
- Muradyan 1971 — Muradyan A. Hunaban dproc‘ə ew nra derə hay k‘erakanakan terminabanut‘yan stełcman gorcum [The Hellenizing School and its role in the creation of the Armenian grammatical terminology]. Yerevan: Press of the Academy of Sciences of the Armenian SSR, 1971.
- Muradyan 2012 — Muradyan G. Grecisms in Ancient Armenian. Leuven; Paris; Dudley։ Peeters, 2012.
- van den Oudenrijn 1960 — van den Oudenrijn M. A. Linguae haicanae scriptores: ordinis Praedicatorum Congregationis, Fratrum Unitorum et FF. Armenorum Ord. S. Basilii citra Mare consistentium quotquot huc usque innotuerunt [The Armenian language writers known so far: Of the Congregation of the Order of the Preachers, of the Fratres Unitores and the Armenian Brothers of S. Basil’s Order Dwelling Beyond the Sea]. Bern: A. Francke, 1960.
- Seidler 2019 — Seidler М. Medieval Armenian congregations in union with Rome. Monastic life in the Armenian Church: Glorious past. Ecumenical Reconsideration. Dum-Tragut J., Winkler D. W. (eds.). Münster: Lit, 2019, 148–157.
- Seidler 2022 — Seidler М. Römische Liturgien in Armenischen Ordensgemeinschaften. Münster: Lit, 2022.
- Sirunyan 2017 — Sirunyan T. Hovhannes Kʻṙnecʻu kerakanakan erki sahmanumneri latineren naxōrinaknerə [The Latin archetypes of the definitions in the grammatical work by Yovhannēs Kʻṙnecʻi]. Banber Matenadarani, 2017, 24: 122–140.
- Stopka 2017 — Stopka K. Armenia Christiana: Armenian religious identity and the Churches of Constantinople and Rome (4th–15th century). Kraków: Jagiellonian Univ. Press, 2017.
- Ter-Vardanyan 2002 — Ter-Vardanyan G. Unit‘orut‘yun [The Unitorian movement]. K‘ristonya Hayastan hanragitaran [Encyclopedia of Christian Armenia]. Ayvazyan H. M. et al. (eds.). Yerevan: Publishing House of the Armenian Encyclopaedia, 2002, 1038–1039.
- Tsaghikyan 2022 — Tsaghikyan D. From the history of Catholic preaching in Armenia in the 14th century with special reference to Hovhannēs Krnetsi. Etchmiadzin. Journal of Religious and Armenological Studies, 2022, Special Issue: 45–61.
- Zarphanalean 1878 — Zarphanalean G. Patmut‘yun hayerēn dprut‘eanc‘ [History of Armenian literature]. Vol. 2: Nor matenagrut‘yun [Modern literature]. Venice: Mxitʻarist Press, 1878.
Дополнительные файлы
