Болонский опыт: успехи и сомнения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Ожидаемый формальный выход российского высшего образования из Болонского процесса ставит вопрос об оценке опыта, накопленного в этой сфере за два десятилетия. Актуален вопрос о возможности и целесообразности использовать этот опыт при дальнейшем развитии существующей системе образования. В статье использованы данные мониторинга   Болонского процесса в органах управления образованием, в высших и средних учебных заведениях, а также среди их администраций и профессорско-преподавательского состава. Конкретные данные получены в совместном исследовании Центра социологии науки и образования ФНИСЦ РАН и Центра социального прогнозирования (N=3677, октябрь 2021 г.) По трем  подвыборкам выпускников - бакалавриата, магистратуры, специалитета - проанализированы следующие показатели: трудоустройство по полученной специальности, ожидаемая и фактическая заработная плата, готовность к дополнительному и непрерывному образованию. Дана оценка и прогноз применимости в условиях современных российских реалий таких «болонских» практик, как создание исследовательских университетов, ЕГЭ, ГИФО, образовательное кредитование, внутристрановые образовательные миграции и межуниверситетские обмены, преодоление неравенств и доступность качественного  образования.

Об авторах

Григорий Артурович Ключарев

Институт социологии ФНИСЦ РАН; НИУ «Московский Энергетический Институт»

Москва, Россия

Ирина Олеговна Тюрина

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Москва, Россия

Список литературы

  1. Беляков С.А. Оценка вклада высшего и среднего профессионального образования в экономику российских регионов / С.А. Беляков, Т.Л. Клячко. М.: Издательство Дело, 2016.
  2. Булатова Г.А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. №3. С.14-20 doi: 10.14258/epb201981.
  3. Бурганова И Н., Фарус О.А. Многоуровневое высшее образование в РФ: состояние и проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71, часть 1. С. 53-56.
  4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социального прогнозирования, 2010.
  5. Днепров Э.Д. Образование и политика (в 2 т.). М.: Мариос, 2006.
  6. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века (в 2 т.). М.: Мариос, 2011.
  7. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 102–105.
  8. Добрынина М.В. Государственная политика в области инженерного образования: традиции и современность. М.: Триумф, Лучшие книги, 2019.
  9. Каменский Е.Г. Коррупциогенные риски модернизации высшего образования в социокультурном контексте современной России: теоретический очерк // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. №2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/29KLSK221.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
  10. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. №1. С.100-116. doi: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116.
  11. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.И. Университеты в России: как это работает. М.: Издательский дом НИУ-ВШЭ, 2022.
  12. Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. 2022. Т.31. №1. С. 91–112. doi: 10.17323/1811-038Х-2022-31-1-91-112.
  13. Маликова В.В. Использование потенциала человеческого капитала предпенсионеров в решении задачи снижения безработицы и трудоустройства студентов и выпускников вузов: теоретические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. №54. С.158-169. doi: 10.17223/19988648/54/8.
  14. Образование в цифрах. Краткий статистический сборник / Л.М.Гохберг ред. М.: Издательский Дом НИУ-ВШЭ, 2020.
  15. Окунькова Е.А. Интегральная оценка высшего образования // Гуманитарные технологии и интеллектуальное лидерство. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 155-159.
  16. Суходолов А.П., Анохов И.В., Михалёва Е.О. Университетская наука. Внутренние возможности стимулирования научной̆ деятельности в российских университетах // Экономика науки. 2019. №2. С. 129–142.
  17. Трифанков Ю.Т. Вуз и российское общество: 30-90 годы XX века. / Трифанков Ю.Т., Рафиенко Е.Н. Брянск: Изд-во БГТУ, 2000.
  18. Упоров И.В. Научно-педагогическая свобода и стандарты в вузах: проблема соотношения в рамках единого образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №8. С. 78–83.
  19. Ширинкина Е.В., Кельчевская Н.Р. Система «Настройка образовательных структур» («Tuning of educational structures») при формировании единого образовательного пространства // Современное образование. 2020. №1. С. 33–52. doi: 10.25136/2409-8736.2020.1.3191.
  20. Clarke M., Luna-Bazaldua D. Primer on Large-Scale Assessments of Educational Achievement. National Assessments of Educational Achievement;. Washington, DC: World Bank, 2021.
  21. Kliucharev G. New Challenges in Adult Learning Policy in Russia / Post-school Education and the Transition from State Socialism / Ed. by James Muckle and W. John Morgan. Nottingham: Continuing education press, 1999.
  22. Rado P. Transition in Education: Policy Making and the Key Educational Policy Areas in the Central-European and Baltic Countries. Budapest: Open Society Institute, 2001.
  23. Rado P. Governing Decentralized Education Systems: Systemic Change in South Eastern Europe. Budapest: Open Society Institute, 2011.
  24. World Bank. World Development Report — From Plan to Market. New York: Oxford Univ. Press, 1996.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023