Проблемы образования на страницах журнала СоцИс
- Авторы: Зборовский Г.Е.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет
- Выпуск: № 7 (2024)
- Страницы: 98-111
- Раздел: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- URL: https://bioethicsjournal.ru/0132-1625/article/view/661781
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524070108
- ID: 661781
Цитировать
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы публикационной активности журнала «Социологические исследования» по проблемам образования за 50 лет его работы. Характеризуются четыре периода: 1974–1989 гг., 1990–2000 гг., 2001–2010 гг., 2011–2024 гг. Раскрыта тенденция роста публикационной активности журнала по проблемам образования за прошедшие полвека. Показывается процесс формирования авторского актива по проблематике образования, включающего в свой состав ведущих социологов СССР и России. На первом этапе публикации отражали конституирование социологии образования как отрасли знания, ее взаимодействие с науками об образовании, «идеологическую» зависимость от позиции партийного руководства, а также интерес к школьному и профессионально-техническому образованию в стране. Специфика публикаций второго периода выражена интересом к высшему и социологическому образованию, к методологии исследования проблем образования. Журнальные статьи третьего этапа отражают расширение направлений исследований образования разных видов и уровней, а также доминирование проблематики высшего образования и вузовских общностей. На четвертом этапе актуализируется обращение к острым дискуссиям о судьбе российского образования в условиях институциональных реформ, социальных, экономических и политических вызовов, связи образования с другими сферами общества.
Полный текст

Об авторах
Гарольд Ефимович Зборовский
Уральский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
доктор философских наук, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Россия, ЕкатеринбургСписок литературы
- Афанасьев В. Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции (социальные аспекты) // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 33–40.
- Болотин И. С., Козлова О. Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 93–104.
- Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы – настоящее время) // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 14–25.
- Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х гг. // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 56–69.
- Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113–121.
- Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48.
- Добрускин М. Е. Социально-психологический портрет вузовского педагога // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 137–141.
- Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21–29.
- Зиятдинова Ф. Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 66–71.
- Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78–90.
- Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
- Ключарев Г. А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 51–59.
- Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 84–93.
- Константиновский Д. Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 117–124.
- Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 48–51.
- Костенко В. В., Яковлев Г. А. Состав авторов журнала «Социологические исследования», 1975– 1982 гг. // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 123–130.
- Лапин Н. И., Осадчая Г. И., Ядов В. А. Опыт интеграции социологического образования в вузе в научных исследованиях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 106–111.
- Леонтьева Э. О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе // Социологически исследования. 2004. № 12. С. 121–130.
- Лисовский В. Т. Принципы и критерии типологизации современного советского студенчества // Социологические исследования. 1980. № 3. C. 130–139.
- Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 84–91.
- О перспективах дальнейшего развития социологического образования в СССР // Социологические исследования. 1978. № 4. C. 183–186.
- Осипов А. М., Иванов С. В. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 105–110.
- Радаев В. А. Мнения экспертов о высшем образовании // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 51–52.
- Розов Н. С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71–75.
- Рубина Л. Я. Жизненные планы студенчества // Социологические исследования. 1978. № 3. C. 128–135.
- Руткевич М. Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 3–17; № 12. С. 58–70.
- Руткевич М. Н. Реформа образования, потребности общества, молодежь // Социологические исследования. 1984. № 4. С. 19–28.
- Саралиева З. Х.-М., Балабанов С. С. Воспроизводство научно-педагогических кадров // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 110–120.
- Сиверцева Н. А. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социологические исследования. 1994. № 3. C. 70–75.
- Смолин О. Н., Комаров А. Е. Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 107–112.
- Социологические проблемы воспитания и обучения («круглый стол» журнала «Социологические исследования» и Академии педагогических наук СССР) // Социологические исследования. 1979. № 3. C. 53–74.
- Татарова Г. Г. Методологическая культура в контексте социологического образования // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 32–41.
- Тощенко Ж. Т. Чему учить социолога и с чего начинать // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 54–61.
- Филиппов Ф. Р. Роль высшей школы в изменении социальной структуры советского общества (итоги Всесоюзного исследования) // Социологические исследования. 1977. № 2. С. 42–51.
- Филиппов Ф. Р. Социологические проблемы образования в СССР // Социологические исследования. 1974. № 2. С. 15–24.
- Харчева В. Г., Шереги Ф. Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 41–51.
- Шевченко И. О., Гаврилов А. А. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 117–123.
- Шереги Ф. Э., Кириллов А. В. Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87–98.
- Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 76–81.
Дополнительные файлы
